Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Advertisements

Основы религиозных культур и светской этики. Курс будет изучаться в 4 классе с 1 сентября 2012 года в объёме 1 часа в неделю. "Основы религиозных культур.
О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРКСЭ Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в 4 классах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)
Введение в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручением Президента Российской Федерации.
МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ». Введение ОРКСЭ С учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.
Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ Савинкова С.А. Родительское собрание.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль курса «Основы светской этики»
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
Основы мировых религиозных культур ОРК и СЭ. Подготовила: Варочкина О.А.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3- Х КЛАССАХ МБОУ « ГИМНАЗИЯ 127» ПО ТЕМЕ « УЧЕБНЫЙ КУРС « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » В УЧЕБНОМ ГОДУ.
«Основы религиозных культур и светской этики». с 4 апреля 2012 года.
« Основы религиозных культур и светской этики » Цель курса – формирование у младших школьников мотиваций к ОСОЗНАННОМУ НРАВСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ, основанному.
Транксрипт:

Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является: -Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) и -Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП- П ). Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ)

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики» Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Основы светской этики

Урок 1 Россия - наша Родина Урок 2 Что такое светская этика Урок 3 Культура и мораль Урок 4 Особенности морали Урок 5 Добро и зло Урок 6 Добро и зло Урок 7 Добродетель и порок Урок 8 Добродетель и порок Урок 9 Свобода и моральный выбор человека Урок 10 Свобода и ответственность Урок 11 Моральный долг Урок 12 Справедливость Урок 13 Альтруизм и эгоизм Урок 14 Дружба Урок 15 Что значит быть моральным Уроки Подведение итогов Урок 18 Род и семья исток нравственных отношений Урок 19 Нравственный поступок Урок 20 Золотое правило нравственности Урок 21 Стыд, вина и извинение Урок 22 Честь и достоинство Урок 23 Совесть Урок 24 Нравственные идеалы Урок 25 Нравственные идеалы Урок 26 Образцы нравственности в культуре Отечества Урок 27 Этикет Урок 28 Семейные праздники Урок 29 Жизнь человека высшая нравственная ценность Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Основы мировых религиозных культур В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

Урок 1 Россия - наша Родина Урок 2 Культура и религия Урок 3 Культура и религия Урок 4 Возникновение религий Урок 5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели Уроки 6-7 Священные книги религий мира Урок 8 Хранители предания в религиях мира Уроки 9-10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния Урок 11 Человек в религиозных традициях мира Уроки Священные сооружения Уроки Искусство в религиозной культуре Уроки Творческие работы учащихся Уроки История религий в России Уроки Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Урок 22 Паломничества и святыни Уроки Праздники и календари Уроки Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Урок 27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Урок 28 Семья Урок 29 Долг, свобода, ответственность, труд Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Основы православной культуры Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Урок 1 Россия - наша Родина Урок 2 Культура и религия Урок 3 Человек и Бог в православии Урок 4 Православная молитва Урок 5 Библия и Евангелие Урок 6 Проповедь Христа Урок 7 Христос и Его крест Урок 8 Пасха Урок 9 Православное учение о человеке Урок 10 Совесть и раскаяние Урок 11 Заповеди Урок 12 Милосердие и сострадание Урок 13 Золотое правило этики Урок 14 Храм Урок 15 Икона Урок 16 Творческие работы учащихся Урок 17 Подведение итогов Урок 18 Как христианство пришло на Русь Урок 19 Подвиг Урок 20 Заповеди блаженств Урок 21 Зачем творить добро? Урок 22 Чудо в жизни христианина Урок 23 Православие о Божием суде Урок 24 Таинство Причастия Урок 25 Монастырь Урок 26 Отношение христианина к природе Урок 27 Христианская семья Урок 28 Защита Отечества Урок 29 Христианин в труде Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Основы исламской культуры Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Урок 1 Россия наша Родина Урок 2 Колыбель ислама Урок 3 Пророк Мухаммад основатель ислама Урок 4 Начало пророчества Урок 5 Чудесное путешествие пророка Урок 6 Хиджра Урок 7 Коран и Сунна Урок 8 Вера в Аллаха Урок 9 Божественные Писания. Посланники Бога Урок 10 Вера в Судный день и судьбу Урок 11 Обязанности мусульман Урок 12 Поклонение Аллаху Урок 13 Пост в месяц рамадан Урок 14 Пожертвование во имя Всевышнего Урок 15 Паломничество в Мекку Уроки Творческие работы учащихся Урок 18 История ислама в России Урок 19 Нравственные ценности ислама Урок 20 Сотворение добра Урок 21 Дружба и взаимопомощь Урок 22 Семья в исламе Урок 23 Родители и дети Урок 24 Отношение к старшим Урок 25 Традиции гостеприимства Урок 26 Ценность и польза образования Урок 27 Ислам и наука Урок 28 Искусство ислама Урок 29 Праздники мусульман Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Основы иудейской культуры Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

Урок 1 Россия наша Родина Урок 2 Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия Урок 3 Тора главная книга иудаизма Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» Урок 4 Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма Урок 5 Патриархи еврейского народа Урок 6 Евреи в Египте: от Йосефа до Моше Урок 7 Исход из Египта Урок 8 Дарование Торы на горе Синай Урок 9 Пророки и праведники в иудейской культуре Урок 10 Пророки и праведники в иудейской культуре Урок 11 Храм в жизни иудеев Урок 12 Назначение синагоги и её устройство Урок 13 Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал Урок 14 Молитвы и благословения в иудаизме Урок 15 Добро и зло Уроки Творческие работы учащихся Урок 18 Иудаизм в России Урок 19 Основные принципы иудаизма Урок 20 Основные принципы иудаизма Урок 21 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Урок 22 Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев Урок 23 Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей Урок 24 Еврейский дом еврейский мир: знакомство с историей и традицией Урок 25 Еврейский календарь Урок 26 Еврейские праздники: их история и традиции Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции Урок 28 Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа Урок 29 Ценности семейной жизни в иудейской традиции Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Основы буддийской культуры Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Учебное пособие в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

Урок 1 Россия наша Родина Урок 2 Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию Уроки 3-4 Будда и его учение Уроки 5-6 Буддийский священный канон «Трипитака» Уроки 7-8 Буддийская картина мира Урок 9 Добро и зло Урок 10 Принцип ненасилия Урок 11 Любовь к человеку и ценность жизни Урок 12 Сострадание и милосердие Урок 13 Отношение к природе Урок 14 Буддийские учители Урок 15 Семья в буддийской культуре и её ценности Урок 16 Творческие работы учащихся Урок 17 Обобщающий урок Урок 18 Буддизм в России Урок 19 Путь духовного совершенствования Уроки Буддийское учение о добродетелях Урок 22 Буддийские символы Урок 23 Буддийские ритуалы и обряды Урок 24 Буддийские святыни Урок 25 Буддийские священные сооружения Урок 26 Буддийский храм Урок 27 Буддийский календарь Урок 28 Буддийские праздники Урок 29 Искусство в буддийской культуре Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Совет 1 Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель. Задача нового учебного курса создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком. Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Главное найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка. Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 2 Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное. Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Совет 3 Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных взрослых. Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу. Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем.

Совет 4 Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей. Между 4 и 5 классами летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний. Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что знает об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопросами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе. Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

Совет 5 Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке. Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность. И всё же для чего нужны моральные нормы? Но здоровье человека это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

Совет 6 Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями. Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что подругому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.