29.11.2013 Методическая тема учителя физики Шиляповой Е.В: Применение проблемного метода при изучении нового материала на уроках физики. Апрель, 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Агрегатные состояния вещества или чудесные превращения.
Advertisements

Технология проблемного обучения на уроках русского языка Мышление начинается с проблемной ситуации. С.Л.Рубинштейн. Учитель русского языка МКОУ СОШ 24.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Обобщающий урок (8 класс) Тепловые явления. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. Процесс изменения внутренней.
Тема урока: КИПЕНИЕ. Цели урока Образовательные: Образовательные: –в ходе урока усвоение понятия кипение; –обеспечить продолжить формировать умение учеников.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Обобщающий урок (8 класс) Автор: Парахина К. А. Тепловые явления.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся Подготовила: Нургалиева А.А. учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Дымятся низкие долины, Где кучи хижин небольших С дворами грязными. Вкруг их Растут кудрявые рябины, На высотах чернеют пни Иль стебли обгорелых сосен.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Урок- конкурс умников и умниц « Изменение агрегатного состояния вещества»
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Муниципальное Образовательное учреждение «Венёвская средняя общеобразовательная школа 2» «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации» Подготовила:
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Проблемное обучение Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все-таки участь: Мне кажется, я их чему-то учу, А это они меня учат. А.Дольский Шаронова.
Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения Егорова Г.И. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 101 с углубленным изучением.
Транксрипт:

Методическая тема учителя физики Шиляповой Е.В: Применение проблемного метода при изучении нового материала на уроках физики. Апрель, 2011 г.

Исторический экскурс: В. Окунь под проблемным обучением понимает совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются и ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закреплении приобретенных знаний. И.Я.Лернер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определнной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». Наиболее обобщенной определение проблемного обучения сформулировал М.И.Махмутов: проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Особенности проблемного обучения: Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных задач. Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектрического мышления. Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается),а, главным образом, как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.

Задачи: Включать учащихся в активный научный поиск, который отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Включать учащихся в активный научный поиск, который отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Переход уровней проблемности: от репродуктивного (учитель сам ставит проблему и сам решает при активном слушании и обсуждении) к продуктивному (ученики решают проблему под руководством учителя). Переход уровней проблемности: от репродуктивного (учитель сам ставит проблему и сам решает при активном слушании и обсуждении) к продуктивному (ученики решают проблему под руководством учителя). Создавать базу дидактического материала для реализации проблемного метода на уроке. Создавать базу дидактического материала для реализации проблемного метода на уроке.

Тема: Взаимные превращения жидкостей, газов и твёрдых тел. Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне. Зачем ей розы ? Видно, это Зима тоскует о весне. Д. Кедрин. « Мороз на стёклах ». Приведу пример, использования литературных произведений для создания проблемной ситуации, решение которой зависит от жизненного опыта обучающегося (особенность третья).

Поэтическая страничка. « Быть дождю, - решают в пересуде, - Небо в куреве, как хмаровая близь, Ведь недаром нонче на посуде Появилась квасливая слизь, Не зазря прокисло по махоткам В погребах парное молоко И не так гагачется молодкам, Видно, дыхать бедным нелегко ». Говорят старухе о пророке, Что на небе гонит лошадей, А кругом в дымнистой заволоке Веет сырью звонистых дождей. Сергей Есенин « Старухи ». О каких приметах погоды, имеющих физическую природу, идёт речь в стихотворении ? Как их можно объяснить ?

Поэтическая страничка. Красным полымем заря вспыхнула ; По лицу земли туман стелется ; Разгорелся день огнем солнечным, Подобрал туман выше темя гор ; Нагустил его в тучу чёрную ; Туча чёрная понахмурилась, Понахмурилась, что задумалась, Словно вспомнила свою родину … Понесут её ветры буйные Во все стороны света белого … Ополчается громом, бурею, Огнем, молнией, дугой - радугой ; Ополчилася, и расширилась, И ударила, и пролилася Слезой крупною – проливным дождём На земную грудь, на широкую. А. В. Кольцов « Урожай ». Какие физические явления отображены в этих поэтических строках ?

Поэтическая страничка. Помнишь время молодое ? Мы врывались на пари, Оставляя пол - ладони Примороженной к двери. А. Вознесенский. « Мороз ». Почему в сильный мороз рука примерзает к металлу ? Примерзает ли рука к деревянным предметам ? Почему ? Почему в сильный мороз рука примерзает к металлу ? Примерзает ли рука к деревянным предметам ? Почему ?

Четвёртой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности. Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении тех или иных путей их доказательства.

Для примера приведу исследование в 8 классе – «От чего зависит скорость испарения?». Для примера приведу исследование в 8 классе – «От чего зависит скорость испарения?». Учащиеся выполняют практическу работу и приходят к выводу: Вывод : Скорость испарения зависит от рода вещества ; Скорость испарения зависит от рода вещества ; Скорость испарения зависит от площади поверхности ; Скорость испарения зависит от площади поверхности ; Скорость испарения зависит от температуры. Скорость испарения зависит от температуры.

Как пример можно рассмотреть ИГРУ «Физическое домино». Совмести определение и определеямое понятие. Как пример можно рассмотреть ИГРУ «Физическое домино». Совмести определение и определеямое понятие. НАГРЕВАНИЕ ИСПАРЕНИЕ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ОХЛАЖДЕНИЕ ПЛАВЛЕНИЕ КОНДЕНСАЦИЯ

ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭТИМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ?! ВСЕ ПРИМЕТЫ СБЫВАЮТСЯ … ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА

Почему на морозе вспотевшую от работы лошадь покрывают одеялом или шубой ?

Для чего разрезают на части картофель, яблоки и другие овощи и фрукты, предназначенные для сушки ?

Какая земля прогревается солнечными лучами быстрее : чернозём или песчаники ?

Отгадай загадку : Свет пропускает, а тепло не выпускает

… Кругом курильницы златые Подъемлют ароматный пар … А. С. Пушкин « Руслан и Людмила ». Почему пар поднимается вверх ?

… На месте славного побега Весной растопленного снега Потоки мутные текли И рыли влажну грудь земли … А. С. Пушкин. « Руслан и Людмила ». О каком тепловом процессе идёт речь ? При какой температуре тает снег ? Как она называется ?

Как называется прибор для измерения температуры

Как называется прибор для измерения давления в жидкости

Как называется прибор для измерения влажности воздуха

Летом дым от костра стелется по земле. Какой прогноз погоды вас ждёт на ближайшее время ?

Летом муравьи выстраивают высокие муравейники. К какой зиме нужно готовиться ?

Растения скручивают свои листочки. О чём они предупреждают ?

Как известно, после дождя цветы начинают пахнуть сильнее. Чем это объяснить ?

Почему удар молнии часто расщепляет дерево ?

Почему в сильные морозы деревья трещат ?

Желаю творческих успехов!!!