Районный конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2013» Девиз конкурса «Учить учиться»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Advertisements

Е Мастер-класс это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации.
Презентация педагогического опыта. Информационная часть Тема опыта Становление ПО Теоретическое обоснование опыта.
Районный конкурс «Учитель года Ленинского муниципального района 2014» Кондратьева Татьяна Юрьевна, Учитель математики МАОУ Видновской гимназии, председатель.
Всероссийский конкурс «Учитель года России» Елена Михайловна Пахомова, заведующая кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и профессиональной.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Презентация программы развития классного коллектива.
Я знаю, как это делать. Я научу вас МАСТЕР-КЛАСС.
Мастер-класс как эффективная форма повышения квалификации.
Технология проведения «Мастер - класса» Проничева Наталья Кирилловна заместитель директора заместитель директора МАОУ «СОШ 23» МАОУ «СОШ 23»
Всероссийский конкурс «Учитель года России» Рекомендации при подготовке к конкурсу
Что такое мастер - класс. – Мастер - класс это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ Вагина Е.Е., методист НМЦ ПО УИПК ПРО.
« Новые формы методической работы. Мастер - класс.» МОУ Большеокуловская СОШ.
Мастер-класс как эффективная форма повышения квалификации Машуков А.В., помощник ректора.
Мастер-класс как эффективная форма повышения квалификации Машуков Александр Васильевич.
Всероссийский конкурс «Учитель года России» Рекомендации при подготовке к конкурсу
Что такое мастер-класс?. Какова идея, принцип мастер-класса? Я знаю как, я вас научу!
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Всероссийский конкурс «Учитель года России» Рекомендации при подготовке к конкурсу
Транксрипт:

Районный конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2013» Девиз конкурса «Учить учиться»

Цели поддержка инновационного движения, поддержка талантливых, творчески работающих педагогов, внедрение новых педагогических технологий, распространения педагогического опыта лучших учителей, повышения социального престижа профессии учителя.

Этапы конкурса - первый (заочный) – теоретический, - второй (очный), - практический, - третий (очный) – финал конкурса

Задания теоретического этапа - Видеопрезентация участника. Регламент – до 3 минут (или 10 слайдов). Для видеопрезентации в виде слайд-шоу: объем не более 3 Мб, формат Power Point 2003 (без видео и звукового сопровождения). Максимальное количество баллов – 25. Критерии оценивания: – соответствие девизу конкурса; – ясность идеи презентации; – оригинальность; – полнота и корректность подачи информации; – уместность, сбалансированность информации; – эстетичность дизайна презентации; – умение представить себя. - Описание инновационного педагогического опыта

Тема инновационного опыта - указание на способ (метод, методика, технология) решения актуальной педагогической проблемы Источник изменений – указание на противоречие системы образования, на решение которого направлен данный опыт Идея изменений – педагогическая идея, сущность инновационного опыта, главная ценность и цель деятельности автора опыта в направлении изменений Концепция изменений – идеальный образ будущей образовательной практики Условия реализации изменений - особенности организации образовательного процесса (методы, приемы, техники) Результат изменений – материальные продукты инновационного педагогического опыта, субъектный результат: развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д. ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ УЧАСТНИКА Конкурса «Учитель года – 2013» ФИО, должность и место работы

Презентация инновационного педагогического опыта участника конкурса Презентация инновационного педагогического опыта участника конкурса (устное выступление с мультимедийной презентацией, регламент 15 минут) - устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер Задания теоретического этапа

Презентация инновационного педагогического опыта Инновационный педагогический опыт Инновационный педагогический опыт – способ познания педагогических процессов и явлений основанный на инновационной деятельности педагога приводящий к нововведениям в педагогическую деятельность, изменениям в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющим целью повышение их эффективности Инновационная деятельность педагога Инновационная деятельность педагога – включение педагога в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды.

