Занятие 5. Сочинение-рассуждение. Богатство и образность речи, точность слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДГОТОВКА К ГИА КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ?
Advertisements

ГИА 2012 Задание С2.1. Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Сочинение на лингвистическую тему (задание С2) ГИА 2013.
ГИА 2012 Задание С2.1 Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ 3 г. Мыски Кемеровской обл. Часть 3.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно,
ГИА – 9 класс Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2.
ГИА 2012 Задание С2.1. Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
Написание сочинения-рассуждения, задание С2.1. «Словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Г. Степанов Учащиеся должны.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Транксрипт:

Занятие 5. Сочинение-рассуждение. Богатство и образность речи, точность слова.

Цель занятия: Рассмотреть цитаты, связанные с богатством и образностью речи, точностью слова; Познакомиться с образцами сочинений.

На экзамене вам могут встретиться цитаты, связанные с богатством и выразительностью речи, например: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Илья Наумович Горелов «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Лев Николаевич Толстой «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко

Самое трудное в сочинении, как вы уже поняли, написание аргументов. Сочинения, объединенные в этом разделе, связаны с лексикой, то есть со словарным запасом языка. Русский язык очень богат, в нем огромное количество слов. Если вы не будете бояться работать со словом и его лексическим значением, у вас все получится. Несколько подсказок для вас (смотри следующие слайды)

Подсказка 1. Во-первых, помните, что нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Отыщите интересные два слова в тексте и на их основе стройте аргументы. На помощь вам может прийти задание В1, оттолкнувшись от которого, вы можете создать свой аргумент 1. Задание В1. В задании В1 необходимо заменить слово стилистически нейтральным синонимом. Например, замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Вспомним, что такое синонимы. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи. Н-р, розовый, красный, вишневый, алый, кумачовый, пунцовый (отличаются оттенками лексического значения) Голова, башка, чайник (отличаются употреблением в речи) Стилистически нейтральное слово – это слово, не несущее какой-либо оценки, оно просто называет предмет, признак или действие Н-р, лошадь ср. кляча Тащиться ср. идти медленно Синоним к слову пошушукались - пошептались

Подсказка 2. Во-вторых, учтите, что при помощи слова человек называет и действие. Здесь вы можете работать с глаголами. Найдите те, которые помогают выстроить аргументы, и творите. В-третьих, при помощи слова человек может у собеседника вызвать различные переживания: грусть, радость, возмущение…Это тоже возможность для вас привести новые аргументы Подсказка 3.

Подсказка 4. В-четвертых, обращайте внимание на такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы и стройте свои доказательства на их основе Антонимы – слова с противоположным лексическим значением Высокий – низкий Неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке. Рисепшн, консалтинг, истэблишмент Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления в речи. Ветрило, очи, чело, кафтан Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов Заварить кашу, сесть в калошу

Подсказка 5. В-пятых, найдите лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет. И на основе их выстраивайте аргументы. Здесь вам поможет задание А3, включающее в себя тропы. Задание А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. - Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. Тропы речи: Олицетворение - одушевление неодушевленных предметов Улыбнулись березки, зима злится Метафора – перенос значения по сходству Щеки горят, серп месяца Эпитет – образное определение, выраженное прилагательным или наречием Сонные березки, застенчиво улыбаться

Рассмотрим некоторые цитаты данного раздела на примере текста Б.Васильева. -(1)Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. -(3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, сказала она. -(4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: -(9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: -(13)Это же всё ненастоящее! -(14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. -(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: -(19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. -(21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? почти весело удивилась она.

-(22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. -(23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. -(24)А зачем нам ваши копии? с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей не возьмёт копии. -(26)Не возьмёт, и вы не берите. (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. (28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. -(34)Трус несчастный, вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. - (35)Только пикни у нас. - (36)Всё равно нельзя, - горячо и непонятно зашептал мальчик. - (37)Молчи лучше! - оборвала его девочка. - (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. -(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! -(49)Нету, - тихо сказала Таня. - (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа …. (По Б. Васильеву)

Тест 3 «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин " Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла",- утверждал писатель К.А.Федин. Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать. Так, например, Б.Васильев, описывая действия детей, использует не стилистически нейтральное слово «пошептались», а разговорное «пошушукались» (предложение 12), показывая тем самым, что дети что-то затевают. В предложении 17 автор, описывая, как достает листочки Анна Федотовна, использует эпитет бережно. Это говорит о том, как дороги были для героини эти письма. Таким образом, точный подбор слов позволил Б.Васильеву не только более ясно представить ситуацию, но и оценить недостойное поведение детей. Кроме того, мы сумели понять характер главной героини и ее нежные чувства к письмам как к памяти о погибшем сыне.

Тест 7 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский Слова К. Г. Паустовского понимаю так: нет во Вселенной предмета, для которого не придумал человек точных слов. Особенно богат русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромно количество синонимов и антонимов, паронимов и фразеологизмов, сравнений и метафор. Обратимся к тексту. Так, в предложении 17 автор для описания листочков использует эпитет бесценные, с помощью которого передает отношение Анны Федотовны к письмам с фронта. В предложениях 52, 53 нахожу слова и словосочетания, которые описывают весь трагизм состояния главной героини. Так, метафора «он (голос) угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда», «письма… вынули из её души», « оглохла … её душа» передают страшное горе, которое еще раз испытала старушка. Таким образом, могу сделать вывод, что прав был русский писатель К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

« Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков Прав был А.И.Горшков, утверждавший, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Действительно, при помощи различных лексических средств авторы привлекают наше внимание к важным эпизодам текста. Обратимся к тексту. Так, в предложении 12 автор использует слово «пошушукались». Он мог бы выбрать среди синонимов этой группы «поговорили», «пошептались», «посоветовались», но останавливается на разговорном слове «пошушукались», обозначающем «шептаться, говорить друг с другом по секрету». Делает писатель это для того, чтобы четче и ярче изобразить описываемое. В предложении 43 он, называя детей, использует книжное слово «делегация». Оно, казалось бы, совсем не подходит к этому тексту. Можно бы написать «ребята», «группа детей», «посланцы школы», но Борис Васильев, чтобы показать некоторую официальность визитеров, выбирает именно это слово. Таким образом, могу сделать вывод, что используемые автором синонимы помогают ярче, эмоциональнее, точнее выразить мысль.

« Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина Эту фразу лингвиста М.Н. Кожиной я понимаю так: читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Борис Васильев в своем произведении, изображая сцену посещения пионерами Анны Федотовны, при помощи реплик показывает бездушие детей, забравших письма, и рану главной героини, вторично потерявшей сына. Речевая ткань произведения позволяет автору показать, как агрессивно ведет себя старшая девочка и как удивляет старушку официально-нечеловеческий голос ребёнка (предложение 24). Мы понимаем, что детям важны не столько письма и человек, сколько выполнение поручения. Следующие реплики старшей девочки (предложения 34, 37) подтверждают наши догадки о жестокости ее характера. Она, будучи старшей, угрожает мальчику, который пытается «горячо и невнятно» доказать, что красть письма нельзя. Но девочки все же забирают последнюю память Анны Федотовны о сыне. Следовательно, могу сказать, что права была М.Н.Кожина, утверждавшая, что «…читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

Домашнее задание. 1) Напишите сочинение-рассуждение по тексту Б. Васильева, раскрывая смысл высказывания А. А. Зеленецкого :«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 2) Напишите сочинение-рассуждение по тексту Б. Васильева, раскрывая смысл высказывания Л.Н.Толстого: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.