Автор: Джек Полина ученица 6 класса А МБОУ «Гимназия 1» г. Нижневартовска
Объект исследования : роль словотворчества в художественных текстах и в разговорной речи
Предмет исследования : словотворчество в художественных текстах и в разговорной речи
1. изучить способы образования слов в русском языке 2. рассмотреть способы создания неологизмов и роль неологизмов (окказионализмов) в художественных текстах и в речи 3. создать новые слова 4. охарактеризовать способы их образования
описательный метод; метод сравнения, основанный на выявлении сходства и различия; словообразовательный анализ; семантический анализ; лингвистический эксперимент; методы социологического исследования (анкетные опросы, эксперимент)
Словотворчество как языковое явление значимо для носителей языка. Каждый человек может придумать новое слово.
1. Приставочный способ 2. Суффиксальный способ 3. Приставочно-суффиксальный способ 4. Сложение 5. Бессуфиксный способ 6. Субстантивация (переход )
Способы создания неологизмов: 1) словообразовательная деривация образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов, например: «зеленокудрый» (Н. В. Гоголь), «громадьё».деривация 2) семантическая деривация развитие в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным; 2) семантическая 3) заимствование слов из других языков. 3) заимствование
Словотворчество –одно из излюбленных художественных средств, к которому довольно часто прибегают писатели и поэты. Это прием основан на словообразовательных возможностях русского языка.
Сильные по зиме, словно единственные, белые и черные краски, когда ель и осина кажутся черными, за недельноекраснопогодье раздвинуло, и резче, яснее, ближе обозначилась каждая корявинка. В. Распутин. Живи и помни. Корявинка – корявая веточка дерева (суффиксальный способ). Экспрессивно соединение разговорного слова корявый с уменьшительно – ласкательным суффиксом – инк-. Краснопогодье – ясная погода (сложение с одновременным присоединением суффикса). Слово выразительно за счет использования скрытого эпитета и экспрессивного суффикса[j].
Мы отправились на машине знакомой дорогой, через комарино-слепне-оводовый лес к тому месту, где однажды купались. В лесном коридоре крылатая нечисть так облепила лобовое стекло, что дорога пропала. Ю. Нагибин. Рассказы Комарино-слепне-оводовый – лес в котором есть комары, слепни и оводы. Велика продуктивность окказиональных прилагательных, образованных путем сложения основ.
Мы проанализировали тексты писателей- современников, пишущих для взрослых и детей и использующих в своем творчестве созданные ими слова, сделали словообразовательный и лексический анализ этих слов.Способ создания данных неологизмов словообразовательная деривация образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям. деривация
Таким образом, в этих новых словах сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством. Основная функция окказионализмов – экспрессивная: усиление впечатления, достижение наибольшей выразительности с помощью новых слов, необычныхвыражений для поэтического употребления.
Мы знаем примеры, когда писатели, такие как Н.Карамзин, Ф.Достоевский, И.Северянин, В.Хлебников создавали новые слова, а затем эти слова вошли в состав языка и стали общеупотребительными. Например, И. С. Тургенев изобрел слово «нигилист» (от латинского «nihil»(нихиль) «ничто», то есть «всеотрицатель»). Это слово сразу вошло в язык народа и живет в нем до сих пор.Кто сочинил слово «интеллигент»? П. Д. Боборыкин, писатель ныне мало читаемый.Гоголь придумал слово «халатность» - до него такого слова в русском языке вообще не было. Достоевский - глагол «стушеваться». Игорь Северянин придумал слово «бездарь». И таких примеров много в языке.слово
КарУчка - карандаш и ручка (сложение) СкайповАть - разговаривать по скайпу (суффиксальный) КлавотЫк – программист (сложение) ОтрубЕнь – спит как убитый (суффиксальный) ЛЕнкекс – кекс для ленивых хозяек (они быстро готовятся) (сложение) КофтУнь – кофта-туника (сложение) БородУс – бородатый и усатый человек (сложение) КофтошьЮн – тот, кто шьет кофты (сложение)
НедострОй – недостроенное здание (приставочный) ЖмУверс – новая версия жмурок (сложение) КонтактЁр – человек, который сидит в социальной сети «Вконтакте» (суффиксальный) ПрЕдруг –друг, который предал (приставочный) БыстродрУжки – подружки на короткий срок (сложение) ЛомЕбель – мебель, которая ломается (сложение) КомполОм – младший брат, который ломает компьютер (сложение)
Мы пришли к выводу: если мы действительно хотим, чтобы наш язык развивался, чтобы пополнялся его словарный состав, чтобы не угасал интерес к его творческому потенциалу, недостаточно просто создавать слова по существующим словообразовательным моделям, главное – наполнить слово смыслом. Значимость словотворчества очевидна всем обучающимся. На вопрос, нужно ли создавать новые слова, 70 учащихся из 75 ответили «да» (93 %) и только 5 человек ответили «нет» или «не знаю» (7%).
Выполнив словообразовательный анализ новых слов, мы пришли к выводу, что при их создании обучающиеся использовали, в основном, способ сложения(77%) и суффиксальный способ(22%). Также мы выполнили лексический анализ созданных слов и объединили слова в тематические группы:
Слова, придуманные нами, с их толкованием, мы разместили на сайте по адресу и сможем участвовать в увлекательном конкурсе «Слово года- 2011», ведь новые слова в русском языке – всегда показатель развития общества, в том числе его культуры.
Словотворчество значимо для носителей языка. Необычные новые слова развивают этимологическое, словообразовательное мышление, предполагают способность проникнуть во внутреннюю форму слова. Это и попробовали сделать обучающиеся 6-х классов, создавая новые слова.
Язык не готовый продукт, это энергия смыслорождения и словорождения. В. Гумбольдт.
Если в языке не появляются новые слова, его можно считать мертвым. Если новые слова в нем появляются лишь путем заимствования из других языков, его можно считать полумертвым. М.Эпштейн