Лекция 2 Кадровый потенциал. Миссия предприятия. Структура персонала Персонал организации состоит: - из персонала управления этой организации и ее подразделениями;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. Под кадрами предприятиями понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии.
Advertisements

Трудовые ресурсы это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы.
Линейно-функциональная структура управления
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Оценка инвестиционных проектов Бизнес-идея - это совокупность знаний, как уменьшить расходы или получить доход, это концепция предлагаемого бизнеса, это.
Основные подходы к организации службы управления персоналом Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных.
ФКАУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА. Образовательные программа УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Управление персоналом - это управленческие действия руководителей.
Система управления персоналом органиизации
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Трудовые ресурсы фирмы Кадры решают всё – девиз сегодняшнего дня.
Основные направления перестрои ̆ ки работы кадровых служб в современных условиях.
Этапы планирования потребности в персонале
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
Менеджер по персоналу - это человек, который отвечает за самое главное на предприятии или фирме - людей. Именно человеческий ресурс в современном мире.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Управление персоналом – это целенаправленная и совместная деятельность состава руководства организации. К нему относятся руководители предприятия, а также.
Персонал предприятия как объект управления. 1. Человеческие ресурсы как ключ эффективности функционирования фирмы на современном этапе.
Торговое дело Торговое дело «Коммерция», «Коммерция» (Торговое дело) Институт Международного Бизнеса и Экономики Безруков И.С., профессор,
Транксрипт:

Лекция 2 Кадровый потенциал. Миссия предприятия

Структура персонала Персонал организации состоит: - из персонала управления этой организации и ее подразделениями; - служащих и инженерно-технического персонала, не относящихся к персоналу управления; - основных и вспомогательных рабочих; - младшего обслуживающего персонала; - работников охраны.

Менеджеры Работников аппарата управления организацией и ее подразделениями называют менеджерами. Менеджеры (управленцы) полностью или преимущественно заняты управленческим трудом. Наиболее распространенным классификационным признаком управленцев является степень отношения к управленческому решению. По этому признаку управленческие работники делятся на три группы: руководители, специалисты и технические исполнители. Руководители принимают решения, специалисты готовят специальную информацию для их принятия, технический персонал аппарата управления доводит решения до исполнителя.

Линейный и функциональный персонал Руководители делятся на линейный и функциональный персонал. Линейные руководители и их заместители осуществляют управление производственными подразделениями (участками, цехами) предприятий, обществ, фирм. Функциональные – главные специалисты предприятий (главный технолог, конструктор, механик, экономист и т.д.) т.е. руководители функциональных служб и их заместители. Линейный или функциональный (штабной) характер руководства определяется прежде всего их должностными связями, а не родом деятельности. Линейные подразделения находятся в оперативной взаимосвязи с организацией в целом. Функциональные руководители обеспечивают реализацию одной из функций управления (производственно-диспетчерский отдел, главный конструктор и т.д.)

Специалисты и технический персонал Специалисты аппарата управления (экономисты, инженеры, диспетчеры, юристы, программисты и т.п.) призваны исполнять конкретные функции управления для содействия в принятии управленческих решений, а также обеспечивать деятельность линейных и функциональных подразделений (финансовые, бухгалтерские, технологические, инструментально-конструкторские, планово-экономические, нормирование труда и т.д.). Технический (вспомогательный) персонал (секретари, курьеры, делопроизводители, копировщицы, стенографистки, табельщицы ит.д.) осуществляет обслуживание процесса управления и обеспечивает передачу управленческой информации, ее сбор, первичную обработку, хранение.

Уровни, категории и ступени в группе руководителей Руководители первичных ступеней управления или руководители первой категории – это мастера, бригадиры, заведующие секторами, начальники бюро, отделов и т.д. Руководители первой (первичной) категории делятся на производственных руководителей, руководителей первичных подразделений аппарата управления предприятием, первичных руководителей территориального, министерского и ведомственного уровней. Руководители средней категории руководят группой первичных коллективов, например, на предприятии это цех, служба, отдел, филиал, управление. Заместителей руководителей относят к тем же классификационным позициям, что и первых лиц. Руководители высшей категории – это руководители самостоятельных организаций, которые имеют свои аппараты управления.

Понятие персонального потенциала Понятие персонального потенциала связано с конкретными личностями. Оно включает наличие, уровень проявления и значимость деловых качеств сотрудника, т.е потенциал отдельных сотрудников. По каждой конкретной должности потенциал сотрудника фиксируется в профессионально- квалификационных требованиях или профессиограммах, которые включают систему требуемых качеств и уровень их проявления, необходимый для выполнения соответствующих функций.