Алгоритм презентации инновационного педагогического опыта Самопрезентация носителя опыта: Самопрезентация носителя опыта: Ф.И.О., преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе), отражение специфики личностной и профессиональной педагогической позиции, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Исторический контекст возникновения и становления инновационного педагогического опыта Исторический контекст возникновения и становления инновационного педагогического опыта (дотеоретическая ступень инновационного педагогического опыта): - характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы; - формулировка проблемы, сначала как практической: есть потребность в повышении эффективности образовательной деятельности, но неизвестно, как это можно сделать, затем как исследовательской: есть потребность в каких-то знаниях, методах, необходимых для решения практической проблемы, но этих знаний, методов нет.

Алгоритм презентации инновационного педагогического опыта Теоретическое обоснование инновационного педагогического опыта Теоретическое обоснование инновационного педагогического опыта (низшая теоретическая ступень инновационного педагогического опыта): - характеристика ведущей идеи, подходов и принципов той научной школы, в русле которой разрабатывалась концепция инновационного педагогического опыта; -представление целей и задач педагогической деятельности автора опыта (под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата); - анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям образовательной практики

Алгоритм презентации инновационного педагогического опыта Технология инновационного педагогического опыта Технология инновационного педагогического опыта (высшая теоретическая ступень инновационного педагогического опыта): ведущей педагогической идеи опыта - представление ведущей педагогической идеи опыта – центральной, основной концептуальной мысли, выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. - характеристика социопрактического аспекта инновационного педагогического опыта; - характеристика ценностно-смысловых аспектов инновационного педагогического опыта - характеристика деятельностного аспекта инновационного педагогического опыта, предполагающая описание приемов изменения содержания образования, разработанных в опыте способов организации учебно-воспитательного процесса; - характеристика прогностического аспекта инновационного педагогического опыта с представлением нормативной модели ожидаемого результата педагогической деятельности в виде уровневой структуры новообразований личности обучающегося

Алгоритм презентации инновационного педагогического опыта Модель диссеминации инновационного педагогического опыта (механизм его внедрения, распространения и тиражирования): - диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа», лекционно-семинарская система, система внешкольной работы, организация воспитательной системы, и т. п.) и степень его новизны (конкурентные преимущества опыта по сравнению с другими новшествами, применяемыми в данной области педагогической практики) - результативность опыта и достигнутые эффекты; - трудоемкость опыта, риски и ограничения, отслеженные в процессе внедрения опыта; - формы тиражирования опыта в педагогическом сообществе, адреса распространения опыта и мнение тех, кто его уже использует

Стабильные затруднения участников конкурса 1. При подготовке выступления и в самом выступлении: в определении собственных концептуальных позиций; в выделении в собственном педагогическом опыте наиболее ценных составляющих; в доказательности актуальности и новизны применяемых методов, способов, технологий обучения и воспитания детей; в качественном логичном представлении собственного опыта; 2. В компетентном самоанализе проведенного учебного занятия в соответствии с представленным педагогическим опытом.

На чём необходимо сосредоточиться На определении предмета разговора, т.е О ЧЁМ ВЫ ХОТИТЕ РАССКАЗАТЬ?

На чём необходимо сосредоточиться На определении объёма информации. Вы хотите рассказать свою педагогическую биографию или представить на обсуждение … ЧТО?

На чём необходимо сосредоточиться На определении формы представления своего опыта. Помним: жанр конкурса – это не защита диссертации, но и не бурный поток сознания.

На чём необходимо сосредоточиться На построении логики выступления: ЧТО? Откуда взялось? Кем придумано? ДЛЯ ЧЕГО (достижения какого результата) используется? КАК разрабатывалось и приобретало практические очертания и технологические конструкции? Может именно здесь сказать о взаимодействии …. Пути взаимодействия ( С КЕМ?) Условия реализации?

На чём необходимо сосредоточиться И постоянно помним: Метапредметный характер образования – одно из основных требований ФГОС Метапредметный характер учебных занятий – один из основных критериев конкурсных заданий. ?

Метапредметное учебное занятие Метапредметное учебное занятие (регламент - 30 минут, самоанализ – 10 минут) - проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Предметная тема учебного занятия определяется исходя из календарно-тематического планирования, метапредметные темы учебных занятий, возрастной и количественный состав учебной группы определяются участниками второго (заочного) этапа конкурса на установочном семинаре.

