Славянские языки Какие из указанных славянских языков используют алфавит на основе древней кириллицы? Какой другой алфавит лежит в основе оставшихся языков?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Славянские языки Какие из указанных славянских языков используют алфавит на основе древней кириллицы? Какой другой алфавит лежит в основе оставшихся языков?
Advertisements

С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают. Устная речь – это речь, которую мы произносим, слышим. Письменная.
Классификация тестовых заданий по русскому языку.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Слайды к урокам русского языка в 3 классе по программе Л.И. Тимченко учитель начальных классов МОУ «Гимназия 17» г. Электросталь Московской области Симоянова.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Правописание гласных О-Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных Малявкина Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Интересно проходят словарные диктанты. Вместе с написанием слов идет и проверка задания.
Для чего мы изучаем русский язык? Что изучает лексика? Что такое антонимы? Что такое синонимы? Что такое омонимы,
Урок-соревнование для 3-4 классов Подготовили и провели:ТурбабинаН.М. ПерехожеваР.А.
УО «Поставская государственная районная гимназия» Открытый урок в 6-м классе на тему «Имя прилагательное как часть речи» Подготовила: Россоха Л.Т. Учитель.
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Повторение. Состав слова и словообразование. Орфография.
Блиц-опрос Веришь ли ты, что… Фёдорова Г.В. МБОУ» Лицей.
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
Суходольская СОШ 2 МОИСЕЕВА Т. В. учитель начальных классов.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
Предложение. Презентация по русскому языку по теме "Предложение"
Транксрипт:

Славянские языки Какие из указанных славянских языков используют алфавит на основе древней кириллицы? Какой другой алфавит лежит в основе оставшихся языков? русский польский белорусский словацкий сербский

История азбуки Как назывались эти буквы славянского алфавита : U W F K ¤ ½ h Как называлась в кириллице каждая из букв в слове: 1. Жизнь 2. Слуга 3. Добро

История фонетических, грамматических и словообразовательных изменений Какая грамматическая форма, утраченная в современном русском языке, отражена в подчеркнутых словах? Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода, длинные пояса Докажите, что в приведенных рядах исторически родственные слова. Какие значения утрачены, какие приобретены современными словами? Кика, кичка, кичиться. Еда, яства, тунеядец, сыроежка, обед. Запятая, (знак) препинания, вспять, препона. Какие слова в следующих рядах родственные (с исторической точки зрения и с современной)? Отметьте также слова, потерявшие родственные связи только в современном русском языке. Корень, укор, коряга, скорняк, кора, корица, скорлупа, шкура, корыто, короткий, сокращение. Оконный, окончить, око, заочный, исконный, около, коло, калач, кольцо, околица, закон, конец, испокон.

Исторические процессы в словообразовании Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения мир, доброта, мыло, польза, подошва, однажды, улика, обморок, гончар

Исторические процессы в словообразовании Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения Свадьба, дело, втихомолку, живот, корыто. Масло, мальчик, позорить, вгорячах, столица. Ответы с исторической точки зрения: Свад-ьб-а (было сват-ьб-а), де-л-о, в-тих-о-мол-к- у (было въ-), жи-в-от было –ъ на конце), кор-ыт-о. Мас-л-о, мал-ьч-ик(-ъ), по-зор-и-ть (ти), в-гор-яч- ах (было въ-гор-яч-ах-ъ), стол-иц-а.

История грамматических форм Что можно сказать о роде данных существительных? Чем объясняется наличие стольких форм рода? вольер – вольера, манжет – манжета, банкнот – банкнота; георгин– георгина, клавиш– клавиша компонент- компонента

История грамматических форм В «Российской грамматике» М.В. Ломоносова сказано: «Числительные двое, трое, четверо, десятеро и проч. во вс ѣ хъ падежахъ требуютъ существительнаго въ родительномъ множественномъ: двое м ѣ щанъ, трое б ѣ глыхъ, девятеро разбойниковъ. Но сiе употребляется только о людяхъ, и то по большой части нискихъ. Ибо не прилично сказать: трое бояръ, двое архiереевъ: но три боярина, два архiерея. Въ бездушных вещехъ, которыя только во множественномъ употребительны, полагаются сiи числительныя съ окончанiемъ на И, согласными падежами: двои сани А не свойственно сказать: пятеры столы; но пять столовъ. Также кром ѣ челов ѣ ка о прочихъ животныхъ не говорится: шестеры лошади, двои слоны; несвойственно, но шесть лошадей, два слона. Существительные бездушных вещей единственного числа не имеющiе, склоняются съ сими числительными по общему правилу согласия: двои часы, двоихъ часовъ, двоимъ часамъ, двоими часами, о двоихъ часахъ». О каком правиле здесь идёт речь?