Понятие кадрового потенциала Понятие кадрового потенциала связано с подразделениями и организацией в целом. Категория «кадровый потенциал» не идентична категории «кадры», так как под кадрами понимается совокупность работников разных профессий и специальностей, уровень их подготовки и образования. Кадровый потенциал синтезирует то, что в литературе советского периода называли человеческим фактором, а в западной – персоналом организации, ее структурой управления. Главное в организации – не потенциалы отдельных работников, а её единый кадровый потенциал, как, например, главное с в системе не сами элементы, а взаимодействие между ними. Поэтому важно рассматривать кадровый потенциал во взаимосвязи со структурой, целями, задачами данной организации.

Кадровый потенциал службы управления персоналом Современные службы управления персоналом от чисто кадровых вопросов, нормативно-методического, делопроизводственного и правового обеспечения управления персоналом переходят к самому управлению персоналом. Это осуществляется благодаря: - управлению профессиональным продвижением; - формированию реального кадрового резерва и действенной работе с ним (совместно с линейными руководителями); - планированию и анализу показателей по труду, расходов на персонал (совместно с отделом организации труда и заработной платы); - изучению рынков трудовых ресурсов, а также внутренних источников кадрового потенциала; - обеспечению социально-психологических условий взаимодействия подразделений, взаимоотношений в коллективе, предотвращения конфликтов, удовлетворения трудом и его оплатой.

Модель качеств руководителя кадровой службы - пунктуальность и методичность; - динамичность и настойчивость; - общительность и умение убеждать; - справедливость и строгость; - доступность и широкая образованность; - умение слушать и внушать доверие; - способность к размышлению, интуиция, гуманность. Кроме того, руководитель должен быть дипломатом, психологом, советчиком.

Кадровый цикл Последовательность этапов формирования и развития кадрового потенциала составляет жизненный цикл использования персонала (кадровый цикл). Процесс формирования кадрового потенциала начинается с поиска и выбора молодых специалистов и включает составление штатного расписания, занятие должностей, мотивацию и активность самих сотрудников. Развитие кадрового потенциала основано на системе непрерывного образования, подготовке и переподготовке персонала, карьере, совершенствовании организационных структур и стиля управления. На выходе организации как кадровой системы находятся процессы текучести и высвобождения персонала. Обратная связь в кадровом цикле состоит в формировании нового кадрового резерва или коррекции существующего. Обратная связь в кадровом цикле состоит в формировании нового кадрового резерва или коррекции существующего.

МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Миссия это краткое выражение основной цели предприятия, четко сформулированная причина его существования. В идеале в миссии должны быть отражены следующие моменты: - кто ваши клиенты (для кого работает Ваша организация); - какие товары и/или услуги Вы предлагаете (какие потребности удовлетворяет Ваша организация и какими способами); - какими ценностями Вы руководствуетесь при принятии решений; - к чему Вы стремитесь в будущем (какой Вы хотите видеть свою организацию через много лет).

Идея миссии предприятия Миссия предприятия служит своеобразным маяком. В ее основе должно лежать такое состояние бизнеса, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем при самых благоприятных условиях. Наиболее удачным считается заявление о миссии, отражающее идеальное представление, «неосуществимую мечту», задающее направление развития предприятия на ближайшие десятилетия. Иными словами, миссия должна быть привлекательна, но практически недостижима. Тут срабатывает принцип: если Вы ставите себе высокую цель, то для ее достижения приходится прилагать огромные усилия, мобилизовать все силы. Но даже если Вы не достигнете цели, Вы к ней существенно приблизитесь. Если Вам не удалось покорить гору, Вы все равно поднялись выше, чем Ваш конкурент, забравшийся на верхушку холма.

Миссии крупнейших международных компаний Polaroid (один из крупнейших производителей цифровых камер и камер для получения мгновенных фотографий) American Red Cross (американская ассоциация, оказывающая на благотворительных началах медицинскую помощь людям по всему миру) Компания «Дарья» (российский производитель замороженных полуфабрикатов) «Наша цель совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлять на фотографиях лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни». «Улучшать условия жизни людей, заботиться о людях, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними». «Освобождать время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления».

