Занятие 9. Фонетика. Звуки речи. Фонетический анализ слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание А 4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовила учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 О. Н. Иванова.
Advertisements

Муниципальнее общеобразовательнее учреждение «Средняя общеобразовательна я школа 9 с. Толстово-Васюковского» Будённовского района Работа учителя русского.
Основные нормы современного литературного произношения в русском языке.
Фонетика (от лат. «phone» – звук) – раздел лингвистики, который изучает звуки речи.
Задание А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Подготовка к ГИА ФОНЕТИКА. Парные твёрдые и мягкие согласные Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] Мягкие:[б],[в],[г],[д],[з],[л],[м],[н],[п],[р],[с],
ГИА А 4 Подготовила: Попова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Т ЕМА УРОКА : «Ф ОНЕТИКА. О РФОЭПИЯ » «Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного.
Вопросы Задания Ресурсы выход. Далее [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [р], [м], [н],[й] [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [х], [ц], [ч],
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Занятие 8. Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Самостоятельная работа. 1 вариант 2 вариант земляникачерника лестницачувство терятьсямучиться ёжикёлка ложкакошка.
Фонетика Урок 9 Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Учащимся 7-х классов
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Русский язык Оглушение и озвончение согласных Подготовила: Черная Ирина, Студентка 1 курса.
Начать тест Использован шаблон создания тестов в PowerPointшаблон создания тестов в PowerPoint Русский язык Фонетика Часть 1.
Транксрипт:

Занятие 9. Фонетика. Звуки речи. Фонетический анализ слова.

Цель занятия: познакомиться с заданием А4; повторить классификацию звуков в русском языке; рассмотреть сильные и слабые позиции звуков; познакомиться с основными нормами произношения гласных и согласных звуков.

Что такое фонетика? Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Классификация звуков. Звуки речиГласныеУдарныеБезударныеСогласные Звонкие - глухие Твердые – мягкие

Гласные звуки. Гласных звуков в русском языке 6: [а] тр[а]ва [о] молок[о] [у] брош[у]ра [и] кн[и]га [ы] ш[ы]шка [э] л[э]то 4 гласных буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Они выполняют двойную роль.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать Два звука В начале слова Ель [й̕эл̕] Ёлка [й̕олка] Юла [й̕ула] Якорь [й̕акар̕̕] После разделительных Ъ и Ь Вьюга [в̕й̕уга] После гласных Поём [пай̕ом] Один звук После согласных Пень [п̕эн̕] В этом случае гласные указывают на мягкость предыдущего согласного

Согласные звуки. Большинство согласных звуков образуют пары по звонкости- глухости: [б] - [п] [в] - [ф] [г] - [к] [д ] - [т] [з] - [с] [ж] - [ш] Не образуют пары: постоянно звонкие - [н], [м], [л], [й ̕ ], [р] – сонорные постоянно глухие: [ц], [х], [ч], [щ] Большинство согласных звуков образуют пары по твердости-мягкости: [м] - [м̕] [х] - [х̕] [з] - [з̕] Не образуют пары: [ж], [ш], [ц] – всегда твердые [ч̕], [щ̕], [й̕] – всегда мягкие

Сильные и слабые позиции. Для гласных. Позиция Сильная – под ударением Слабая – без ударения Для согласных. Позиция Сильная Перед гласной дубок Перед сонорны ми и В круглый Слабая Стечение согласных (несколько согласных рядом) дубки На конце слова дуб

Орфоэпические нормы в области гласных. Аканье – произношение звука [а] на месте безударной буквы О. Молоко [малако], водовоз [вадавос] Иканье – произношение звука [и] на месте безударных Е и Я. Медаль [мидал], пятак [питак]

Орфоэпические нормы в области согласных. Оглушение звонких согласных в конце слова, а также перед глухими согласными в начале и середине слова: Дуб [дуп], встать [фстат], лавка [лафка] Озвончение глухих согласных перед звонкими: Просьба [прозба], отбирает [адбирайит] Наличие непроизносимых согласных в случае стечения согласных (несколько согласных рядом ) стн, стл, здн, рдц, лнц, вств, лвств : Честный [чэсный], праздник [празник]

Особенности произношения некоторых групп согласных в русском литературном языке. Чн - [чн](слова книжного или терминологического характера): алчный, античный, командировочный, тепличный. В зависимости от значения: серде[чн]ое заболевание – друг серде[шн]ый; копее[чн]ая монета – копее[шн]ая душа. [шн] – Запомнить! Коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, Яи[шн]ица, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, оче[шн]ик, горчи[шн]ик, пустя[шн]ый. дс и тс произносятся как ц (перед к в прилагательных) де [ц] кий ГК произносится как х к - в словах лёгкий, мягкий (лёхкий, мяхкий). СШ и ЗШ - долгий твёрдый согласный [ШШ]: (высший – вы[шш]ий; низший – ни[шш]ий). СЖ, ЗЖ, ЖЖ – долгий твёрдый согласный [ЖЖ] (сжарить – [ жж]арить, позже – по[жж]е, вожжи – во[жж]и). Что –[ шт]о, чтобы – [шт]обы, кое- что – кое-[шт]о; но: не[чт]о. ЩН (как написано): изящный, будущность, сообщник. Исключение: помо[шн]ик – помощник. дч и тч произносятся как ч (на стыке морфем) разве [ч]ик -ться и –тся произносятся как ца смее [ц]а

Домашнее задание. Запомните! Прежде чем выполнить задание, проговорите слово вслух! А1. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове СЪЕМ четыре звука. б) В слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые. в) В слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий. г) В слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ц]. А2. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове ЧУВСТВОВАЛ девять звуков. б) В слове ЕЩЁ все согласные звуки мягкие. в) В слове ЗДРАВСТВУЙ все согласные звуки твёрдые. г) В слове РЕЗКО буква 3 обозначает звук [с]. А3. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове ТУГИЕ шесть звуков. б) В слове ВДРУГ все согласные звуки звонкие. в) В слове ПРОШЁЛ все согласные звуки твёрдые. г) В слове НАЧНЁТСЯ буквы ТС обозначают звук [ц].

А4. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове ВЕЛИКОЕ восемь звуков. б) В слове ОТДЕЛЯЛ все согласные звуки звонкие. в) В слове РАБОЧИЙ все согласные звуки твёрдые. г) В слове ЛИШЬ буква Ш обозначают твёрдый звук [ш]. А5. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове ВДРУГ последняя буква обозначает звук [к]. б) В слове ДОЛЖЕН все согласные звуки твёрдые. в) В слове ПОЗДНО шесть звуков. г) В слове КУСАТЬСЯ буквы ТЬС обозначают твёрдый звук [ц]. А6. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове ГЕОЛОГ первый звук [г ]. б) В слове НАПЕРЁД последний согласный звук [т]. в) В слове ВДОХНОВЕНИЕ букв больше, чем звуков. г) В слове СТАЛЬНЫЕ мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). А7. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове ШЁПОТОМ первый звук [ш']. б) В слове ЖИДКОСТЬ второй согласный звук [т]. в) В слове УЧЁНЫЙ одинаковое количество звуков и букв. г) В слове ВГЛЯДЫВАЯСЬ мягкость согласного [с'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

А8. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове СЕМНАДЦАТЬ 8 звуков. б) В слове ВСЯ первый звук [ф]. в) В слове СКОЛЬКО мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). г) В слове ОПИСАННЫЕ букв больше, чем звуков. А9. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове ХУДШИХ есть согласный звук [т]. б) В слове ДРУГ последний звук [к]. в) В слове РАЗЖЕЧЬ мягкость согласного [ч'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). г) В слове СВЕДЕНИЯМИ звуков больше, чем букв. А10. Укажите ошибочное суждение. Напишите транскрипцию выделенных слов. а) В слове РЕШИЛИ все согласные звуки мягкие. б) В слове КНИЖКА происходит оглушение согласного звука перед согласным [к]. в) В слове ОБЪЯСНЯТЬ звуков меньше, чем букв. г) В слове ГЛАДИЛА все согласные звуки звонкие.