Пословицы и поговорки Закончите пословицу. Близок локоть … Всякому овощу … Для милого дружка … И швец, и жнец … Не было ни гроша … Не всё коту масленица … Рад бы в рай … Не по хорошу мил … Какова пряха … Начните пословицу. … тому глаз вон. … а молчание – золото. … а в несчастье утешает. … борозды не испортит. … и меч не сечёт. … из поля вон.... полезай в кузов. … а человек - место. … а правду режь.

История крылатых выражений Установите авторство и объясните смысл следующих высказываний: 1) Растекаться мыслью по древу. 2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. 3) Ворона в павлиньих перьях. 4) Врачу, исцелися сам. 5) Попасть в переплёт.

Переводы с древнерусского языка 1. Переведите текст на современный русский язык. 2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам. Аще ли же къто поидеть и мыслити начнеть и славити и тако закрыеть Господь градъ. и покажетьс# емq лhсомь и пqстымь мhстомь. и ничто таковыи полчить собh. но тъкмо соблазнъ и поносъ емq бдеть за сие Бога. Казнь прииметь здh и бдщии вhкъ. осждениh и тьмu кромешню. И сеи градъ Китежь невидимъ бысть и покровенъ божиею, иже на конець вhка сего многом­слезъ достоиного покры Господь тои градъ дланию своею. И невидим бысть по молению и прошению. иже достоинh и праведнh Том припадающихъ. иже не зрить скорби и печали ^звhря антихриста. Токмо w насъ печалють день и нощь, w ^стплении нашемъ. всего госдарьства московского, яко антихристъ царьстветь въ немъ. (Сказание о граде Китеже) Примечание: мыслити здесь сомневаться.

Переводы с древнерусского языка … 1. Переведите текст на современный русский язык. 2. Сделайте лексический и синтаксический комментарий отрывка. iшьдъшю же емоу на земл\ сърhтеи ~динъ отъ града iже имh бhсы отъ лhтъ мъногъ i въ не облачааше с# i въ храмh не живhаше нъ въ гробhхъ… (Мариинское.ев.)

Переводы с древнерусского языка Сиа испов ѣ да qченикомъ своимъ отець Пафнyтие, слышавъ отъ т ѣ хъ, иже постави Батыи властели по рyсьскымъ градомъ, иже баскаки нарицаеть т ѣ хъ "зыка р ѣ чь. Д ѣ дъ ~го Мартинъ б#ше баскакъ въ град ѣ Боровьсц ѣ. Егда же qбиенъ бысть безбожныи Батыи секирою богоданною отъ qгорьскаго крал" Владислава, ~гоже крести св#тыи Сава, жители Рyсьскы" земл# избивати повел ѣ ша Батыевы властели, поставлены" по градомъ, аще которыи не креститс#. И мнози отъ нихъ крестишас#, тогда и отьца Пафнyти" д ѣ дъ крестис# и нареченъ бысть Мартинъ. (По Волоколамскому патерику)

Задание по диалектологии Носительницу одного из русских диалектов спросили, какие имена были раньше у её односельчан. Вот как она их произнесла: Сёмка, Симён, Ляксей, Бестямьян, Катирина, Йилена, Лянуся, Зинок, Митяй,Витёк, Фядот, Стяпан, Хрéстя, Христина, Фядяша. Вставьте пропущенные буквы после мягкого согласного в соответствии с произношением носителей этого диалекта: Ал___ксандр, Ер___мей, П___тро, С___рёга, Б___ляна (белая), М___шаня.

Ответ по диалектологии 2) а) в тех словах, где в современном литературном языке пишется буква и, в говоре всегда произносится [и] вне зависимости от остальных условий, б) на месте букв е, я перед ударным [а] всегда [а], в) на месте букв е, я перед мягким согласным (если ударный гласный не [a]) 1) АлЯксандр, ЕрИмей, ПЯтро, СИрёга, БЯляна, МИшаня. всегда [и], перед твёрдым [a]. 3) В предударном слоге имени Сергéй произносится [а] при произношении [р], [и] – при произношении [р]. 1) АлЯксандр, ЕрИмей, ПЯтро, СИрёга, БЯляна, МИшаня.