А 5. Правописание корней. Правописание словарных слов 1Т.Н.Самсонова. Сузун - 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Безударные гласные в корне Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся.
Advertisements

-скак- -скоч- -жег- -жиг(а)- -блест- -блист(а)- -бер- -бир(а)- -тер- -тир(а)- -дер- -дир(а)- -стел- -стил(а)- -мер- -мир(а)- -пер- -пир(а)- -чет- -чит(а)-
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Русский язык в таблицах и схемах Гласные -а-о, -е-и в корнях с чередованием Часть 1.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Для уроков русского языка по теме «Чередование гласных в корне» Коваленко Ирина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 15 имени В.Л.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Чередование гласных в корнях слов 9 класс: повторим орфографию.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
-лаг- – -лож- В безударном положении пишется А, если корень оканчивается на Г; пишется О, если корень оканчивается на Ж. Полага̀ть – положѝть Примеры:
Урок русского языка: « Чередование гласных в корне слова» Автор:Тараскина Светлана Викторовна учитель русского языка ГОУ СОШ 412 Петродворцового района.
Правописание безударных гласных в корнях слов Чередующиеся гласные.
Правописание корней с чередующимися гласными. Корни с Корни счередующимися гласными гласными От чего зависит От чего зависит написание написание Выбор.
Готовимся к ГИА по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Чередующиеся безударные гласные в корне » Автор работы СудареваТ.А. Автор.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Безударная гласная в корне проверяемая непроверяемая чередующаяся проверочное слово проверочное слово слово +значение словарь.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
Транксрипт:

А 5. Правописание корней. Правописание словарных слов 1Т.Н.Самсонова. Сузун

Правописание корней Гласные в корне слова. Согласные в корне слова. Т.Н.Самсонова. Сузун

3 Гласные в корне слова Непроверяемые Запомнить! Проверяемые Проверить ударением! С чередованием Применить правило!

Корни с чередующимися гласными: написание зависит от суффикса –а-; написание зависит от суффикса –а- написание зависит от согласной буквы; написание зависит от согласной буквы написание зависит от ударения; написание зависит от ударения написание зависит от значения. написание зависит от значения Т.Н.Самсонова. Сузун

Написание зависит от суффикса –а- Бер-бир Мер-мир Дер-дир Тер-тир Пер-пир Стел-стил Блест-блист Жег-жиг Чет-чит -им(-ин-)/-мя(-ня) Кос-кас Лож-лаг Т.Н.Самсонова. Сузун А- -И- -А- Исключение: сочЕтать

Т.Н.Самсонова. Сузун Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв. Соб_раться на экзамен, бл_стеть на солнце, зам_реть от неожиданности, зам_рать от востор­га, рассылающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть сердце, выж_гать рисунок, заж_гательный снаряд, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать сарай, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть замок, соб_ру урожай, выб_рать тему диссертации, изб_рательная комиссия, бл_снуть умом, изб_рком.

Написание зависит от согласной буквы -раст- / - ращ-/ -рос- -лаг-/ -лож- -скак-/ -скоч- Т.Н.Самсонова. Сузун Ростов Ростислав Росток ростовщик отрасль пОлог скАчок скАчу

Т.Н.Самсонова. Сузун Вставьте пропущенные буквы. Отметьте корни с чередованием. 1. Распол_гать свободным временем, имя прил_гательное, теоретические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, разобрать предл_жение, литературное прил_жение, сл_гаемые успеха, легкий пол_г. 2. Полезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать в неволе, замедленное ср_щение, дор_сти до глазка в двери, прир_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове, подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зеленый р_сток, важная отр_сль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ. 3. Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчи­вый выск_чка, подск_чить от неожиданности, дон­ской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незамеченным, всех обск_кать, ск_чкообразный полет, ск_кунок, уск_кать, выск_чу из вагона, мигом приск_чу, ск_чите галопом, проск_чи на одной ножке по дорожке, не проск_чи поворот, подск_чу к вам вечерком, подск_чи еще выше, так и подск_чите на стуле, подск_чу по берегу реки, коня на ск_ку остановит.

Написание зависит от ударения гар-/гор- гар-/гор- зор-/зар- зор-/зар- клон-/клан-(-клон-) клон-/клан-(-клон-) плав-/плов- -твор-/-твар-(-твор-) -твор-/-твар-(-твор-) Т.Н.Самсонова. Сузун

гар-/гор- Под ударением пишется -а-, без ударения - -о-. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь. Например: загар, загорать. Т.Н.Самсонова. Сузун

зор-/зар- Под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - -а-. Исключения: Зоревать, зорянка. Например: зарево, зорька, зарница. Т.Н.Самсонова. Сузун

-клон-/-клан-(-клон-) Под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - -о-. Например: кланяться, поклон, наклониться. Т.Н.Самсонова. Сузун

плав-/плов- Под ударением и без ударения пишется -а-, плов-/плыв- пишется в словах пловец, пловчиха, плывуны. Т.Н.Самсонова. Сузун

