Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»с. Усть -Илыч Развитие критического мышления учащихся на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Advertisements

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе.
СЛОВАРЬ: Кластер - альбом, афиша, плакат… Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления Синквейн – стихотворение из пяти.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Педагогическая мастерская. Тема: Технология критического мышления.
1 Ключевой тезис – конструирование собственного знания в рамках своей поисковой деятельности. Философия – нельзя научить, можно научиться. Цель – развитие.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Давление твердых тел, жидкостей и газов. Давление. Единицы давления.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»с. Усть -Илыч Развитие критического мышления учащихся на уроках физики Исполнитель: учитель физики и математики Пыстина Л.А. 2012г.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цели технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс: - развитие базовых качеств личности (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности); - развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях); - формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. - стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

В технологии развития критического мышления урок строится по схеме: В технологии развития критического мышления урок строится по схеме: Вызов – осмысление содержания - рефлексия Вызов – осмысление содержания - рефлексия

Технология развития критического мышления- стадии и методические приемы Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы I. Вызов (evocation) Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка «известной информации»: Рассказ – предпо- ложение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и не верные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы II. Осмысление содержания (realizationofme aning) Направлена на сохранение интереса к теме при непосредстве нной работе с новой информацией, посте пенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «», «?» (по мере чтения их ставят на по лях справа); ведение раз личных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы На втором этапе осуществляетс я непосредствен ный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал параграфа и т.д.). Работа ведется индивидуально и в парах.

Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы III. Рефлексия (reflection) Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изучения информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов, различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

На стадии осмысления содержания в 11 классе при изучении темы «Свет» применяю прием «Бортового журнала» В начале изучения темы на стадии вызова прошу заполнить левую часть таблицы. После изучения темы учащиеся заполняют правый столбец таблицы. На стадии рефлексии сравниваем объем информации до и после изучения темы Что мне известно о свете Что нового я узнал(а) после изучения темы.

На стадии рефлексии в 10 классе при изучении темы «Силы в природе» учащимся было предложено составить кластер Силы в природе F = m g гравитац ионные Сила тяготения Сила тяжести F= G m1m2 r 2 Электром агнитные Ядерны е Вес тела Сила упругости Сила трения Трения покоя Трения скольжени я Трения качения виды Fтр = MN Fупр = k ׀ х ׀ а = 0, то Р =mg Если аg, то Р = (а-g) аg, то Р= (а+g) а=g, то Р=0

В 7 классе по теме «Взаимодействие молекул» использую прием «Верное-неверное» утверждение На стадии рефлексии учащиеся должны дать ответ: «да» или «нет». 1.Вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет). 2.Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да). 3.Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размерам (нет). 4.Молекула – мельчайшая частица вещества (да). 5.В молекуле может быть более 1000 атомов (да). 6.Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше (да). 7.Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).

Урок – исследование для учащихся 7 класса «Давление твердых тел»

Содержание материала должно обеспечить: - На основе наблюдений и экспериментов сформировать зависимость давления от силы давления и площади поверхности опоры. - Находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни и в будущей профессиональной деятельности

На уроке необходимо создать условия, способствующие формированию у обучаемых универсальных учебных действий (УУД), развитию критического мышления

Оборудование: 1. Демонстрационное: 1.1.компьютер 1.5. брусок деревянный с гвоздями 1.2. мультимедиапроектор 1.6. гиря (200 г) 1.3. экран 1.7. предметный столик 1.4. кристаллизатор с песком 1.8. презентация 2.Фронтальное: 2.1. Лотки с оборудованием (картон, зубочистка, спичка, болтик, кнопка) и карточки –задания 2.2. Тест, копирка, лист бумаги 2.3. Учебник «Физика 7» под редакцией А.В. Перышкина, Дрофа, М; 2001г. 3. Оборудование для групповой работы: 3.1. Лотки с оборудованием для исследовательской работы 1 и карточки –задания 3.2. Лотки с оборудованием для исследовательской работы 2 и карточки-задания

Формы работы: - фронтальная - групповая - индивидуальная Ход урока (этапы): Организационный: Проверка готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей) Аудиорование Класс озвучивает синхронно девиз урока: «Пусть кипит работа, Идет соревнование Успех решает не судьба, Успех решают знания!»

