Особенности развития и обучения учащихся с ведущей левой рукой «… левшество – удивительное и загадочное явление в истории развития человеческой природы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ВЫПОЛНИЛА: РЯБУШКО ВЕРА ИВАНОВНА.
Advertisements

Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Электронное методобъединение психологов. Адаптация леворуких детей в школе.
Здоровьесберегающие технологии. Развитие умственных способностей и физического здоровья на уроках в начальной школе. Иванина Валентина Викторовна учитель.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
Очень важно, что бы ребенок, был подготовлен к школе и не только интеллектуально, но и физически, и психологически!
Психологическая готовность детей к школе Будущие первоклассники Выступление психолога школы, куратора начальной школы, Карепиной Е. К.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Подготовила : педагог - психолог Жданова С. А Консультация для родителей « Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста »
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Познавательные процессы. Познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
ЛЕВША Выполнила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 25» Рубцова Т.Г. г. Братск, 2015.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над.
Развитие познавательных способностей. Родителям школы – дошкольника (6- лет +)
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
Транксрипт:

Особенности развития и обучения учащихся с ведущей левой рукой «… левшество – удивительное и загадочное явление в истории развития человеческой природы, и относиться к нему надо адекватно пониманию этой реальности»

1. Статистика Учёные и аналитики свидетельствуют: на планете количество леворуких людей от 8 – 13 % населения. Исследования в СССР, США, Великобритании, Западной Европе, Японии, Африке и Азии указывают на то, что: примерно 90% населения Земли от австралопитека до наших дней всегда было праворуким. Соотношение правшей и левшей во все эпохи было: приблизительно 9:1. Только в XX веке стало наблюдать увеличение количества леворуких людей.

2. Асимметричность – нормальное явление природы В XX веке исследователи обнаружили, что и у животных существует устойчивая «лапость». Например: 20% кошек – правши, 38% - левши, а 48% - амбидекстры (попеременно используют обе передние лапы).

3. Определяем ведущую руку На этот счёт нет однозначного мнения. 1. Многие исследователи отмечают, что уже в самом раннем возрасте прогноз будущей праворукости или леворукости даёт так называемый шейный тонический рефлекс. К четвёртой неделе жизни малыш, лёжа на спине, принимает характерную «позу фехтовальщика»: если большую часть времени голова ребёнка повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левы – согнуты, вероятнее всего, малыш будет правшой если же голова крохи повёрнута влево, правые ручка и ножка согнуты, а левые выпрямлены, можно прогнозировать леворукость. Однако, некоторые младенцы, в возрасте 4-5 месяцев предпочитавшие правую руку, подрастая, становились левшами.

Определяем ведущую руку 2. По мнению большинства исследователей, точно предсказать, кем будет малыш – левшой или правшой, в первые месяцы и годы жизни невозможно: с недель жизни и до 2 лет ребёнок постоянно меняет ведущую руку. с 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причём большая часть действий совершается обеими руками. стойкое предпочтение одной из рук формируется только в 4-6 летнем возрасте. Степень леворукости и праворукости усиливается до 9-10 лет.

Определяем ведущую руку Манипуляции только правой или только левой руки состоят главным образом только в повторении серии однообразных движений (чистка зубов, еда ложкой или вилкой, причёсывание). А так же какой рукой ребёнок выполняет следующие действия: - бросает мяч, - режет ножом, - стирает резинкой, - отвинчивает крышку, - застёгивает молнию и т.д.

Определяем ведущую руку Существуют специальные тесты определени ведущей руки: переплетение пальцев рук, поза Наполеона, Аплодирование, тест «Заведём часы», тест на одновременные действия обеих рук, тест на силу и скорость движения рук, метод Ф. Кречмера, метод М. Озьянс (20 заданий), тесты М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского (9 заданий). ( О.А. Шелопухо «Левша и правша», М.: Олма Медиа Групп, 2008г. Советы психолога)

4. Последствия переучивания левшей С 1985 года школа постепенно отказалась от переучивания леворуких детей. Однако возникли новые проблемы: - по какой методике учить левшу писать? - где посадить леворукого ребёнка в классе? - как нужно положить тетрадку перед левшой, чтобы ему было удобно? И др. К сожалению, и сегодня леворукого ребёнка продолжают учить так же, как и праворукого. С большими трудностями дети-левши сталкиваются в школе, когда они учатся читать, считать и особенно, когда приходит время для освоения курсивного письма. Первые прописи, формирующие почерк у леворуких детей в первом классе были изданы в Москве только в 1995 году.

Последствия переучивания левшей Выстраивается последовательная цепочка событий: перенапряжение при письме неведущей правой рукой, неудачи, недовольство взрослых и как результат развивается невроз. Дети, страдающие неврозами, не могут долго концентрировать внимание и быстро устают. Это отражается и на качестве формирования навыка письма, на почерке: первые несколько элементов букв, слов в строке написаны аккуратно, а затем слова расплываются, буквы пропускаются - признаки дрожания руки при письме.

