Отражение культурных традиций бурятского народа в эпосе «Гэсэр» Выполнила ученица 11 класса Ершова Валентина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мой край родной Башкортостан.
Advertisements

Созвездие стрелец. История Зодиакальное созвездие Стрельца - одно из самых древних. Считается, что его название предложено древнегреческим астрономом.
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Презентацию подготовил ученик 4 «Б» класса Антонов Андрей.
ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ. Для справки…. Библейская легенда о строительстве Вавилонской башни рассказывает нам о «золотом веке» человечества, когда.
Россия. Новосибирская область,Искитимский район МОУ «СОШ ст.Евсино» Работу выполнила Хребтова Татьяна Владимировна Учитель начальных классов.
ЗЕВС Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов- олимпийцев. Атрибутами Зевса были: щит и двойной.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Министерство образования Иркутской области Осинское МУО МО «Осинский район» МБОУ «Улейская СОШ» Проект «Экологические традиции бурят и тенденции их развития.
6 класс"ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРАДАТА "4" сентября 2013г.
Скандинавские боги Материал к уроку литературы в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захарова Л.Н.
Классный час Государственная символика Республики Бурятия.
«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
Калевала. Карело-финский поэтический эпос.. Калевала - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои.
Основы светской этики Основы светской этики Тема : Тема : Род и семья – Род и семья – исток нравственных отношений исток нравственных отношений Урок 18.
1.Выбери загадки А.Что посеешь, то и пожнёшь. Б.Грамоты не знаю, а век пишу. В. Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок. Г. Без труда не вытащишь и рыбку.
Тема: « Детский сад как фундамент формирования духовно-нравственных ориентиров детей младшего возраста»
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
- НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» - народ, «графо» - пишу) – народоописание.
Презентация к теме русские народные сказки. сказка.
Транксрипт:

Отражение культурных традиций бурятского народа в эпосе «Гэсэр» Выполнила ученица 11 класса Ершова Валентина

Цель: рассмотреть отражение в эпосе «Гэсэр» культурных традиций и нравственных ценностей бурятского народа Задачи: подробно изучить эпос «Гэсэр» - памятник народной культуры народов Востока познакомиться с особенностями исполнения эпоса Изучить нравы и обычаи бурятского народа, способы ведения хозяйства, основы домашнего уклада, бытовую фразеологию, найти их описание в эпосе «Гэсэр»

Народная культура – это совершенно особый пласт культуры национальной, источник развития и хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, мировоззрения, нравственные ценности. Важнейшей составляющей народной культуры являются нравы и обычаи, способы ведения хозяйства, домашний уклад и даже бытовая фразеология. Все они входят в истинные памятники народной культуры, к каким с полным правом можно причислить «Илиаду Центральной Азии» - героический эпос «Гэсэр»

«Гэсэриада» является уникальным памятником духовной культуры бурятского народа, который дошел до нас и в литературной, и в фольклорной традиции.

Одним из самых распространенных жанров бурятского фольклора является улигер – героическая песня, которую исполняют улигершины – сказители.

Улигеры исполнялись только ночью. Певцу подстилали белый войлок, который символизировал первозданную чистоту улигера. Перед началом исполнения собравшиеся люди пели специальные призывания, после которых начинался сам улигер. Никто не имел права прервать или остановить сказителя: считалось, что это может повредить предстоящему походу или охоте.

Одним из наиболее талантливых улигершинов, от которого и была записана та версия «Гэсэра», в которой ученые усматривают наиболее архаические элементы эпоса, был Маншуд Эмэгеев ( ), живший в улусе Кукунут Эхирит – Булагатского аймака Иркутской области, в бедной крестьянской семье.

Для стиля «Гэсэра» характерно наличие «общих мест» - устойчивых словесных сочетаний, которые постоянно повторяются в ходе повествования. К таким «общим местам в эпическом повествовании можно отнести песни – вставки («сэг даралга»), которые исполнялись улигершином вместе со слушателем перед началом повествования об очередном походе богатыря. Далее идут пожелания удачи герою, похвалы, адресованные его коню и оружию, или прославление его подвигов. «Пусть скакун верховой во весь опор скачет! Пусть наш могучий Гэсэр цели своей достигнет!» Такие «общие места» близки по характеру и форме к традиционному фольклорному жанру – благопожеланиям.

