Себастьян Брант Борьба за разум. Книга «Корабль дураков»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: 1.Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; 2.Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить.
Advertisements

Мир, в котором мы живём. Презентация учащегося 3 класса школы при Посольстве России в Австрии Блохина Вадима Я – ребёнок, я - человек!
§2. БОРЬБА ЗА РАЗУМ, или О том, как гуманисты казнили несовершенства мира Смеховая культура: творчество вагантов творчество вагантов творчество С. Бранта,
ТРИ ДОРОГИ: ИНОГДА И ДОБИВШИСЬ УСПЕХА МОЖНО ВСЁ ПОТЕРЯТЬ ТРОПА МУДРОСТИ ЗАВЕЛА ЕККЛЕСИАСТА В ТУПИК РАЗОЧАРОВАНИЯ И БОЛИ.
ТРУД И ПРОФЕССИЯ. Большая часть жизни человека связана с трудом. И от того, насколько осознанно он выбрал профессию, зависит и его благополучие, и счастье.
В греческую столицу Константинополь киевский князь Владимир отправил послов. Русские послы посетили богослужение в храме и были поражены красотой службы.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Сочинение на тему: «Мой любимый учитель» Сочинение на тему: «Мой любимый учитель»
Тайц Яков Моисеевич советский писатель
Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с.
«МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА» 1 класс. Страница Книги СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ О себе… Я хочу посвятить свою Книгу… Кем я хочу стать…
Лирическая поэзия Генриха Гейне. Цель: Цель: исследовать лирику Гейне, выразительные средства. Задачи: Изучить биографию поэта Выбрать характерные лирические.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа 102" Литературный проект «Любимая книга нашей семьи» «Цитаты из маленького лорда»
МИР ЗНАКОМЫХ И НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ. ЦЕЛИ УРОКА 1.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ЗНАКОМЫМИ И НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ. 2.«Я И ДРУГИЕ» 3.ЧУЖИЕ И ЧУЖАКИ 4.ЗАЩИТА СВОИХ МИР ЗНАКОМЫХ.
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Международное значение русского языка Вводный урок в 9 классе.
Авторы: Москаленко Г. Б.- учитель иностранного языка Терсин Г.В.-учитель начальных классов.
Мнимые и истинные ценности современного мира Данная тема, на мой взгляд, является наиболее актуальной в наши с вами дни. Сегодня век прогресса, но и одновременно.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Транксрипт:

Себастьян Брант Борьба за разум. Книга «Корабль дураков»

Северное Возрождение Гуманисты Северного Возрождения увидели, что все жизненные процессы взаимосвязаны и что рядом с высокими идеями царствуют вполне низменные. Средневековый мир с его религиозно- философской ученостью не стремился сдавать свои позиции, но и рождающийся новый мир был отнюдь не идеальным, в нем также были свои несовершенства и свои пороки. Именно против них и выступили гуманисты новой эпохи, избрав для показа всеобъемлющей панорамы общественной жизни традиционную форму смеховой культуры.

Себастиан Брант Родился в 1458 году в Страсбурге (Германия) в семье зажиточного трактирщика. В 1475 г. он прибыл в Базель, чтобы поучиться в знаменитом на всю Европу университете и ознакомиться с печатным делом. Молодой студент с успехом изучал все положенные университетской программой науки и вскоре стал уважаемым профессором канонического и римского права.

Себастиан Брант Себастиан Брант был для своего времени весьма образован. Он великолепно владел латынью, хорошо знал древних авторов и написал множество ученых сочинений. Одновременно он занимался адвокатской практикой, что позволило ему изучить взгляды, характер и привычки представителей самых разных слоев общества. Когда он в конце 1499 г. вернулся в свой родной город Страсбург, где прошли его детские и юношеские годы, то очень быстро достиг видного служебного и общественного положения. Умер он в 1521 г.

«Корабль дураков» В 1494 г. на улицах старинного «вольного» города Базеля стала продаваться книга со странным названием «Корабль дураков». Автора этой забавной и весьма поучительной книжицы, звали Себастиан Брант. Стихотворная сатира «Корабль дураков» была написана на простонародном немецком языке и сразу же приобрела популярность. Она выдержала двадцать шесть изданий, была переведена сначала на французский язык, а затем на голландский и английский.

«Корабль дураков» Успеху этой небольшой книжки способствовали и иллюстрации, сделанные молодым художником Альбрехтом Дюрером. В таком виде «Корабль дураков» стал достоянием всей образованной Европы.

«Корабль дураков» Но о чем же эта книга? Ведь и средневековая поэзия вагантов (бродячие студенты) была проникнута сатирическими насмешками над обыденной жизнью. В этом смысле Себастиан Брант продолжает традиции Средневековья и пользуется теми же приемами, которые были характерны для карнавальной и смеховой культуры. Однако сатирики позднего Средневековья осуждали жизнь только с теологической точки зрения, повсюду видя либо грех, достойный презрения, либо благочестие, достойное похвалы. Себастиан Брант перестал быть церковным проповедником, он превратился в обличителя человеческой глупости.

«Корабль дураков» ПРЕДИСЛОВИЕ К «КОРАБЛЮ ДУРАКОВ» Ради пользы и благого поучения, для увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого с исключительным тщанием, серьезностью и рачительностью составлено в Базеле Себастианом Брантом, доктором обоих прав.