По данным А.И.Захарова, у 32 % переученных левшей бывают клинические формы неврозов, тогда, как у пишущих левой рукой – только у 12 %. У переученных левшей можно заметить следующие невротические симптомы: нарушения аппетита и сна, страхи, энурез ночной и дневной, тики, заикание, нарушения пищеварения, раздражительность, неусидчивость.

Последствия переучивания левшей Повторное переучивание, возвращение к левой руке может вызвать особый вид невроза – писчий спазм. Писчий спазм возникает в ответ на повторное, обратное переучивание ребёнка- левши письму с правой на левую руку. У ребёнка возникает дрожь, спазм в руке и он не может удерживать ни карандаш, ни ручку, не может выполнить простейшие графические задания. Не может писать ни правой, ни левой рукой.

Последствия переучивания левшей Иногда переучивание на правую руку ребёнка, предрасположенного к письму левой, приводит не только к писчему спазму, но и к физическим изменениям в организме. У переученного левши может замедлиться рост – так его организм отвечает на обучение двигательным навыкам через неведущую правую сторону. Нейропсихологи считают, что при переучивании леворукого ребёнка подавляются функции правого полушария, что ведёт к нарушению речевых и зрительно- пространственных способностей. При переучивании на неведущую руку у малыша ослабляются: - внимание, - умение анализировать расположение объектов в пространстве, - нарушается зрительно-двигательная координация, - снижается темп интеллектуальной деятельности.

Последствия переучивания левшей Кроме невроза и писчего спазма у детей, которых переучивают, могут проявляться: тревожность, неуверенность, застенчивость, обидчивость, ранимость. Ребёнок может стать: капризным, вялым, замкнутым, плаксивым, конфликтным, раздражительным или агрессивным.

5. Характеристика левшей «Левополушарные дети» отличаются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, рассудительностью, они хорошо выражают свои мысли, но эмоционально сдержанны. Это дети - мыслители. «Правополушарные дети», напротив, более эмоциональны, склонны к образному, интуитивному восприятию и мышлению, могут схватывать суть явления в целом, не выстраивая логических цепочек и анализа деталей. Это дети – художники.

Характеристика левшей Склонность к творчеству Конкретнообразный характер познавательных процессов Мышление, направленное на выработку максимального количества вариантов решения проблемы. Ведущие модальности: визуальная и кинестетическая.

6. Какие они ученики Такие ученики крайне медлительны и тянут классные показатели успеваемости вниз, особенно, когда дело касается техники чтения и безошибочного написания диктантов. Они рассеянны и несобранны, неграмотно пишут, легко зачёркивая и небрежно исправляя написанное, но при этом часто получают положительные оценки за устные ответы, особенно по тем предметам, которые ведут творческие, яркие преподаватели, излагающие материал ярко, образно.

Какие они ученики Присуща склонность к фантазированию, умение выстроить целую историю на основе одной детали, поглощены собственными мыслеобразами, уходят в свой внутренний мир («витают в облаках»), не слышат задаваемых им вопросов, чем раздражают окружающих. Но делают они это не нарочно. У этих детей так устроен мозг, что они по- особому воспринимают учебный материал. Их неважная успеваемость, часто трактуемая учителями как умственная несостоятельность объясняется психологическими и педагогическими факторами.

Какие они ученики Они столь чувствительны, что: в состоянии душевного дискомфорта ни на что не способны. На таких детей не оказывают действенного влияния уговаривания, монотонные беседы, однообразные виды деятельности. Главный движущий стимул – это эмоциональный всплеск, положительные впечатления.

Какие они ученики Левши обладают своеобразным эмоциональным статусом: повышенный уровень тревожности при низком уровне самоконтроля, пессимистические настроения, пассивное принятие школьного распорядка, робость. Такие дети учатся хорошо не потому, что надо, а потому что им нравится. А если совсем не нравится (сам учитель, либо стиль общения учителя) ребёнок перестаёт учиться. С таким ребёнком обязательно нужно наладить эмоциональный контакт, иначе ничего не получится.

7. Характеристика речи Речь отличается «изюминками». В ней возможны шероховатости и запинки, нет особой гладкости и выстроенности. Фразы леворуких детей с нарушениями речи: отрывисты, они как-будто проговаривают вслух только часть высказывания; либо начиная середины фразы, либо не заканчивая, не договаривая всё предложение полностью. В их речи часто слышны лишние звуки, слова, которые несут какую-то определённую эмоциональную окраску их мыслей. Однако речь леворуких детей эмоциональна, экспрессивна и богата интонациями, жестами. Лишние звуки и слова, интонирование речи, жестикулирование, сопровождающее высказывания – всё это свидетельствует о повышенной эмоциональности и чувствительности леворуких детей, об их неравнодишности к окружающему миру

8. Особенности развития речи «Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи, чтения, счёта, конструктивных процессов, эмоций. Кроме того, эти дети входят «в группу риска» в плане возникновения логоневрозов (заикание) и некоторых явлений недостаточности аффективно-волевой сферы». Особенности развития левшей определяют традиционные для них задержки речевого развития, трудности в овладении письмом и чтением, т.е. в тех видах работ, которые требуют парной работы полушарий мозга.