-твор-/-твар-(-твор-) Под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - -о-. Исключение: утварь. Например: тварь, творчество, творить. Т.Н.Самсонова. Сузун

Т.Н.Самсонова. Сузун Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв. 1.Шоколадный заг_р, заг_рать на солнце, заг_релый юноша, заг_релось здание, дог_равший костер, приг_рь, г_рихвостка, г_рел, выг_рки страстей моих, г_релые спички, паровозная изг_рь. 2. Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яр­кие з_рницы, з_ревать в лесу, на з_ре цивилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю. 3. Накл_нился к земле, передать покл_н герцо­гине, покл_ниться старшему, скл_нение прилагательных, прекл_няться перед героизмом, прикл_нить голову. 4. Великое тв_рение, тв_рить чудеса, претв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший раств_ритель, разная утв_рь; 5. Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, легкий попл_вок, загорелые пл_вцы, жук-пл_вунец, пл_вник, пл_вучесть, отличная пл_вчиха; 6. Нераств_римые соединения, укл_няться от обязанностей, кухонная утв_рь, двигатель внутреннего сг_рания, оз_рился улыбкой, запах изг_ри, скл_ниться над рекой.

Написание зависит от значения мак- / мок- равн- / ровн- Т.Н.Самсонова. Сузун

мак- / мок- Мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Например: макать сухарь в чай. Мок- пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость». Например: обувь промокает. Т.Н.Самсонова. Сузун

равн- / ровн- Равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый». Например: уравнение. Ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий». Например: уровень Исключение: равнина Т.Н.Самсонова. Сузун

Т.Н.Самсонова. Сузун Вставьте пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв. Вым_кнувший с ног до головы, обм_кнуть перо в тушь, подм_чил репутацию, м_чить волосы, пром_кашка, сапоги пром_кают, непром_каемое пальто, разм_кло от слез, аккуратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съел, пром_кнуть салфеткой.

Т.Н.Самсонова. Сузун Определите лексическое значение слов с -ровн- и -равн-. Вставьте пропущенные буквы. 1. Пшенку с рисом ты не р_вняй! (А. Солженицын) 2. В мирской сходке, или громаде, несмотря на то, что власть его ограничена несколькими голосами, голова всегда берет верх и почти по своей воле высылает, кого ему угодно, р_внять и гладить дорогу или копать рвы. 3. Разве доброту сердца с деньгами можно р_внять? (М.Горький) 4. Сила действия должна р_вняться силе противодействия. (А.Измайлов) 5. Алексею хотелось ур_внять их отношения. (А.Пушкин) 6....Охотники идут каждый с своею собакой, непременно хорошо дрессированною, в известном друг от друга расстоянии, р_вняясь в одну линию. 7. Оба понимали: лагерная смерть скоро зар_ вняет, занесет песком все, что было в долгой жизни, - и правоту, и ошибки, и вражду. (В.Гроссман) 8. Зловещим светом налитой, бритвенно острой полоской подрезало холмы, подр_вняло лес на горизонте. (В.Астафьев) 9. Всю эту буржуазную литературу надо или заставить р_вняться на пролетарскую или выметать железной метлой, примирения быть не может. 10. Если вы с максимальной точностью передадите каждое слово текста, но не передадите его поэтичности, достигнутая вами точность будет р_вняться нулю. (К. Чуковский) 11. У нас страна р_вноправия, вот пускай и будет всем пор_вну, и не важно, что на кого-то есть спрос, а на кого-то нет. (И.Архипова) 12. Дорога довольно однообразная: р_внина; по сторонам холмы. (А.Пушкин)

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной. Т.Н.Самсонова. Сузун Озариться 2.Убегаю 3.Терпением 4.Повторяя

А5. Укажите слово, в котором правописание безударной гласной в корне нельзя проверить ударением. Т.Н.Самсонова. Сузун Тяжёлые 2.Зашагала 3.Горизонтом 4.Плотнее

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной. Т.Н.Самсонова. Сузун Зевал 2.Растение 3.Выдержала 4.Подмести

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной. Т.Н.Самсонова. Сузун Скакал 2.Выражалось 3.Пристраститься 4.Неизмеримо

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной. Т.Н.Самсонова. Сузун Потерял 2.Загорелся 3.Воспитателя 4.Значение

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной. Т.Н.Самсонова. Сузун Сержант 2.Приложил 3.Пороховой 4.Смешного

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной. Т.Н.Самсонова. Сузун Сдержать 2.Овладела 3.Прикосновение 4.Возможность

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной. Т.Н.Самсонова. Сузун Взглянув 2.Побежал 3.Наклонился 4.Подержал

А5. Укажите слово с безударной гласной, проверяемой ударением Т.Н.Самсонова. Сузун Собирался 2.Горел 3.Засветились 4.Умерла

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной. Т.Н.Самсонова. Сузун Убегала 2.Показать 3.Замерла 4.Непримиримую