Метапредметный подход Основная мировоззренческая идея – школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения С точки зрения содержания метапредметность – это идея рефлексивности по отношению к предметности Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный характер Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем знакомство со знаниями человечества о нем.

Метапредметность как инструмент формирования комплекса базовых способностей Способность схематизации – выражение своих мыслей с помощью схем Способность работать с системами знаний Способность строить идеализации Способность определять границу собственного знания – незнания Способность проблематизации, целеполагания Способность постановки задач, перевода проблем в задачи Способность к поиску и рефлексии средств решения задачи

Цели метапредметного учебного занятия Предметная цел - Предметная цель – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области. Метапредметная цель - Метапредметная цель – расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировозренческих установок, ценностных, культурологических позиций. - Методологическая цель - Методологическая цель – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умениями целеполагания и планированиями, рефлексивными действиями, развитие навыков кооперации в обучении, освоение техники ведения дискуссий. Предметная цель: Предметная цель: «Освоить запись состава простых и сложных веществ в виде химической формулы». Метапредметная цель: Метапредметная цель: «Сформировать понятие «формула» как способа знаково-символической записи сложных структур». Методологическая цель: Методологическая цель: «Научиться согласовывать собственную позицию с точками зрения товарищей по группе с целью выработки единого решения». Простые и сложные вещества. Химические формулы

Методика работы с метапредметным содержанием 1.Актуализация субъективного образа фундаментального объекта у ученика 2. Отыскание и формулирование учеником смысла и сущности этого объекта: -поиск источника, причины происхождения объекта; - изучение его внутреннего устройства и системы внешних взаимосвязей - осознание их смысловой и функциональной предназначенности 3. Конструирование субъективной системы знаний об объекте

Способы отыскания метапредметного содержания 1. Анализ науки или исходной области деятельности - реальные предметы и явления из соответствующей учебному предмету науке или области деятельности: например, в русском языке - это устная речь как реальный процесс с его элементами; звуками, словами и т. п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике физические явления, вещества в различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные частицы; в химии вещества и процессы их превращения; в живописи красота и гармония как объективная реальность; в истории предметы и события исторического значения и т. д. 2. Анализ учебного предмета - соответствующие ключевым методологическим элементам учебных курсов объекты реальной действительности: в курсе физики 9-го класса ключевой темой традиционно считается закон всемирного тяготения идеальная конструкция; реальным же образовательным объектом здесь выступает явление тяготения (гравитации). 3. Рефлексивный анализ учебной деятельности – проблемы, вопросы, идеи, возникающие непосредственно в учебной деятельности школьников

Беседа с учащимися Формат: обсуждение с учащимися актуального для них вопроса в режиме импровизации. Список возможных вопросов для обсуждения, возрастной и количественный состав группы учащихся определяются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Конкретный вопрос для обсуждения выбирают учащиеся на основе списка возможных вопросов непосредственно перед началом и представитель учащихся называет вопрос, выбранный группой.

Китерии оценивания глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения; – умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности; – умение организовывать взаимодействие учащихся между собой; – умение слушать, слышать и понимать позиции учащихся, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них; – умение включить каждого учащегося в обсуждение и формирование выводов.

Мастер-классМастер-класс Час работы научит больше, чем день объяснения: Ж.-Ж. Руссо

Мастер–класс - открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. - особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. - одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы

Мастер–класс - эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия - особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи Мастер-класс - это интерактивная форма обмена передовым педагогическим опытом, которая интегрирует в себе одновременно и тренинг участников и конференцию.

Составляющие успешного мастер-класса Наличие оригинального метода или авторской методики, представляющей интерес для широкой аудитории. Умение продемонстрировать ведущую идею представляемого опыта путем организации и вовлечения слушателей в активную и разнообразную деятельность. Личность автора мастер-класса должна проявить себя как творческая, современная, интересная, свободная, увлеченная и увлекающая.

Особенности мастер-класса 1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; 2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 3. создание условий для включения всех в активную деятельность; 4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; 6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; 7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; 8. учитывать, что процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; 9. форма взаимодействия на мастер-классе - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Требования к организации и проведению мастер-класса Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.

Примерный алгоритм проведения 1. выделение проблемы – панель 2. объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом 3. представление группами результатов работы 4. обсуждение и корректировка результатов работы.

При проектировании мастер-класса учитель должен: Определить ведущую педагогическую идею, которую будет демонстрировать на мастер-классе. С этой темой и должно быть связано название мастер-класса. Определить цели и задачи, связанные с темой мастер-класса, достижение которых планирует учитель. Для начала мастер-класса придумать проблему, вопрос, парадокс, которые ввели бы «учащихся» и всю аудиторию в тему занятия и представляли для них интерес. Подобрать технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам. Придумать неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые помогут раскрыть ведущую педагогическую идею. Включить фантазию, придумать интересный замысел мастер- класса. Составить подробный план занятия.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ Говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно). Обратить внимание на манеру поведения на сцене: она должна быть сдержанной, но в тоже время достаточно свободной и непринужденной. Не превращать мастер-класс в лекцию, и в тоже время не превращать только в игру. Использовать разнообразные формы работы. В содержании должна проявляться специфика предмета (иногда к концу урока зрителям не понятен предмет преподавания). Другая крайность в содержании тоже неприемлема, т.к. это урок не для профессионалов узкого направления, а для широкой аудитории. Задача мастера прояснить не предметное, сложное, а затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех. Использовать новые информационные технологии, только если они органично вписываются в идею урока. Здоровье сбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока. Не добиваться от аудитории долго того ответа, который нужен. А если получили его раньше не продолжать двигаться в эту сторону. Стараться показывать на мастер-классе не только себя, но и учеников. Не бояться задавать трудные вопросы.

Рекомендации по проведению Говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно). Обратить внимание на манеру поведения на сцене: она должна быть сдержанной, но в тоже время достаточно свободной и непринужденной. Не превращать мастер-класс в лекцию, и в тоже время не превращать только в игру. Использовать разнообразные формы работы. В содержании должна проявляться специфика предмета (иногда к концу урока зрителям не понятен предмет преподавания). Другая крайность в содержании тоже неприемлема, т.к. это урок не для профессионалов узкого направления, а для широкой аудитории. Задача мастера прояснить не предметное, сложное, а затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех. Использовать новые информационные технологии, только если они органично вписываются в идею урока. Здоровье сбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока. Не добиваться от аудитории долго того ответа, который нужен. А если получили его раньше не продолжать двигаться в эту сторону. Стараться показывать на мастер-классе не только себя, но и учеников. Не бояться задавать трудные вопросы.

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

УЧИТЕЛЬ ГОДА ДОЛЖЕН 1) стать трибуной, «голосом» учителей, работающих в инновационном режиме; 2) быть эффективным проводником среди учительства и в обществе основных идей модернизации образования; 3) быть умелым и активным организатором конструктивного взаимодействия между школой и обществом;

УЧИТЕЛЬ ГОДА ДОЛЖЕН 4) уметь доступно и убедительно выражать свою позицию широкой аудитории; 6) вовлекать учителей в активную творческую деятельность; 7) взять на себя ответственность за развитие инновационного движения педагогов в районе своим опытом.

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ДОЛЖНА 1) основываться на содержании предметной области, в которой работает конкурсант; 2) носить остро проблемный, дискуссионный характер; 3) быть социально востребованной обществом; 4) содержать ярко выраженную авторскую позицию; 5) иметь аргументацию, доказательства, которые могут означать решение данной проблемы; 6) излагаться доступным, понятным аудитории языком.

СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ 1. Вступление: -постановка вопросов -предлагаемые пути их решения 2. Основная часть: -подробное рассмотрение каждого пути решения -убедительная аргументация 3. Заключение: -возвращение к вопросам, поставленным в начале лекции -выводы

ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСАНТУ Лекция не должна быть докладом по теме Учитель должен: -проявить себя как лидер, как «голос» учительства -продемонстрировать свою активную гражданскую позицию -вдохновить коллег -продемонстрировать свои публицистические и ораторские способности