Особенности развития речи У левшей отсутствует изначально пространс- твенно-временная система координат, что проявляется в феномене «зеркального письма». У левшей гораздо позже, чем у правшей формируется фонематический слух, а любой недостаток устной речи, конечно же отражается и на письме. У таких детей часто диагностируется дислексия, которая влечёт за собой и дисграфию, почвой для которой становятся «сложности взаимодействия вторичных полей височной доли с перемещённой в правое полушарие постцентральной функцией речи, что обуславливает позднее созревание фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова» (Шохор-Троцкая, 2003).

Особенности развития речи Наблюдения показывают, что: устойчивость произвольной регуляции и контроля мнестической деятельности у детей-левшей в целом ниже, чем у детей-правшей. У левшей не всегда выстраиваются те навыки и автоматизмы, которые позволяют правшам успешно учиться: «..не формируется полноценно средний уровень психической регуляции – уровень психических операций и автоматизмов»

Особенности развития речи Отмечается, что ученики-левши «в течение длительного срока привлекают максимум внешних, осознаваемых средств для овладения теми навыками, которые у правшей формируются и закрепляются независимо от их желания, просто по определённым законам психического развития.» (Семенович, 2002).

9. Причины трудностей обучения Школа ориентирует учеников на сознательное освоение наук. На уроке от ребёнка требуется использование только произвольных видов памяти и внимания, его школьная успешность оценивается, прежде всего, умением запомнить и воспроизвести

Причины трудностей обучения Трудность освоения школьной программы левшатами связана с тем, что изучение окружающего мира и запоминание учебного материала у них основано на: непроизвольной эмоциональной памяти непроизвольном внимании, запоминании, на эмоциональной впечатлительности, а не на осознанном изучении учебного материала

10. Рекомендации Это способствует возникновению дополнительных психологических трудностей при обучении и коррекции левшей. ВАЖНО: перебороть негатив к учебному процессу (или к самому преподавателю), усилить функцию самоконтроля повысить уровень самооценки (поверить в то, что ещё можно что-то изменить к лучшему) - гораздо важнее, чем объяснить суть любого материала.

11. Направления работы В первую очередь надо формировать и развивать те направления, в которых эти дети наиболее слабы: 1. Пространственные представления. Упражнение-тренажёр «Спрячь вещицу» Требуется две одинаковые простейшие схемы комнаты.Одна у ребёнка, другая у взрослого.Они договариваются какой предмет будут прятать. На своей схеме каждый ставит крестик там, где мысленно спрятал предмет.Причём противник не должен видеть этот крестик. Затем ребёнок «руководит» продвижением взрослого от входа до того места, где «спрятан» предмет. Например: «Налево, у дивана повернуть направо, прямо до сто- ла» и т.д.

Направления работы 1. Пространственные представления. Упражнение-тренажёр «Зеркальное рисование» Нужен лист бумаги в клетку, разделённый на два поля. Игроки сидят обязательно напротив друг друга. Ведущий рисует на своём поле какой-нибудь простой предмет, например, домик с дымящейся трубой, дверью и окошком. Игрок должен нарисовать у себя на поле точно такой же домик, следуя инструкции ведущего: «Что у меня вверху - то и у тебя вверху, что у меня внизу – то и у тебя внизу, что у меня справа – то и у тебя справа, что у меня слева – то и у тебя слева» Можно усложнить задание: «Сколько у меня клеточек – столько и у тебя клеточек, где у меня точки – там и у тебя точки »

Направления работы 2. Концентрация внимания. Упражнение-тренажёр «Муха». На листе бумаги рисуем «клетку», в ней 9 окошек 3 на 3. В центральном окошке живёт воображаемая виртуальная муха. Отсюда она начинает свой «полёт»: передвигается по команде ведущего из одного окошка в другое вверх, вниз, вправо или влево. Иногда мухе даётся неправильная команда, в результате чего она «вылетает» за пределы клетки, вот тут игрок должен громко хлопнуть в ладоши.

Направления работы 3. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Тихий диктант» Это обычный диктант небольшого объёма (1-2 четверостишия), но продиктованный шёпотом. Упражнение «Хитрые шифровки» Ребёнку диктуются слова, которые он записывает не буквами, а точками. Можно использовать синий, зелёный и красный карандаши. Можно диктуемое слово записывать точками, а две его последние буквы – обычными буквами.

