Славянские языки Какие из указанных славянских языков используют алфавит на основе древней кириллицы? Какой другой алфавит лежит в основе оставшихся языков?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Славянские языки Какие из указанных славянских языков используют алфавит на основе древней кириллицы? Какой другой алфавит лежит в основе оставшихся языков?
Advertisements

Пословицы и поговорки. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Кто создал азбуку и алфавит?. Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодий. Фреска в Зографском монастыре на Афоне.
Методическая разработка разделов образовательных программ по русскому языку и церковно-славянскому языку «Интегрированное преподавание русского и церковно-славянского.
Турнир – соревнование Лингвистика – наука о языке ( от латинского lingua - язык ) Турнир – соревнование Лингвистика – наука о языке ( от латинского lingua.
Методические советы педагогам. Уровень 1. Проверка знания программного материала. Уровень 2. Углубление знаний, проверка наличия дополнительных знаний.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Предложение. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Что такое предложение?
Классный час « О Дружбе и друзьях». Цель: Формировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Предложение. Презентация по русскому языку по теме "Предложение"
Тема урока: «Значение Библии для русской культуры. Её содержание и стиль».
Что такое сочинение-рассуждение
Урок-исследование. Какое это слово? Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, - Кузнецу,
Мальчики делают кормушку. 2) Докажите, что это предложение. 3) Из скольких слов состоит это предложение ? 4) Что может стоять.
Загадки славянской письменности История возникновения и развития.
Развитие лингвистического мышления у младших школьников через нестандартные приемы работы с текстом Савченко Виктория Викторовна учитель начальных классов,
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Пушкиной М.И. на тему «Пишем сочинение на ОГЭ. Задание 15.3» Районное методическое объединение учителей.
Окружающий мир. 4 класс ГОУ ЦО 1085 Выполнила: Мурашкина Э. Н.
Транксрипт:

Славянские языки Какие из указанных славянских языков используют алфавит на основе древней кириллицы? Какой другой алфавит лежит в основе оставшихся языков? русский польский белорусский словацкий сербский

История азбуки Как назывались эти буквы славянского алфавита : U W F K ¤ ½ h Как называлась в кириллице каждая из букв в слове: 1. Жизнь 2. Слуга 3. Добро

История фонетических, грамматических и словообразовательных изменений Какая грамматическая форма, утраченная в современном русском языке, отражена в подчеркнутых словах? Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода, длинные пояса Докажите, что в приведенных рядах исторически родственные слова. Какие значения утрачены, какие приобретены современными словами? Кика, кичка, кичиться. Еда, яства, тунеядец, сыроежка, обед. Запятая, (знак) препинания, вспять, препона. Какие слова в следующих рядах родственные (с исторической точки зрения и с современной)? Отметьте также слова, потерявшие родственные связи только в современном русском языке. Корень, укор, коряга, скорняк, кора, корица, скорлупа, шкура, корыто, короткий, сокращение. Оконный, окончить, око, заочный, исконный, около, коло, калач, кольцо, околица, закон, конец, испокон.

Исторические процессы в словообразовании Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения мир, доброта, мыло, польза, подошва, однажды, улика, обморок, гончар

История грамматических форм Что можно сказать о роде данных существительных? Чем объясняется наличие стольких форм рода? вольер – вольера, манжет – манжета, банкнот – банкнота; георгин– георгина, клавиш– клавиша компонент- компонента

Пословицы и поговорки Закончите пословицу. Близок локоть … Всякому овощу … Для милого дружка … И швец, и жнец … Не было ни гроша … Не всё коту масленица … Рад бы в рай … Не по хорошу мил … Какова пряха … Начните пословицу. … тому глаз вон. … а молчание – золото. … а в несчастье утешает. … борозды не испортит. … и меч не сечёт. … из поля вон.... полезай в кузов. … а человек - место. … а правду режь.

История крылатых выражений Установите авторство и объясните смысл следующих высказываний: 1) Растекаться мыслью по древу. 2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха. 3) Ворона в павлиньих перьях. 4) Врачу, исцелися сам. 5) Попасть в переплёт.

Переводы с древнерусского языка 1. Переведите текст на современный русский язык. 2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам. Аще ли же къто поидеть и мыслити начнеть и славити и тако закрыеть Господь градъ. и покажетьс# емq лhсомь и пqстымь мhстомь. и ничто таковыи полчить собh. но тъкмо соблазнъ и поносъ емq бдеть за сие Бога. Казнь прииметь здh и бдщии вhкъ. осждениh и тьмu кромешню. И сеи градъ Китежь невидимъ бысть и покровенъ божиею, иже на конець вhка сего многом­слезъ достоиного покры Господь тои градъ дланию своею. И невидим бысть по молению и прошению. иже достоинh и праведнh Том припадающихъ. иже не зрить скорби и печали ^звhря антихриста. Токмо w насъ печалють день и нощь, w ^стплении нашемъ. всего госдарьства московского, яко антихристъ царьстветь въ немъ. (Сказание о граде Китеже) Примечание: мыслити здесь сомневаться.

Переводы с древнерусского языка … 1. Переведите текст на современный русский язык. 2. Сделайте лексический и синтаксический комментарий отрывка. iшьдъшю же емоу на земл\ сърhтеи ~динъ отъ града iже имh бhсы отъ лhтъ мъногъ i въ не облачааше с# i въ храмh не живhаше нъ въ гробhхъ… (Мариинское.ев.)