Негативные последствия отсутствия миссии Несогласованность: в том случае, если на предприятии отсутствует единое направление развития, часто возникает ситуация, когда различные проекты и программы оказываются несогласованными и вступают в противоречие друг с другом. Трудности при планировании: если Вы не знаете, в каком направлении должно развиваться Ваше предприятие, Вам сложно составлять любые планы, так как отсутствует ориентир, к которому нужно стремиться. Формирование отрицательного имиджа (внутри предприятия и вне его). Если никто не может объяснить клиентам, партнерам и сотрудникам, зачем предприятие работает на рынке, это подрывает его авторитет. В результате это может привести к постепенному охлаждению взаимоотношений с партнерами и клиентами. Сотрудники же, не понимая, зачем они работают, начинают испытывать неудовлетворенность и желание сменить работу.

Сформулированная и разделяемая всеми сотрудниками предприятия миссия: Определяет цели предприятия: становится ясным, зачем оно создавалось. Это позволяет сконцентрироваться на достижении основной цели, не распыляя силы и ресурсы. Побуждает сотрудников к совместной работе по достижению этой цели. Увеличивается лояльность сотрудников к организации, формируется прочный коллектив, разделяющий взгляды и принципы организации. Сотрудник начинает работать не только за зарплату, но и «за идею». Помогает в планировании: миссия служит точкой отсчета для разработки стратегических и тактических планов; таким образом, убираются противоречивые цели, исключаются конфликты и потери ресурсов. Облегчает привлечение инвестиций: взять кредит всегда легче, когда можешь объяснить, для какой конкретно цели он нужен. Позволяет выгодно отличаться от конкурентов: формирование миссии хорошая причина еще раз подумать и решить, чем Ваша компания отличается (разумеется, в лучшую сторону) от компаний конкурентов.

Обоснование необходимости миссии Миссия необходима: Сотрудникам: для оправдания своего ежедневного «хождения» на работу; одно дело, если сотрудник идет на работу, чтобы целый день фасовать удобрения, и совсем другое если при этом он верит, что «борется с голодом на земном шаре через обеспечение роста сельскохозяйственного производства» (миссия подразделения по производству минеральных удобрений International Chemical Corporation). Суть работы осталась прежней, поменялось восприятие. Теперь работник может проверить, совпадают ли его личные цели с целями его предприятия. Руководителям всех уровней: для облегчения управления сотрудниками. Руководители и сотрудники при наличии на предприятии миссии не противостоят друг другу; напротив, они объединены общей целью. Клиентам: для осознания того, что предприятие не просто зарабатывает деньги, а старается удовлетворить потребности своих потребителей, заботиться о них.

Правила формулирования миссии предприятия Формулировка миссии должна быть активно-деятельностной, а не пассивно-наблюдательной, то есть, желательно, чтобы в миссии присутствовали глаголы в настоящем времени. Формулировка миссии должна быть активно-деятельностной, а не пассивно-наблюдательной, то есть, желательно, чтобы в миссии присутствовали глаголы в настоящем времени. В миссии желательно подчеркивать личностный характер отношений между предприятием и потребителями, поэтому уместны местоимения «Мы», «Вы». В миссии желательно подчеркивать личностный характер отношений между предприятием и потребителями, поэтому уместны местоимения «Мы», «Вы». Предпочтительно подчеркивать в миссии альтруистичный, а не коммерческий характер отношений между фирмой и потребителем. Хорошо, если в формулировке миссии есть такие словосочетания: мы заботимся о том-то…, мы стремимся к тому, чтобы…, мы хотим помочь Вам в том-то…, мы решаем Ваши проблемы…, мы печемся о том-то… Предпочтительно подчеркивать в миссии альтруистичный, а не коммерческий характер отношений между фирмой и потребителем. Хорошо, если в формулировке миссии есть такие словосочетания: мы заботимся о том-то…, мы стремимся к тому, чтобы…, мы хотим помочь Вам в том-то…, мы решаем Ваши проблемы…, мы печемся о том-то… Миссия должна быть сформулирована кратко, оригинально, она должна хорошо запоминаться и легко произноситься. Миссия должна быть сформулирована кратко, оригинально, она должна хорошо запоминаться и легко произноситься. Формулировка миссии не должна вызывать посторонних либо неприятных ассоциаций. Формулировка миссии не должна вызывать посторонних либо неприятных ассоциаций. Формулировка миссии не должна быть слишком завышенной, нереалистичной, чтобы не порождать сомнений в ее искренности. Формулировка миссии не должна быть слишком завышенной, нереалистичной, чтобы не порождать сомнений в ее искренности.

