Он знал их всех и видел всех почти: Валерия, Андрея, Константина, Максимильяна, Осипа, Бориса, Ивана, Игоря, Сергея, Анну, Владимира, Марину, Вячеслава,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(1880 – 1921) Воспитывался с 3 лет у родителей матери, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. Дед – ректор Петербургского университета,
Advertisements

«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
Русская культура в начале ХХ века Литература. Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; ) первое стихотворение, по ее признанию, написала.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Поэзия серебряного века. Литературные направления.
Где и когда родился А.Блок? В 1880г. в Петербурге.
А.А. Блок Судьба и творчество. Блок и символизм..
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
«Серебряного века» силуэт… Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края.
Русская литература хх века. Тема урока: «Поэты Серебряного века». Литература. 11 класс. Т.Н.Зинович ТСОШ 2 ТСОШ 2.
«ЖИВУТ СЛОВА, ПОКА ДУША ЖИВА» И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
Серебряный век Русской литературы. Выполнили: Сухарев Илья Сысолятин Алексей Сысолятин Алексей Стоякин Артем Стоякин Артем Терпугов Роман Терпугов Роман.
Все думы мои о России, судьба моей страны является главенствующей темой в моем творчестве А.А. Блок.
. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм – литературно-
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
Презентацию подготовила Смирнова О.А. МОУ Лесная СОШ Литературные направления начала XX века.
Транксрипт:

Он знал их всех и видел всех почти: Валерия, Андрея, Константина, Максимильяна, Осипа, Бориса, Ивана, Игоря, Сергея, Анну, Владимира, Марину, Вячеслава, И Александра – небывалый хор, Четырнадцатизвездное созвездье! (Г.Шенгели, 1955 г.)

Из истории термина Впервые название «серебряный век» использовал философ Николай Бердяев, но закрепилось оно за русской поэзией после появления статьи Николая Оцупы «Серебряный век русской поэзии» (1933).

Временные рамки периода Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Расхождения связаны по поводу его конечной границы. Один из вариантов временного определения периода: 90-е годы 19 века – 1921 год.

Мы, дети страшных лет Росси, Забыть не в силах никого (А. Блок) Мы озябли, мы устали, Сердце грезы истерзали, Путь наш долог и уныл. Нет огней, знакомых взору, Лишь вблизи по косогору Ряд темнеющих могил (К. Феофанов) Мы неведомое чуем, И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О неизведанных мирах (Д. Мережковский)

Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский в 1892 году в лекции «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» Символистами были отодвинуты социальные, гражданские темы. На первый план вышли темы ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ: Жизнь, Смерть, Бог.

Экзистенционализм (философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф.

Дмитрий Сергеевич Мережковский ( ) Всегда один, в холодном доме рос Я без любви, угрюмый, как волчонок. «У меня так же не было школы, как и не было семьи». Всё достиг сам, самостоятельной работой.

«Идефикс» Д.С.Мережковского: Ни женщине, ни Богу, ни отчизне О, никому отчёта не давать И только жить для радости, для жизни И в пене брызг на солнце умирать! Стихи Мережковского чересчур рассудочные, не эмоциональные, поэтому как поэт стоит во втором или третьем ряду среди пиитов Серебряного века.

Начало 20 века – роман о Леонардо да Винчи, книги-исследования «Толстой и Достоевский», «Судьба Гоголя» и др. В 1933 г. выдвигался на Нобелевскую премию, но Бунин опередил г. – статья «Грядущий Хам» (так окрестил грядущего человека социализма) Считал, что христианство себя исчерпало и человечество стоит на пороге царств «Третьего завета»

Зинаида Николаевна Гиппиус ( ) «Зинаида прекрасная» (Валерий Брюсов) Октябрьская революция – «блудодейство», «неуважение к святыням», «разбой» С 1917 года насмешливо-остроумная Гиппиус превратилась в женщину бешеного общественного темперамента, человека-экстрима.

Её публицистика послереволюционного периода – «Чёрные тетради» (картина сползания России в бездну безумия) Не смогла простить «перебежчиков», которые переметнулись на сторону новой власти. Это А.Блок, А.Белый, С.Есенин и др.

Валерий Яковлевич Брюсов ( ) «Король символистов» Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед «Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно и тотчас же начал сотрудничать с советской властью»

…Душа рассудок научила Любить, сама же пала в прах. И оттого – его холодность: Душа, прошедшая сквозь ум… Игорь Северянин «Он знал секреты, но не знал тайны» (Анна Ахматова) «Застёгнутый наглухо поэт» (М.Цветаева) Превалирование ума над чувствами, отсутствие песенного начала.