Направления работы 3. Развитие фонематического слуха. Упражнение-тренажёр «Дятлы» В руки ребёнку даются два карандаша – синий и красный. Один он держит в правой руке, другой – в левой. Перед ним лежит текст, глядя на слова которого ребёнок простукивает карандашом его содержание: согласный звук –синим карандашом, а гласный звук – красным карандашом. Можно усложнить задание: твёрдый согласный – синим карандашом, а мягкий согласный звук – зелёным карандашом. Если в слове встречается мягкий знак – ребёнок говорит «Дзинь», если твёрдый знак - «дзинь-дзинь». Затем этот текст записывается под диктовку.

Направления работы 4. Укрепление графо-моторных навыков (рисование, клеточки). Упражнение-тренажёр «Графический диктант» Нужен листок в клеточку и карандаш. Имея образец какого-либо изображения ведущий говорит сколько клеточек и в каком направлении нужно отметить карандашом. В результате правильно данных и выполненных команд получается исходное изображение.

Направления работы Параллельно формируем и тренируем те навыки и умения, которые приходится использовать каждый день на уроках русского языка. 5. Развитие связной речи. Для развития связной речи, укрепления понимания связи слов в предложении, предложений в тексте и в дальнейшем для написания сочинений полезны и интересны упражнения-игры: «Цепочки» В эту игру веселее и интереснее играть с мячом. Игроки встают в круг. Они кидают друг другу мяч и при этом по слову составляют предложение. Первый называет подлежащее, второй – сказуемое, повторив при этом уже имеющееся подлежащее и т.д. Выигрывает тот, кто добавил последнее слово.

Направления работы 5. Развитие связной речи Упражнение-игра «Составлялки» Понадобится карточек –картинок с изображениями фруктов, овощей, животных, одежды, посуды и т.д. Важно, чтобы на картинке был только один предмет. Карточки раскладываются картинкой вниз. Игроки выбирают себе по 9-12 карточек. Теперь, не видя изображения, группируют отобранные карточки по три, затем переворачивают и составляют предложение так, чтобы в нём фигурировали все три картинки. С каждой группой картинок составить как можно больше предложений. – Тот и победитель. Например, картинки: автобус, корова, сапоги. Варианты предложений: Корова надела сапоги и села в автобус. Корова ехала в автобусе за сапогами. Из автобуса мы увидели корову в сапогах.

Направления работы 6. Систематически пишем диктанты. Диктант повергает ученика-левшу чаще всего в состояние сильного стресса, деятельность лобных отделов блокируется, функционируют только те участки мозга, которые отвечают за выживание. Снять стрессовый эффект, разблокировать «лоб», создать возможности для спокойной работы с использованием самых сильных своих сторон – вот главная задача С целью привыкания к диктантам, спокойному на них реагированию необходимо планомерно приучать ребёнка-левшу к их систематическому написанию: на каждом уроке – в конце занятия.

Направления работы 7. Вырабатываем навык разбора слов, предложений. Разборы: фонетический и морфологический. Вырабатываем навык разбора слов, предложений. Разборы: фонетический и морфологический. Упражнения-игры «Звуксы» Эта игра с мячом не что иное, как устный фонетический разбор. Первый игрок называет слово и считает количество звуков и кидает мяч следующему игроку. Каждый последующий игрок называет по одному звуку в слове, по порядку и даёт ему характеристику. (Е.Н. Емельянова «Левшата в школе и дома», М.: Эксмо, 2010г.)

11. Виды работ 1. Правополушарные дети по типу восприятия являются визуалами или кинестетиками, т.е. они воспринимают информацию через зрение, обоняние, осязание, движение и даже через вкус. Им проще усвоить материал, представленный в картинках, таблицах, схемах, диаграммах. 2. Предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать Предлагать выполнение карточек, которые можно потрогать, прочитать, т.е. изучить самостоятельно, без учителя. 3. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности. Выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария

Литература 1. Безруких М.М. Проблемные дети. Часть 1. Леворукий ребёнок в школе и дома. М., Изд-во УРАО, Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: У-Фактория, Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребёнок левша? Тула, Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома. – М.: ЭКСМО, Майская а. Ребёнок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, Москвитин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования //Вопросы психологии

Литература 7. Николаева Е.И. Леворукий ребёнок. Диагностики, обучение, коррекция. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Семенович А.В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – М.: Питер, Шелопухо О. А. Левша и правша. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», Шорох-Троцкая М.К. К проблеме левшества в отклоняющемся речевом развитии детей. //А. Р. Лурия и психология 21 века. Вторая международная конференция, посвящённая столетию со дня рождения А. Р. Лурии// Под. ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. – М., 2003.