Особенности формулирования миссии предприятия В миссии должно быть отражено достаточно много вопросов (клиенты, товары и услуги, ценности и т.п.). Однако чтобы запоминаться, миссия должна быть краткой. Налицо противоречие. Целесообразный вариант - сформулировать миссию, в которой будут отражены все важные вопросы. Пусть она будет длинной (несколько предложений) и не очень запоминающейся. Но основную мысль необходимо выразить в одном предложении именно в таком виде и будет пропагандироваться миссия предприятия. И вот к краткому варианту миссии уже полностью применимы слова академика Ю. П. Адлера: «Найденные слова должны звучать свежо, ярко, заманчиво. Они должны зажечь сердца последователей энтузиазмом. Важно, чтобы людям захотелось переложить их на музыку. Люди должны обрести крылья, стремление к преодолению любых преград. Миссия в ее словесном выражении должна вселять веру и одновременно укреплять разум».

Вопросы на которые необходимо ответить при разработке миссии предприятия Кто Ваши клиенты? Какие потребности Вы удовлетворяете (в терминах потребностей, а не товаров: например, автотранспортная компания удовлетворяет потребность в перемещении людей и грузов, продавец учебной литературы потребность в получении новых знаний и т.п.)? С помощью каких товаров/услуг? Какими ценностями Вы руководствуетесь в работе (честность, точность, обязательность, инновационность, динамичность, уважение к персоналу и т.п.)? В чем уникальность Вашей организации, Ваших товаров, работ, услуг (Ваша организация старейшая, крупнейшая, самая пунктуальная и т.п.; Ваши товары самые дешевые, самые качественные, не имеют аналогов, Вы предоставляете необычные гарантийные обязательства и т.п.)? Каким Вы видите Ваш бизнес в будущем (быть крупнейшей компанией города, региона в своей области, открыть новую технологию, стать инновационной компанией и т.п.)?

Последовательность реализации миссии После того, как миссия сформулирована, работа над ней не закончилась. Без дополнительных усилий миссия так и останется никому не известной бумажкой, а в этом случае работа по ее созданию окажется проделанной зря. Поэтому необходимо проинформировать о миссии всех заинтересованных лиц: - собственных сотрудников, - клиентов, партнеров, - акционеров, - общественность, в которой наверняка окажутся Ваши потенциальные сотрудники, клиенты, партнеры. Причем не просто проинформировать, а сделать так, чтобы они поверили этой миссии, чтобы она стала неотъемлемой и даже определяющей частью их представления о Вашей фирме (в особенности это касается Ваших сотрудников и клиентов).

Методология доведения миссии до заинтересованных Для того, чтобы в миссию и новый образ предприятия поверили, необходимо подтвердить это конкретными действиями. В первую очередь необходимо сделать так, чтобы миссией прониклись сами сотрудники предприятия. Чтобы миссия не стала для сотрудников очередной «блажью» начальства, необходимы реальные изменения, связанные с объявлением миссии, те изменения, которые можно увидеть и «пощупать». Пропагандировать миссию среди клиентов, партнеров и широкой общественности нужно в первую очередь с помощью Ваших сотрудников, их поведения. Основной способ пропаганды миссии поведение каждого сотрудника предприятия. Кроме того, сообщить всем заинтересованным лицам о Вашей миссии Вы можете: - с помощью пресс-релизов, заметок в газетах, журналах; - распространяя среди ключевых клиентов и партнеров рекламную и сувенирную продукции с нанесением текста миссии.

Концептуальные выводы Миссия это краткое выражение основной цели организации, четко сформулированная причина его существования. В Миссии должно быть отражено: кто ваши клиенты, какие товары и услуги Вы им предлагаете, какими ценностями руководствуетесь и к чему стремитесь. Миссия должна быть очень привлекательна, но практически недостижима. В случае отсутствия миссии на предприятии возникают следующие проблемы: 1. Несогласованность различных проектов; 2. Сложности при планировании; 3. Формируется отрицательный имидж и снижается лояльность работников.

Рабочие выводы Миссия необходима: Сотрудникам чтобы работать не только за зарплату, но и «за идею»; Руководителям для облегчения управления сотрудниками; Клиентам чтобы четче осознать внимание предприятия к их потребностям. К разработке миссии необходимо привлекать всех (в идеале) либо часть сотрудников предприятия. Миссия формулируется в соответствии с определенными правилами, которых, в то же время, необязательно придерживаться очень жестко. После того, как миссия разработана, ее обязательно нужно внедрить в сознание сотрудников предприятия, его клиентов, партнеров и общественности.