Брюсов воевал против старой литературы, свергал устоявшиеся авторитеты и был, по словам А.Белого, «чистильщик авгиевых литературных конюшен». Создание литературной «фаланги», предводительство ею, борьба с противниками, организационная и тактическая работа – всем этим занимался Брюсов. Чувствовал себя капитаном некоего литературного корабля. Был энциклопедически образован.

Ведущий принцип творчества: Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа, и Дьявола Хочу прославить я… Из стихотворения «Поэт - музе» Не знаю, жить мне много или мало, Иду я к свету иль во мрак ночной, - Душа тебе быть верной не устала, Тебе, тебе одной!

«Был первым поэтом русского большого города. Он был отцом урбанистической поэзии». (Д.Бурлюк) Стальной, кирпичный и стеклянный, Сетями проволок обвит, Ты – чарователь неустанный, Ты – неслабеющий магнит…

Как поэт, Брюсов совершил эстетическую эволюцию – от символизма пришёл к ранее бойкотированному им реализму и включению его в «число исконных, прирождённых властелинов в великой области искусства». Возможно предчувствовал, что грядёт революция, и новой России не нужны будут заумные игры в символы и тайны.

Символизм «Символ – окно в бесконечность» (Ф.Сологуб) «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении» (Вяч.Иванов)

Николай Гумилёв ( ) Капитан Серебряного века «Поэт географии» Иностранец в русской литературе (А.Блок, М.Горький)

Особенности поэзии Характерны романтические мотивы, географическая и историческая экзотика. Тяготел к чистой изобразительности, стихи легко воспринимаются зрительно. Любимый приём – рассказать «историю», описать что-либо.

Осип Мандельштам ( ) «…откуда взялась эта божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама». (А.Ахматова) «Люблю Мандельштама с его путанной, слабой, хаотической мыслью…и неизменной магией каждой строчки». (М.Цветаева)

Особенности творчества Раннее творчество ( ): тяготение к тютчевской манере; сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы. После 1910г. сближение с акмеистами – «ледяной пафос» лирики: высокая торжественность интонаций, классические мотивы. Любил смешивать различные культурно- исторические пласты, выявлять их связи.

Отец русского футуризма Один из вождей художественного и литературного авангарда Собиратель молодых талантов (В.Маяковский) ( )

Картины Давида Бурлюка

Давид Бурлюк – один из создателей первого сборника поэтов- «будетлян» (футуристов) – «Садок судей». Вместе с другими футуристами подписал манифест об уничтожении знаков препинания, сокрушении ритмов. Выступал против мелодики стиха за какофонию и эквилибристику слов.

Сборник и альманах футуристов

Велимир (Виктор) Хлебников ( ) Феномен Хлебникова

«Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие» (О.Мандельштам) «Я утверждаю, что Хлебников – унылый бормотальщик, зелёная скука, претенциозный гений без гениальности…» (Н.Чуковский)

Велимир Хлебников Поэт-футурист Математик-цифроман Шаман-заумник

«Хлебников – это магазин не только без продавца, но и без кассира. Десятилетия открытых дверей. Мастерская, склад, где лежат инструменты, детали… И как раз именно всё это – для поэтов. Полная свобода в обращении со словом, выходящая порою за пределы здравого смысла… Но зато он приучил к мысли о смелости...» (К.Ваншенкин)

Игорь Северянин (Лотарёв)

Подлинную известность принесла критика Л.Толстого («Вонзите штопор в упругость пробки / И к стройной страсти завьются тропки…») Угадал приближение эпохи массовой культуры, почувствовал, что поэзия из «штучного товара» превращается в массовый продукт потребления (песня, лозунг, анекдот).

Особенность поэзии Создание необычных сочетаний и неологизмов («златополдень», «золотисто жемчутся») Музыкальность и напевность («Я – композитор: в моих стихах чаруйные ритмы») «…все его стихи – сплошное издевательство над всеми, и всем, и над собой…» (Георгий Шенгели)

Нисходящий путь И.Северянина г.г. – период славы и успеха. 1918г.: «выборы» короля поэтов – победа Северянина (проигрыш Маяковского). Революция застала в Эстонии – отсутствие заказов на сборники, концерты. Крайняя нужда, бедность и забвение.