Стадия «Вызов» ( мотивационный момент) Выясним, как учащиеся усвоили изученный материал, предлагаю им разгадать кроссворд и определить ключевое слово.

Вопросы к кроссворду: 1. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого 2. Физическая величина, которая характеризует инертность тела 3.Сила с которой тело в следствии притяжения к Земле действует на опору или подвес 4. Мельчайшая частица данного вещества 5. То, что имеет форму и объем 6. Измерительный цилиндр 7. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел 8. Какая физическая величина измеряется в секундах?

Самопроверка Д иффузиЯ м А сса В еС мо Л екулА т Е лО ме Н зуркА И нерциЯ вр Е мя

Давление твердых тел (Р) На данном уроке мы познакомимся с новой физической величиной – «давление», единицей измерения, способами изменения давления

Проблемный вопрос? Почему двигаясь по снегу, девочка проваливается в него, а мальчик нет? Учащиеся высказывают свои предположения (гипотезы)

Демонстрационный эксперимент После обсуждений учащиеся приходят к выводу, что давление пропорционально весу (силе), т.е. во сколько раз увеличивается сила (давящая), во сколько же раз увеличивается давление P ~ F

Демонстрация

Учащиеся высказывают свои гипотезы. Проблемный вопрос: «Почему шило в мешке не утаишь?» и прошу экспериментально проверить. Какое оборудование для этого вам потребуется ?

Исследовательская работа в 7 классе Оборудование: картон, зубочистка, спичка, кнопка, болтик Эксперимент: с 1 по 4 Что вы заметили? Результаты: Почему так? Обратим внимание на … Выводы: Проводится фронтально: 1) Совместно обсуждаем план проведения эксперимента ( с 1 по 4) 2)Учащиеся проводят опыты, вывод записывают в тетрадь 3) Зачитывают свои выводы, обсуждаем их коллективно, корректируем

4.Самопроверка Оборудование: картон, зубочистка, спичка, кнопка, болтик Эксперимент: Поочередное прокалывание, прикладывая одинаковую силу, металлическим болтиком, кнопкой, аналогично орудуя, зубочисткой и спичкой Что вы заметили? Результаты: 1. Кнопка легче входит картон, а болтик - нет 2. Зубочисткой легче проколоть картон, чем спичкой Почему так? Рассмотрим внимательно острие кнопки и болтика, зубочистки и спички. Выводы: Давление больше, если площадь опоры меньше и наоборот, т.е. давление обратно пропорционально площади опоры.

Аудирование: Чем больше площадь опоры, тем меньше давление и чем меньше площадь опоры, тем больше давление

Перевод выводов на «язык» формул: Р – давление твердого тела F – сила давления S – площадь опоры Давление – физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности (аудирование) Обратимся к учебнику стр. 79, где узнаем о других единицах измерения давления (Паскаль)

Какие приборы необходимы для измерения давления? Учащиеся высказывают свои предположения. Физкультминутка: Отдых наш – физкульминутка, Занимай свои места! Спину прямо все держите И на ноги не смотрите. Исходное положение – руки на поясе, ноги вместе. Каждый постепенно увеличивает давление на пол (с полной стопы встают на носочки). Каждый постепенно уменьшает давление на пол. Повторяем два раза. Увеличить свое давление на пол в два раза (пауза). Уменьшить свое давление на пол в два раза. Повторяем два раза

Предлагаю продолжить исследования. Работа в группах. Получают дифференцированные карточки –задания. Исследовательская работа 1 «Сравнение давления бруска» Оборудование: брусок деревянный, динамометр, миллиметровая бумага Порядок выполнения: 1.Измерить силу давления (вес бруска) 2. Определить площадь опоры большей грани (S 1 ) 3.Вычислить давление бруска (Р 1 ) по формуле: 4. Определить площадь опоры меньшей грани (S 2 ) 5. Вычислить давление бруска (Р 2 ) по формуле: 6. Сравнить результаты и сделать вывод.

Или Исследовательская работа 2 «Измерение давления твердого тела на опору» Оборудование: динамометр, линейка измерительная, брусок деревянный Вычисления: Вывод: Работу оформляют в одной из тетрадей учащегося группы для последующего оценивания F, HS,P, Па

Далее обсуждаем применение на практике полученных выводов по теме урока. Предлагаю привести примеры из жизни, раскрыть какое значение имеет давление твердых тел в жизни растений, животных, человека. Способы увеличения давления в природе, которая вооружила мир для создания большого давления: клювы, клыки, рога, колючки и т.д. и человек позаимствовал у природы способы увеличения давления и создал различные инструменты

.