В бурятском варианте эпоса отражены основные черты становления и распада родового общества. В эпосе отразилось народное самосознание периода борьбы со стихийными силами природы в виде чудовищ, борьбы за сохранение рода. По данным археологии, все это характеризует жизнь племен, живущих возле Байкала задолго до начала нашего тысячелетия.

Композиция «Гэсэриады» Эпос состоит из девяти глав (ветвей). Объясняется такая композиция так: у Священного древа, связывающего небо и землю, девять ветвей. Столько же сказаний-ветвей о герое, спустившемся с неба на землю, чтобы помочь людям. Девять ветвей у зеленого дерева, Каждая ветвь листвою повита, Девять знаем сказаний древних, В каждом сказанье – битва.

Мифологические образы Кроме упоминаний о Священном дереве, связывающем Землю и Небо, на котором обитают тэнгрии – небожители, ведающие людскими судьбами, в «Гэсэриаде» говорится о Священной горе Сумбэр, находящейся, по верованиям жителей древней Азии, в центре мира, о Млечном Пути, называемом Белым Швом. Появляется и образ Вселенной, возрожденной из хаоса, которая называется также и Белым Дном, символизирующим небеса в ясную погоду.

Действие первой ветви – «Истоки людских судеб» - происходит на небе. Свое понимание добра и зла, их распространения в мире народ представил в виде небесного пантеона тэнгриев – божеств, вершащих людские судьбы на небесах. Издавна соперничают семейства добрых западных божеств, родоначальницей которых является бабушка Манзан – Гурмэ, дочь великой матери Эхэ – бурхан( в эпосе – Эхэ- Юрен) и Солнца. Ее потомки олицетворяют в бурятской мифологии положительные начала, творят мир, совершенствуют Вселенную и Землю. Ей противостоит младшая сестра Хара - Манзан (или Маяс Хара), рожденная Эхэ-Бурхан от Месяца. От нее пошли злые восточные небожители, главным занятием которых являются «месть и вражда».

Пантеон тэнгриев -небожителей Всего небожителей девяносто девять. Добрых небожителей пятьдесят пять, а служащих злу,- сорок четыре. Глава добрых небожителей – Хан- Хурмас имеет трех сыновей и трех дочерей, блистающих волшебными умениями. Глава злых восточных божеств - Атай - Улан тоже имеет не менее любимых и достойных сыновей и дочерей, противостоящих детям Хана-Хурмаса.

Издавна велся спор между западными небожителями – богатырями, кто могущественнее : пятьдесят пять западных добрых небожителя или сорок четыре западных, служащих силам зла и разрушения. Битва небожителей, после которой на земле появляется зло, произошла из-за прекрасной дочери Сэгэн–Сэбдэга Сэсэг-Ногон.

В поединке за руку красавицы побеждает старший сын Хурмаса Заса-Мэргэн. Его соперник старший сын Атай- Улана Саган-Хасар был сброшен Заса-Мэргэном на землю, в урочище Хонин-Хото. Пытаясь отомстить за брата, средний сын Атай-Улана Шара- Хасар и его младший сын Хаара-Хасар также оказываются поверженными и сброшенными в урочище Хонин - Хото, где становятся тремя злыми шарагольскими ханами Желтой реки. На небе в это время в решающую схватку вступают Атай-Улан, стремящийся отомстить за сыновей, и Хан - Хурмас.

Победив Атай-Улана, Хан- Хурмас расчленяет его тело. Отрубленные части тела Хурмас сбрасывает с неба на землю, и там они превращаются в чудовища, грозящие гибелью всему живому. Части тела Атай-Улана, Как на землю, отрублены, прибыли, Стали черным источником гибели, Ибо жаждали постоянно, День за днем и из года в год, Истребить человеческий род.

Страдающие люди, не знавшие до этих пор такого несчастья, обращаются к шаманке Шайнархан с просьбой о помощи. И она проводит своеобразный шаманский обряд. Добрые небожители осуждают Хурмаса за необдуманный поступок и поручают ему исправить ошибку.

Бухэ-Бэлигтэ решает вместо отца сойти на землю, ради победы над врагами. Дочь Солнца стала земной матерью спасителя людей. Для этого ее выдали замуж за хана Сэнгэлэна, но перед этим искалечили, после чего красавица превратилась в старуху, а Сэнгэлэн – в старика. Их оставили на перевале в убогой юрте, так как спаситель, по замыслу богов, должен был родиться в нужде, у людей, познавших страдание.

Жизнь богатыря на земле становится легендой, следы которой остались в географических названиях и древних памятниках. Например, в Унге и Тунке есть памятные места битв и походов Гэсэра, названия многих горных хребтов, урочищ, рек и озер, приведенные в эпосе, существуют до сих пор, как, например, Желтая река и Желтое море, возле которых Гэсэру пришлось сразиться с желтыми бесами.

Основным образным художественным средством в улигере является гипербола – прием художественного преувеличения. Причем гиперболы построены на представлении о реальных объектах. Например, Гэсэр, узнав, что в его отсутствие врагами были погублены богатыри, а жена похищена, заплакал. «И когда из правого глаза уронил богатырь слезу – та слеза разлилась широко, и Байкал засинел внизу. А слеза из левого глаза стала нашей рекой драгоценной – нам сверкающей издалека, полноводной, широкой Леной»…

Роль артефактов в борьбе с силами зла В улигере, который посвящен рассказу о младенчестве Гэсэра, дается описание колыбели, в которую мальчику обязательно кладут плеть как будущему хорошему наезднику. Плеть в сказании выступает, как артефакт, помогающий герою в борьбе с силами зла.

Роль артефактов в борьбе с силами зла Также в сюжете эпоса играют важную роль такие артефакты, как осиновая и березовая лопаты,Священная стрела Эрдэни, серебряная чаша добра Матар и шерстобитный смычок бабушки Манзан- Гурмэ, волшебный меч Гэсэра.

Много места в эпосе отводится и описанию коня героя – Бэльгэна. Сначала это любимый конь Хана- Хурмаса. Но он соглашается отдать его Бухэ-Бэлигтэ, так как для сражений с чудовищами нужен настоящий богатырский конь. Бэльгэн в эпосе не раз спасает своего друга – седока от беды. Буряты с древности подчеркивали неразрывную связь коня с человеком, особенно с батором - хозяином.

Когда Гэсэр рождается на земле, скорее всего, происходит переход общества от матриархата к патриархату. Книга судеб находится в руках бабушки Манзан Гурмэ, решающее камлание производит женщина – шаманка Шайнархан, третья жена Гэсэра, Алма-Мэргэн - дочь владыки вод Уса- Лобсона, стреляет лучше будущего мужа и в первую их встречу на охоте оставляет его без добычи. Но с ней же впоследствии связан отказ женщин от оружия.

Подчеркивается в эпосе и уважительное отношение к старикам. Гэсэр, выручая из плена Урмай-Гохон, притворяется стариком и ложится на полянке возле родника. В это время семьдесят две служанки шарагольских ханов, придя за водой, перешагнули через него, а семьдесят третья возмутилась: «Не могу на это смотреть я! Вы нарушить обычай дерзнули, через старца перешагнули, погляжу я, вы слишком горды!» Увидев, что девушка чтит обычаи, Гэсэр выспросил у нее, куда она и ее подруги носят воду, и узнал, где скрывают Урмай-Гохон.

Абай - Гэсэр – могучий воин, но так как главное качество его характера – доброта, мир для него – самая лучшая награда за подвиги. После победоносного похода на врагов он решает так: Наступило желанное время! Ни к чему походное стремя, Ни колчанов не надо, ни стрел, Не нужны ни мечи, ни луки! Заканчивается «Гэсэриада» гимном жизни и любви к родной земле. Они являются самым важным мотивом великого эпического сказания.

Эпос «Гэсэр» не только знакомит с культурными традициями бурятского народа, которые нашли отражение в обрядах, про которые говорится сюжете. Нравственные ценности, воспетые в эпосе: любовь к родной земле, почтительное отношение к предкам, забота о детях – близки сердцу каждого человека. Борьба со злом, освобождение людей от несчастий и бедствий, доброта и бескорыстие главного героя не могут не привлекать к произведению внимание прогрессивных, культурных людей всего мира.