А. М. Горький. Жизнь и творчество (1868 – 1936) (По книге Д. Быкова «Был ли Горький?» 1.Бродяга. 2.Изгнанник 3.Беглец. 4.Пленник «Лет с шестнадцати я живу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Advertisements

М. Горький Пьеса «На дне» (1902). М. Горький О ПЬЕСАХ (1932): «И, наконец, есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того,
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
1902 Среда, 18-го Декабря _______________ ___ Конфликт и сюжет драмы М.Горького «На дне»
Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»
Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне» Цель урока: 1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то не стало!» 2) выявить основной мотив.
Образ Луки в пьесе «На дне». Одним из главных действующих лиц в пьесе максима горького На дне является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся.
Пьеса «На дне». Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки,
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие.
Драматургия М.Горького Драма «На дне» и система образов Автор: Тарасенко Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное.
Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
Уроки литературы 11 класс ПЬЕСА М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОНФЛИКТА. Разработан учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г.Юрьевца.
Герои пьесы Максима Горького «На дне». Верующие и неверующие. Выполнила ученица 11 «Б» класса Улётовской средней школы Воронина Виктория.
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края «Философы поневоле»
« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне» Выполнила ученица 11 класса Пелевина Ксения Учитель: Шулепова Н.В.
Начать тест. Результат теста Верно: 7 Ошибки: 3 Отметка: 3 Время: 0 мин. 7 сек. ещё исправить.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Транксрипт:

А. М. Горький. Жизнь и творчество (1868 – 1936) (По книге Д. Быкова «Был ли Горький?» 1.Бродяга. 2.Изгнанник 3.Беглец. 4.Пленник «Лет с шестнадцати я живу приемником чужих тайн и мыслей…Ох, сколько я знаю и как это трудно забыть». С первых шагов в литературе Горький был окружён заботой старших коллег.

Пьеса А.М. Горького «На дне» как социально- философская драма. Пьесы Горького в большинстве бессюжетны, это именно картины, как он их называл. Исключение составляют немногие, чисто драматургические вещи, вроде «Фальшивой монеты» или «Старика».Новая пьеса имела поначалу сюжет столь простенький, что автор сам от него быстро отказался: Горького занимал ночлежный быт, интересовали типы «дна»,он захотел написать очередное свидетельство об ужасе этой подпольной жизни, в которой все друг друга ненавидят,- но тут приходит весна, ночлежники выползают на солнышко, благоустраивать свой двор… и на этом как-то примиряются, жизнь, короче, налаживается. Не под влиянием ли бесед с Толстым сформировался такой вполне толстовский замысел? По ходу работы над пьесой, однако, он приобрёл совершенно новые черты – в пьесе возник Лука, без преувеличения самый обаятельный герой горьковской драматургии. Этот старичок – странник- явно с криминальным прошлым, беспашпортный, то ли беглый каторжник, то ли бродяга с каторжным опытом,- вносит в жизнь ночлежки бесспорную новизну: у него нет ничего общего с кротким странничком из русской литературы. Этот старец остёр на язык – чего стоит знаменитая реплика на слова полицейского Медведева :я, мол, не видел тебя в моём участке. «Это оттого, дядя,- отвечает Лука,- что земля-то не вся в твоём участке поместилась…осталось маленько и опричь его…» В суматохе, в которой убит хозяин ночлежки, Лука умудряется исчезнуть первым.

Наконец, он обладает уникальным даром проповедника – иначе как бы ночлежники поверили в его столь убедительные утешения? А утешает он всех: больную Анну, романтическую Настю, спившегося Актёра, разорившегося Барона, опустившегося Бубнова, изувеченного Татарина…Только опустившегося телеграфиста Сатина он не утешает – потому что Сатин в этом и не нуждается. И Лука отлично это чувствует. По сути дела, они два главных героя пьесы, но – и в этом впервые проявляется мастерство Горького – драматурга – прямого контакта между ними почти нет. Их спор – заочный. Многие видят в горьковской пьесе спор с Толстым и чуть ли месть Толстому. Ещё читая графу первую редакции пьесы, где Луки не было, - Горький услышал от него недоумённый вопрос, очень его обидевший: «Зачем вы это пишете?» Самоцельное изображение низов и их страданий в самом деле было Толстому чуждо – хорошо, вот зачем я пишу. «Я хотел поставить вопрос о правде и сострадании», - признавался Горький впоследствии. Правда,увидеть в Толстом утешителя и сострадателя было уж совсем проблематично – скорее он похож на Луку, как Горький характеризовал его после, в поздней статье «О пьесах». «Есть весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое

«Самое драгоценное для них именно покой, это устойчивое равновесие их мыслей и чувствований. Утешители этого рода – самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные». Горькому кажется, что вся толстовская программа действий – самосовершенствование, опрощение, ненасилие – как раз и есть сладкая ложь самоуспокоения; интересно, что против толстовской морали взбунтовался в своё время и Чехов. Видимо,эта мораль для очень сильных и очень счастливых людей; другим она не подходит – им без внешних перемен никак. Чтобы противопоставить нечто утешительное проповеди Луки, понадобился телеграфист Сатин, который и произносит гимн человеку. Но этот гимн произносится спьяну, и хвалу человеческому всесилию провозглашает нищий, человек дна. Это лишь одно из тех сильных противоречий, на которых держится пьеса: утешитель оказывается виновником гибели человека (гибнет обнадёженный было Актёр), нищий говорит о величии, а хозяин ночлежки Костылёв – самое бессильное, больное и в конце концов гибнущее существо. Это контрасты простые, лобовые, но для театрального искусства другого и не надо. (Из книги Д. Быкова «А был ли Горький?»

Лука и Сатин : правда утешительной лжи и правда веры в человека

После исчезновения Луки из ночлежки. Монолог Сатина о человеке.