Формирование грамотного читателя на уроках и во внеклассной работе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Advertisements

Технологии развития критического мышления. Бортовые журналы Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Учитель русского языка и литературы: Худяковой Л Худяковой Л.В.
Определение СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Как научить ребёнка грамотно читать?. Чтение в России идёт на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. Именно родители, как самые заинтересованные.
Технология «Развитие критического мышления» Проблемная тема учителя начальных классов Ганичевой Е.Б.
Рассматриваемые вопросы Базовая модель критического мышления Базовая модель критического мышления Калейдоскоп уроков Калейдоскоп уроков Технология критического.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Технология критического мышления. Синквейн. Мастер-класс подготовила: Лихачева Г.А., педагог МОУДОД «Станция юннатов» г.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Выполнила: Разживина Е.А.. СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений,
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Д ОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОРОГИЕ УЧЕНИКИ ! УЧЕНИК ! Проверь себя, как ты готов Начать сегодня наш урок. На парте то, что нужно нам, Чтоб плыть к далеким берегам!
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Транксрипт:

Формирование грамотного читателя на уроках и во внеклассной работе

1-й уровень элементарное чтение. Безошибочная дифференцировка буквенных знаков. Безошибочное чтение слов. Понимание смысла слов. Понимание смысла предложения. Уровни формирования навыков чтения

2-й уровень грамотное чтение вслух. Понимание общего содержания текста. Умение выделять главную мысль текста. Понимание связанности и последовательности событий. Умение находить заданную информацию. Умение пересказать информацию.

3-й уровень грамотное чтение про себя. Понимание общего содержания текста. Умение выделять главную мысль. Понимание связанности и последовательности событий. Умение находить заданную информацию. Умение пересказать содержание.

4-й уровень грамотный читатель. Понимание связи информации. Рефлексия по поводу содержания текста. Рефлексия по поводу формы текста. Осмысление и анализ текста.

Предметные компетенции: - умение понимать слово, текст, язык искусства - умение читать текст, адекватно понимать написанное - умение вступить в диалог - умение задать вопрос - умение определить авторскую позицию

- умение сформулировать свою позицию и высказать ее - умение организовать монолог, диалог - умение использовать термины - умение определять функциональное назначение художественных средств

Грамотное чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Словесное рисование, создание иллюстраций, выразительный пересказ, составление таблиц «Как построена волшебная сказка?», наконец, создание собственных сказок, загадок, инсценирование сказок способствуют формированию читательских компетенций.

На формирование читательских компетенций направлено задание озаглавить каждую часть текста. Проверяя выполнение этого задания, учитель контролирует качество чтения, так как умение озаглавить текст демонстрирует способность извлекать главную информацию из него. Этот прием работы используется и в дальнейшем, в 6-7 классах.

Важна словарная работа на уроках и дома. Можно составлять словари трудных и незнакомых слов, встретившихся в текстах (как правило, это архаизмы или историзмы), проводить словарные диктанты. Это не только расширяет словарный запас учащихся, но и позволяет понять прочитанный текст.

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Кивер- высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.

Проблемный вопрос на уроках литературы – важнейшее средство формирования читательских компетенций, а умение задать такой вопрос – главная черта пытливого, аналитически мыслящего читателя.

Можно ли было предотвратить дуэль между Онегиным и Ленским? Чувства Желткова -это большая любовь или слепой восторг? Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы Государыня Императрица не простила Петра Гринева ?

Можно предложить учащимся три мнения по этому вопросу. 1. Поставить во главе красногвардейцев Христа означало со стороны поэта благословить революцию». (А. Турков. Русская литература XX века. М 1994) 2. «Христос вовсе не идет во главе 12 красногвардейцев, а, напротив, преследуется ими». (М. Волошин. 1918) 3. «Вероятнее всего, Иисус выступает в поэме как Спаситель грешных душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые не ведают, что творят. Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие это истинное дело Христа, а не возглавить и не благословить их на дальнейшие злодеяния» (Г. Яковлев. «Впереди Иисус Христос») Почему в конце поэмы возникает образ Христа?

Анализ стихотворения трудная форма работы на уроках литературы. А начинать надо, на мой взгляд, с работы над выразительным чтением стихов. Именно в процессе обучения выразительному чтению развивается эмоциональное восприятие и закладываются основы аналитического мышления учащихся.

Следует систематически проверять знание теории литературы. Как эти средства помогают донести до читателя мысль и чувства автора произведения? На этот главный вопрос ищут ответ учащиеся вместе с учителем.

Прочитайте текст, впишите названия средств языковой выразительности, использованных писателем. (1) Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. (2)Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. (3) Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. (4) Улицы курились дымкой,и скрипел сбитый гигантский снег. (5) И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. (6) Днём их окна были черны, а ночью горели рядами в тёмно-синей выси. (7) Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. (8) Днём с приятным ровным гудением бегали трамваи с жёлтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных. (9) Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и тёмные воротники – мех серебристый и чёрный – делали женские лица загадочными и красивыми. (10) Сады стояли безмолвные и спокойные, отягчённые белым, нетронутым снегом. (11) И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. (12) Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами. (13) Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимались, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порю в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. (14) Старые, сгнившие чёрные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страшной высоте. (15) Отвесные стены, заметённые вьюгою, падали на нижние далёкие террасы, а те расходились всё дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющиеся по берегу великой реки, и тёмная скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море. (М.А.Булгаков «Белая гвардия») В описании Города, как бы слитого воедино с природой, автор использует такие средства языковой выразительности как ________________________ (предложения 1, 3, 7) _______________________ (предложения 4, 8, 10 и др.), а в предложении 15 дважды использует __________________. Красоту и величие Города подчёркивают также ________________________(предложение 1-2), _______________________ (предложение 5).

«Дневник читательских наблюдений». Используется прием «Двухчастного дневника». В левой части учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатления, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации, озадачили, вызвали протест или восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

Форма «Трехчастного дневника» включает третью графу – вопрос к учителю по поводу прочитанного. Возможна иная форма трехчастного дневника:1 графа-цитата, 2 графа - почему она привлекла внимание, возникшие вопросы, 3 графа - комментарий по прошествии некоторого времени (ответы). Такой дневник – для более вдумчивого, «длительного» чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на вопросы после размышлений, изучения и обсуждения произведения.

ТРКМ СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Владимир Дубровский (А.С. Пушкин Дубровский) Храбрый, честный Защищает, мстит, любит Владимир никогда не сдается Благородство

Маша (А.С. Пушкин Дубровский) Умная, красивая Любит, прощает, страдает Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе. Красота