Методическая тема учителя физики Шиляповой Е.В: Применение проблемного метода при изучении нового материала на уроках физики. Апрель, 2011 г.
Исторический экскурс: В. Окунь под проблемным обучением понимает совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются и ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закреплении приобретенных знаний. И.Я.Лернер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определнной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». Наиболее обобщенной определение проблемного обучения сформулировал М.И.Махмутов: проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Особенности проблемного обучения: Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных задач. Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектрического мышления. Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается),а, главным образом, как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.
Задачи: Включать учащихся в активный научный поиск, который отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Включать учащихся в активный научный поиск, который отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Переход уровней проблемности: от репродуктивного (учитель сам ставит проблему и сам решает при активном слушании и обсуждении) к продуктивному (ученики решают проблему под руководством учителя). Переход уровней проблемности: от репродуктивного (учитель сам ставит проблему и сам решает при активном слушании и обсуждении) к продуктивному (ученики решают проблему под руководством учителя). Создавать базу дидактического материала для реализации проблемного метода на уроке. Создавать базу дидактического материала для реализации проблемного метода на уроке.
Тема: Взаимные превращения жидкостей, газов и твёрдых тел. Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне. Зачем ей розы ? Видно, это Зима тоскует о весне. Д. Кедрин. « Мороз на стёклах ». Приведу пример, использования литературных произведений для создания проблемной ситуации, решение которой зависит от жизненного опыта обучающегося (особенность третья).
Поэтическая страничка. « Быть дождю, - решают в пересуде, - Небо в куреве, как хмаровая близь, Ведь недаром нонче на посуде Появилась квасливая слизь, Не зазря прокисло по махоткам В погребах парное молоко И не так гагачется молодкам, Видно, дыхать бедным нелегко ». Говорят старухе о пророке, Что на небе гонит лошадей, А кругом в дымнистой заволоке Веет сырью звонистых дождей. Сергей Есенин « Старухи ». О каких приметах погоды, имеющих физическую природу, идёт речь в стихотворении ? Как их можно объяснить ?
Поэтическая страничка. Красным полымем заря вспыхнула ; По лицу земли туман стелется ; Разгорелся день огнем солнечным, Подобрал туман выше темя гор ; Нагустил его в тучу чёрную ; Туча чёрная понахмурилась, Понахмурилась, что задумалась, Словно вспомнила свою родину … Понесут её ветры буйные Во все стороны света белого … Ополчается громом, бурею, Огнем, молнией, дугой - радугой ; Ополчилася, и расширилась, И ударила, и пролилася Слезой крупною – проливным дождём На земную грудь, на широкую. А. В. Кольцов « Урожай ». Какие физические явления отображены в этих поэтических строках ?
Поэтическая страничка. Помнишь время молодое ? Мы врывались на пари, Оставляя пол - ладони Примороженной к двери. А. Вознесенский. « Мороз ». Почему в сильный мороз рука примерзает к металлу ? Примерзает ли рука к деревянным предметам ? Почему ? Почему в сильный мороз рука примерзает к металлу ? Примерзает ли рука к деревянным предметам ? Почему ?
Четвёртой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности. Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении тех или иных путей их доказательства.
Для примера приведу исследование в 8 классе – «От чего зависит скорость испарения?». Для примера приведу исследование в 8 классе – «От чего зависит скорость испарения?». Учащиеся выполняют практическу работу и приходят к выводу: Вывод : Скорость испарения зависит от рода вещества ; Скорость испарения зависит от рода вещества ; Скорость испарения зависит от площади поверхности ; Скорость испарения зависит от площади поверхности ; Скорость испарения зависит от температуры. Скорость испарения зависит от температуры.
Как пример можно рассмотреть ИГРУ «Физическое домино». Совмести определение и определеямое понятие. Как пример можно рассмотреть ИГРУ «Физическое домино». Совмести определение и определеямое понятие. НАГРЕВАНИЕ ИСПАРЕНИЕ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ОХЛАЖДЕНИЕ ПЛАВЛЕНИЕ КОНДЕНСАЦИЯ
ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭТИМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ?! ВСЕ ПРИМЕТЫ СБЫВАЮТСЯ … ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА
Почему на морозе вспотевшую от работы лошадь покрывают одеялом или шубой ?
Для чего разрезают на части картофель, яблоки и другие овощи и фрукты, предназначенные для сушки ?
Какая земля прогревается солнечными лучами быстрее : чернозём или песчаники ?
Отгадай загадку : Свет пропускает, а тепло не выпускает
… Кругом курильницы златые Подъемлют ароматный пар … А. С. Пушкин « Руслан и Людмила ». Почему пар поднимается вверх ?
… На месте славного побега Весной растопленного снега Потоки мутные текли И рыли влажну грудь земли … А. С. Пушкин. « Руслан и Людмила ». О каком тепловом процессе идёт речь ? При какой температуре тает снег ? Как она называется ?
Как называется прибор для измерения температуры
Как называется прибор для измерения давления в жидкости
Как называется прибор для измерения влажности воздуха
Летом дым от костра стелется по земле. Какой прогноз погоды вас ждёт на ближайшее время ?
Летом муравьи выстраивают высокие муравейники. К какой зиме нужно готовиться ?
Растения скручивают свои листочки. О чём они предупреждают ?
Как известно, после дождя цветы начинают пахнуть сильнее. Чем это объяснить ?
Почему удар молнии часто расщепляет дерево ?
Почему в сильные морозы деревья трещат ?
Желаю творческих успехов!!!