На чем основан способ спасения человека, провалившегося под лед?

Предлагаю отгадать загадки и ответить на вопросы в несколько иной формулировке: 1. От чего, чаруя око, нас царапает жестоко? 2. Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то. Тогда почему же огромнейший лось Так быстро бежит по болоту?

Стадия «Рефлексия»: 1. Тест

Самооценка: вгваг

2. Синквейн Например ученица составила: *Давление *Большое, маленькое *Сравнить, увеличить, уменьшить *При работе с иголкой надевай наперсток *Величина

3. Игра «Брошенное слово» Первая часть игры (коллективная: играем по цепочке): Ведущий (учитель) называет слово «давление» Первый ученик называет свое слово, связанное с заданным мною словом. Второй ученик –свое и т.д. Все названные слова записывают учащиеся в тетради. Вторая часть игры (индивидуальная): каждый ученик, опираясь на свое воображение, должен написать текст (рассказ), куда включить все записанные слова (их далее в тексте необходимо подчеркнуть). После этого мы прочтем «произведения» и проанализируем их.

В завершении рефлексивного этапа урока задаю вопросы: - Что нового узнали сегодня на уроке? - Как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на этом уроке? - Как вы оцениваете свою работу? (учащиеся проводят самооценку, сигнализируя количеством показанных пальцев, что соответствует числу баллов, выставленных себе за урок)

Вывод – предупреждение (аудирование) «Отбирайте у малышей колющие и режущие предметы, они еще не знают, что их крохотной силенки хватит, чтобы вызвать очень сильные разрушения – травмы!

Информация по домашнему заданию §§ 33,34. Упр. 12 (1,2). Упр.13. Творческое задание (по выбору ученика): Нарисовать рисунок физического содержания или подготовить презентацию по теме урока, оформить подборку материала по теме урока из произведений не менее трех; сказки, стихи и т.п.

Система действий учителя и учащихся Организация работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Этап «Вызов» Приемы: -Работа с таблицей «з – у – х» - Реши «проблему» 1.Задаю проблемный вопрос: «Почему девочка проваливается в снег, а мальчик нет?» (рассматривают рисунок учебника или слайд) 2. Нарисуйте в тетрадях таблицу: 3. В первой колонке запишите все, что знаете о давлении твердых тел. 4.Показываю демонстрацию с бруском и гвоздями. 5. Задаю проблему: «почему шило в мешке не утаишь?» и предлагаю исследование. 6. Консультирую, корректирую, по мере завершения, выдаю карточку-образец 1. Высказывают предположения, обсуждают 2. Рисуют в таблицу или начинают заполнять подготовленную 3. Обмениваются друг с другом знаниями 4.Выдвигают гипотезы о зависимости между величинами 5.Выбирают оборудование, план эксперимента, выполняют исследование, записывают результаты, делают выводы 6.Самооценивание ЗнаюУзнал новое Хочу узнать

Организация Работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Этап «Осмысление содержания» Прием: «Инсерт» 1.Прочитайте §§ 33,34 и одновременно сделайте в тексте пометки (не более 10 мин). Пометки записаны на доске (слайде): «V» – знаю «-» – противоречие «?» – хочу знать «+» – это для меня новое 2. Давайте обсудим ваши записи во 2 колонке таблицы 3. Что вы записали в 3 колонке? 1.Читают §§ учебника и делают отметки на полях карандашом 2. Продолжают самостоятельно заполнять таблицу по пометкам 3. Участвуют в обсуждении 4. Отвечают на мои вопросы 5. Заполняют в ходе обсуждения колонку «Хочу знать» 6. Предлагают свои варианты поиска

Организация работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Этап «Рефлексия» Приемы: -Синквейн или - «Брошенное слово» 1.Посмотрите в таблице и спросите: «Какая информация противоречила вашим первоначальным знаниям?» Что нового вы хотите узнать? Даю установку на домашнее задание 2. Предлагаю написать синквейн или сочинить произведение после проигрывания «Брошенное слово» 1.Высказывают свои мнения 2. Проводят рефлексию: сочиняют стихотворения или свое произведение

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