«Корабль дураков» Своей книгой он как бы поставил перед людьми огромное зеркало, где все могут увидеть свое подлинное обличье. Для того чтобы избавить мир от этой шумной ватаги, он собрал все виды человеческой глупости, построил огромный корабль и отправил всех дураков в страну, которую так и назвал Наррагония, или Страна глупцов. Подобная концепция исправления общества была довольно распространенной среди гуманистов Возрождения и сочувственно воспринималась читающей публикой.

«Корабль дураков» Душеспасительные книжки Пекут у нас теперь в излишке, Но, несмотря на их число, Не уменьшилось в людях зло: Писанья эти ничему Теперь не учат! В ночь и тьму Мир погружен, отвергнут Богом, Мир погружен, отвергнут Богом, Кишат глупцы по всем дорогам. Жить дураками им не стыдно, Но узнанными быть обидно. «Что делать?» думал я. И вот Решил создать дурацкий флот.

«Корабль дураков» Кого только нет на этом корабле! Здесь ученые-педанты, астрологи, шарлатаны- врачи, модники и модницы, пьяницы и обжоры, игроки, прелюбодеи, хвастуны и грубияны, богохульники и многие другие. Каждому из этих пороков писатель читает проповедь, пересыпая ее примерами из античных или библейских авторов. Строитель «Корабля дураков» не просто моралист. Он без устали бродит по площадям и улицам, заглядывает в дома и мастерские, храмы и дворцы, кабаки, всюду находя все новые и новые образцы глупости.

«Корабль дураков» Я вам признаюсь кое в чем: Немало с этим дурачьем Я сам якшался, чтоб о них Поведал мой правдивый стих.

«Корабль дураков» Его дураки вполне живые люди, каждый из них очерчен выпукло и ярко, для каждого он находит индивидуальный штрих, превращая свою стихотворную сентенцию в жанровую сценку. Вот, например, как Себастиан Брант описывает базар, где продаются всевозможные «святые» реликвии:

«Корабль дураков» От века продавцы реликвий Народ обманывать привыкли. На паперти шумит базар, Разложен плутовской товар Разложен плутовской товар Все тут священно, драгоценно: Из Вифлеемских ясель сено, От валаамовой ослицы Кусок ребра; перо хранится Архистратига Михаила (Не сякнет в нем святая сила); Тут есть уздечка боевого Коня Георгия святого; Одна сандалья святой Клары...

«Корабль дураков» Конечно, Себастиан Брант понимает, что мелкие недостатки часто бывают безобидными, но есть и настоящие пороки, вредные для всего общества и разъедающие его нравственные устои. Особенно опасным он считал корыстолюбие, себялюбие и культ наживы. В угоду этим порокам глупцы готовы принести в жертву любовь, справедливость, честность, дружбу и элементарную человеческую порядочность. Ради денег молодые женятся на сварливых и злобных старухах, во имя барыша могут пустить по миру сотни и тысячи людей, корыстолюбием заражены не только миряне, но и духовенство.

«Корабль дураков» Кто добровольно стал ослом, Тому и мука поделом! Женясь на старой, но богатой, Заплачешь ты: «О, день проклятый!» Жить будешь, как в тюрьме, во мраке, В своем бесплодном, стыдном браке С тем денежным своим мешком, Который был твоим божком И чьей начинкою приманен, Ты одурачен, оболванен, Столь неразумный шаг свершив, Никто не может быть счастлив.

«Корабль дураков» Некоторыми своими сатирами Брант спорит с вагантами и надевает шутовской колпак на тех, кто, отказываясь от книг и учения, проводит всю свою жизнь в праздности и гульбе. Колпак ты на того надень, Кто день и ночь и ночь и день Рад брюхо поплотней набить И полной винной бочкой быть, Как будто жизнь он взял на откуп С единой целью: больше в глотку б!

«Корабль дураков» Себастиан Брант искренне хотел, чтобы как можно больше людей, прочитав его сатиры, плыло бы не в страну дураков, а в страну мудрости. Заканчивает он свою книгу «Извинением поэта»:

«Корабль дураков» Когда бы только денег ради Я эти заполнял тетради, То цели бы не увидал И всех трудов не оправдал. Однако лишь во имя Божье, Да и на благо миру тоже Предпринял я свои труды, А не для славы или мзды: Был бескорыстен я вполне Был бескорыстен я вполне И в этом Бог свидетель мне! И в этом Бог свидетель мне! Сих проповедей фолиант Кончает Себастиан Брант, Хоть эта истина стара: Сегодня так же, как вчера, Открыта всем стезя добра!.

Заключение «Похвальное слово глупости» имело у современников огромный успех. Книга выдержала несколько изданий при жизни автора. «Похвальное слово глупости» имело у современников огромный успех. Книга выдержала несколько изданий при жизни автора. Избирая жанр похвалы, гуманист передал колорит своего времени, веря в грядущие преобразования общественной жизни и культуры. Избирая жанр похвалы, гуманист передал колорит своего времени, веря в грядущие преобразования общественной жизни и культуры.

Сайт для подготовки к уроку: