Условия возникновения и становления опыта Творческие способности: стремление исследовать и открывать новое гибкость в мышлении способность находить нестандартные пути решения проблемы
Тема опыта
Ведущая педагогическая идея опыта
Новизна опыта
Цель - создание на уроках русского языка и литературы условий для развития творческой личности учащихся в результате внедрения проектной деятельности
Задачи, способствующие формированию и развитию творческой личности: развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике; развивать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве; умение видеть проблему и прогнозировать способы её решения.
Этапы приобщения к проектной деятельности: Ознакомительный (введение понятия «проектная деятельность», «учебный проект», «продукт»; объяснение целей и задач внедрения метода проектов; знакомство со структурой проекта).
Этапы приобщения к проектной деятельности: Подготовительный: изучение темы формулировка проблемы выдвижение гипотезы определение целей и задач проекта составление плана работы определение и распределение обязанностей в группе
Этапы приобщения к проектной деятельности: Деятельностный: сбор и анализ информации обработка информации разработка собственного варианта решения проблемы (оформление) защита проекта
Карточка защиты проекта Тема проекта_____________________ ________________________________ Автор __________________________ Категории оценивания проекта (оцените по 10-балльной шкале): Обоснование выбора данной темы ( актуализация ) ____ Постановка целей и задач проекта ___ Текстовое содержание ( соответствие выбранной теме, раскрытие темы ) ___ Дизайн ____ Авторские выводы (« +» и «–» проекта, перспективы использования, соответствие целей и полученного результата) ____ Общее впечатление от проекта ____
Результативность Диагностика уровня развития творческой активности проводилась по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича в начале включения учащихся в проектную деятельность и в конце четвёртого года работы с использованием проектной технологии. Замеры осуществлялись по четырем критериям, указанным в данной методике: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество
Результативность
Имитационная игра Определение проблемы исследования. « Посмотри на мир чужими глазами ». Прочитайте небольшой текст: « Проснувшись утром, мы увидели, что от замечательной погоды не осталось и следа. Густой туман опустился на город, дорога покрылась гололёдом, провода электропередач обледенели. Влажность была так высока, что дышать стало трудно ». Как Вы отнесётесь к такому изменению погоды, если Вы: -водитель большегрузного автомобиля; - мэр города; - поэт; - ученик, идущий в школу; - пенсионер. Вам нужно оценить ситуацию, посмотрев на неё с их позиции. Дайте свои комментарии.
Имитационная игра Определение темы. «Тема одна – сюжетов много». - Прочитайте текст: Почему телевизор частично вытесняет сейчас книги? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот. Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, сядьте с ней поудобнее. Вы вскоре поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить. Читайте же больше, но читайте с величайшим выбором. Постарайтесь понять, что книга не только источник знаний, но и незаменимый воспитатель человеческих душ. Думаю, что книга переживёт все достижения технического прогресса. Д.С.Лихачёв
Имитационная игра - Запишите, какие темы (тема – это то, о чём говорится в тексте) исследований могут быть выявлены на основе представленного текста? Дайте свои комментарии. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________________________
Имитационная игра Давайте вместе с вами возьмём одну тему и сформулируем проблему, заключённую в ней. ТЕМА: Без книг человек не сможет прожить. ПРОБЛЕМА: __________________________________________? ГИПОТЕЗЫ (гипотеза – это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет проверять, подтверждать или иногда опровергать): ____________________________________. _____________________________________.
Формирование мировоззрения Источник знаний Друг и советчик Отдых Связь людей разных поколений
проект (ПОНЯТИЕ) 2 прилагательных 3 глагола фраза из 4-5 слов слово-вывод, итог
проект творческий, интересный исследовать, создавать, решать мне нравится создавать новый продукт творчество
Какие приёмы, продемонстрированные сегодня, вы могли бы использовать на своих уроках?
Адольф Дистервег писал: «Если человека постоянно приучать усваивать знания в готовом виде, можно и притупить его природные ТВОРЧЕСКИЕ способности – «разучить» думать самостоятельно».
Метод проектов будет востребован школой, так как он демонстрирует: высокую эффективность мотивированность обучения снижение перегрузки повышение творческого потенциала учащихся