Юлаева И.А.,учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 580 Приморского района Санкт-Петербурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Петербурга в русской литературе. На примере Преступления и наказания.
Advertisements

Гапочко Елена Константиновна Учитель русского языка и литературы © Гимназия 56, 2007 © Гапочко Е.К., 2007.
Самое начало романа, Раскольников идет на " разведку ": « С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной.
Выполнил Тарасов Николай ученик 11 Б класса МОУСОШ 3 с. Дивное Руководитель Гаврилко Елена Викторовна Учитель русского языка и литературы МОУСОШ 3 с.
Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание» Основные причины преступления Родиона Раскольникова Родиона Раскольникова.
Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва 2 (техникум)»
Презентация урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»
БЛЕСК И НИЩЕТА ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Часть I Достоевский «Преступление и наказание» Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 села Мамонтова Алтайского края.
Главные улицы романа Преступление и наказание Работа Андрея Барыбина 11а.
ГЕРОИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ НА УЛИЦАХ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА Кирилл Керстна, 11а.
Данченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 «Сабурово» г. Москва.
Петербург-герой романов Достоевского.
Выполнил: Ученик 10 «Б» класса. Ковин никита. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Затем её в русской литературе раскрывает.
В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО Мрачные нравственные стороны прежнего порядка- эгоизм, цинизм, рабство, разъединение, продажничество- не только не отошли с уничтожением.
Автор ПЕТРОВА Е.Ф. Автор ПЕТРОВА Е.Ф. СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ Г. Екатеринбург.
Историческая справка Санкт-Петербург Крупнейший центр мировой и российской культуры основан 27 мая 1703 года. Основатель Петербурга Петр I поставил перед.
Специально для сайта «Учитель словесности» выполнил Голуб Кирилл Александрович.
Знал красивый город, река Нева мосты, Белые ночи Знаю Хочу узнать.
Транксрипт:

Юлаева И.А.,учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 580 Приморского района Санкт-Петербурга.

…Омский каторжанин Всё понял и на всём поставил крест. Вот он сейчас перемешает всё И сам над первозданным беспорядком, Как некий дух, взнесётся.Полночь бьёт. Перо скрипит, и многие страницы Семёновским припахивают плацем. А.Ахматова

Какой он, город Достоевского? Такой, как у предшественников или современников писателя, или совсем другой? Что Он и Кто, Петербург Достоевского? «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома…» Дом Раскольникова в Столярном переулке. «…обилие известных заведений». Один из таких домов, фасадом выхо- дящий на Сенную. Ныне-жилой дом с многокомнатными коммуналками.

«…как входишь в ворота дома- направо…» Луч фонаря выхватит для обозрения надписи на стенах: «Родион, мы с тобой!», «Родя, бей жидов!» «Едва ли есть другой писатель, читателей которого так интересовали бы конкретные адреса его героев, «адреса» событий его произведений» Д.С.Лихачёв

«С замиранием сердца подходил он к преогром- нейшему дому, выходившему одной стеною на канаву, а другою в –ю улицу». Дом старухи-процентщицы 104 по Екатери- ненскому каналу и одновременно выходящий на Среднюю Подъяческую. «…весь тот разряд людей, который можно назвать од- ним словом: пепельный,-людей. которые своим платьем, лицом, волосами, глазами имеют какую-то мутную пепельную наружность»

«…квартал был таков» «Близость Сенной, обилие известных заведений, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурою» Сенная площадь и её окрестности, район доходных домов, распивочных, трактиров, ночлежек, где вынашивает свою идею Раскольников.

«Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели…» «Кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи …» «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека»

Город-сценическая площадка, где сталкиваются идеи. «Не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

Лестница во втором подъезде… «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота. И, кроме того, до тошноты било в нос…» В романе так много чёрных лестниц потому, что на лестницах приходится принимать решения, лестницы ведут к дверям, к порогам.

Кажется, что именно город поставил на пути героев пороги, лестницы, загнал их в комнаты, которые напоминают гробы, поселил на улицах, кончающихся тупиками, заставил исповедаться не в церкви, а в трактире. «На улицах Петербурга словно в комнате без форточек» «Низкие потолки и стены ум и душу теснят» «Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома» Как раз после пятого этажа на чердак ведут во мраке тринадцать ступеней. И- «каморка, похожая на гроб…»

«Нестерпимая же вонь из распивоч- ных, которых в этой части города особенное множество, довершали отвратительный и грустный колорит картины» «Небольшая комната, в которую прошёл моло- дой человек, с жёлтыми обоями, была в эту мину- ту ярко освещена заходящим солнцем»

«Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса. Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката, на темневшую воду канала. Вдруг он вздрогнул-женщина с испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами бросилась в канаву. Грязная вода поглотила жертву» «Ночь была ужасная, мокрая, туманная…Ветер выл, вздымая выше колец чёрную воду Фонтанки».

«В такое петербургское утро… дикая мысль какого-нибудь …должна ещё более укрепиться». «А что, как разлетится этот туман, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город… А посреди останется прежнее финское болото и бронзовый всадник на жарко дыщащем, загнанном коне»

Редко где найдётся столько мрачных, рез- ких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

?