(1880 – 1921)

Воспитывался с 3 лет у родителей матери, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. Дед – ректор Петербургского университета, ботаник А.Н.Бекетов. С 5 лет начал писать стихи. Как поэт формировался под влиянием русской классической литературы (Жуковский, Пушкин). Проявлял актёрские способности (любительские спектакли). Учёба: юридический, а затем историко- филологический факультет Петерб. унив-та.

Лето 1898г. – знакомство с Любовь Дмитриевной Менделеевой (актриса, «Прекрасная Дама», жена поэта). Ей посвящено 687 стихотворений.

1904г. – первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (причислен к стану символистов) Прекрасная дама – это образ-символ (девушка, мадонна, Богородица, Душа Мира, Вечная женственность…). Все явления реального мира поэт воспринимает как знаки, символы происходящего в иных мирах. Начало 20 века – сближение с Гиппиус, Мережковским, Белым, Брюсовым, Бальмонтом.

«В стихах каждого поэта 9/10, может быть, принадлежит не ему, а среде, эпохе, ветру». «Открой мои книги: там сказано всё, что свершится…» «Вся современная жизнь людей есть холодный ужас… ужас надолго непоправимый».

г.г. – переломные годы, переоценка ценностей, обращение к драматургии. Пьесы: -"Незнакомка", -"Король на площади», -"Балаганчик". "Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все"

«…Стоит передо мной моя тема, тема о России…этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…»

Основная тема творчества – тема Родины. 1908г. – цикл «На поле Куликовом». "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди" г.г. – цикл «Возмездие» г.г. – цикл «Родина» г.г. – цикл «Страшный мир»

Октябрьская революция – новый духовный взлёт, гражданская активность («музыка революции»). Поэмы «Скифы» (1918), «Двенадцать» ( ). Статья «Интеллигенция и народ» (1918). После января 1918г. почти не создаёт лирических стихотворений. «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» г.г. – глубокая депрессия. Болезнь. Смерть.

«Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»

Стихи А.Блока на стене дома в Лейдене, Нидерланды

«Стихи о Прекрасной Даме» ( ) «Прекрасная дама»- Любовь Дмитриевна Менделеева

Анализ стихотворения «Незнакомка» (цикл «Город») Докажите, что в стих-ии представлено двоемирие. Кто окружает лирич.героя в реальном мире? Как он среди них себя чувствует? Что противопоставлено реальному миру? Как этот мир появляется? Как меняется лексика и интонация в этой части? Докажите, что образ Незнакомки символичен.

Домашнее задание на каникулы Долг – сочинение по творчеству М.Горького Наизусть стихи А.Блока «Фабрика», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.» Читать роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема России в творчестве А.Блока Исаак Ильич Левитан

А.Блок «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом» 1908) Исаак Ильич Левитан «Тишина»

Исаак Ильич ЛевитанИсаак Ильич Левитан ( ) – великий русский пейзажист 19 века. "Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является Левитан.» (А.Бенуа)

Сопоставительный анализ стихов М.Лермонтова и А.Блока Через какие картины поэты представляют образ России? Россия – какая она? В каких выражениях раскрывается общая характеристика страны? Какие чувства испытывает лирический герой к Родине? Что даёт такое чувство, отношение к Родине лирическому герою? Сделайте вывод: в чём сходство и в чём отличие между стихами и чем они вызваны?

Поэма «Двенадцать» (1918) Статья «Интеллигенция и революция» (1918)

29 января 1918 г. Сегодня я – гений! Двенадцать – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью. Перед смертью Блок твердил: «Прости меня, Господи!» Одни прочли в поэме сатиру на революцию, другие – славу ей…

Каков основной художественный приём поэмы? Какие цвета преобладают в поэме? Кем представлен старый мир? Каково к ним отношение автора? Как и какими изображены представители нового мира? С какой целью вводит автор драматическую историю Катьки? Каково значение появления Христа в конце поэмы?

Новокрестьянская поэзия Николай Клюев ( ) Сергей Есенин ( ) Сергей Клычков ( )

Родился в Олонецкой губернии в крестьянской семье. Начало 20 в. – аресты и тюрьмы за «подстрекательство» крестьян. Знакомство с Блоком, его помощь Клюеву и поддержка его. 1911г. – первый сборник «Сосен перезвон».

Высокая религиозность (отказ взять оружие). Революция есть установление царства Божьего. Духовный наставник С.Есенина. Восторженное отношение к революции. Лучшие сборники «Львиный хлеб», «Избяные песни». 1937г. – расстрелян.