«Литературное и лингвистическое краеведение как основа воспитания ценностного отношения к миру» Представление опыта работы Волковой Ольги Евгеньевны, учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»» Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Advertisements

Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
ШЕСТЕРИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия 35» г. Владимира, победитель конкурса.
Литературное и лингвистическое краеведение как фактор повышения мотивации и качества обучения Сторожева Т.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ –
МОУДОД «Козловский Центр детского творчества» Ларионова Ираида Анатольевна – руководитель кружка «Край родной». Ларионова Ираида Анатольевна – руководитель.
Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Краеведение учит людей.
Обобщение и распространение опыта Участие в семинарах.
Презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы Круцких Марии Владимировны, учителя русского языка и литературы, ВВК, МБОУ СОШ.
Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры Творческое название проекта: «Язык мой – друг или враг?» Автор: учитель.
18 ноября 2011 г. Областной семинар учителей русского языка и литературы В МОУ гимназия 3 Распространение опыта работы.
Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
Макаренко Наталья Александровна образование: высшее должность: учитель начальных классов место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя.
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
Учителя МОКУ СОШ 2 г. Лузы Кировской области. Дата рождения10 мая 1964 года Место рожденияРоссия, Кировская область, город Луза ОбразованиеВысшее Коми.
«Изучение регионального компонента на уроках географии и внеурочное время на примере своей местности» Шевченко Валентина Ивановна учитель географии МБОУ.
Образование высшее Педагогический стаж 17 лет Высшая категория Тема Гармонизация личностного развития младших школьников Тема Гармонизация личностного.
Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
МОУДОД «Козловский Центр детского творчества» Ларионова Ираида Анатольевна – руководитель кружка «Край родной». Ларионова Ираида Анатольевна – руководитель.
ЭММЦ с. Александровское Учебный проект «Село Александровское на карте Ставропольского края» Автор: Ковальчук Ирина Александровна, Черемисина Мария.
1 Реализация национально- регионального компонента на уроках в начальной школе ДалееДалее Методические рекомендации к ЦОРам.
Транксрипт:

«Литературное и лингвистическое краеведение как основа воспитания ценностного отношения к миру» Представление опыта работы Волковой Ольги Евгеньевны, учителя русского языка, литературы и литературного краеведения МОУ «Гимназия 127» по теме

Краеведческое образование - социально-организованный, познавательный процесс, направленный на воспитание и образование гражданина России, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город (его традиции, памятники истории, культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Моя основная педагогическая цель – воспитать ученика, искренне любящего свою родную землю, готового преумножать ее славу, продолжать традиции предшествующих поколений. Картинка

В процессе преподавания литературного краеведения решаются следующие задачи: приобщение к чтению и изучению произведений уральских авторов, значимых для духовного, нравственного развития школьников-читателей и соответствующих их возрастной эволюции: 1) через занимательный материал; 2) использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий; 3) организацию экскурсий, походов по родному краю; воспитание гордости за родную литературу и родной язык; развитие стремления в учащихся познать «тайны» уральских говоров, топонимики; развитие индивидуального и коллективного творчества через создание поделок, рисунков, сочинительство; побуждение учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Основополагающие принципы обновления содержания школьного образования, которые используются при изучении краеведения: гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность; деятельностный подход; личностная ориентация содержания образования.

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ «ЛИТЕРАТУРА РОССИИ. ЮЖНЫЙ УРАЛ» (5-9, КЛАССЫ) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. КлассПрограмма по литературеХрестоматияСтраницы 6 Писатели и поэты о любви к родному краю М.Д.Львов «Поэту Урала», «Мой Урал», «Храню Уралу благодарность» и др. Л.К.Татьяничева «Живу я в глубине России», «Урал». А.В.Куницын «Урал». В.В.Сорокин Стихотворения. А.И.Дементьев «Летающие цветы», «В вагоне поезда»

План научно-исследовательской работы: I. Введение. II. Основная часть. 1. Проблема научно-исследовательской работы. 2. Анализ художественного текста с точки зрения содержания. 3. Образная система. 4. Художественное своеобразие произведения. III. Заключение. IV. Приложение к работе.

Повышенный интерес гимназистов к литературному краеведению объясняется следующими факторами: активным применением на уроках информационно-коммуникационных технологий; организацией живого общения с известными людьми города и Урала; проведением экскурсий, походов поездок; приобщением к художественным промыслам Урала; вовлечением в творческую деятельность, направленную на написание своих литературных произведений.

На уроках русского языка: особое внимание уделяется топонимике, поднимающей вопросы происхождения местных названий; при изучении фонетики концентрируется внимание на фонематических особенностях уральских говоров; при изучении лексики указывается слова-диалектизмы, употребляемые жителями нашей местности; при изучении синтаксиса указывается на типичные ошибки в речи учащихся при построении словосочетаний и предложений; интересны уроки развития речи по краеведческому материалу («Мой город», «Моя семья», «Улица, на которой я живу» и др.); диктанты, изложения, упражнения составляются с использованием информации об Урале.

На первом этапе главными видами работы являлись: уроки внеклассного чтения; встречи с писателями и поэтами; знакомство с отдельными произведениями и их обсуждение; экскурсии в городские библиотеки им. П.П.Бажова и им. М.Горького г.Снежинска; знакомство с каталогами; составление библиографических списков.

Это было необходимо для: развития личности учащегося; формирования у учащегося научного мышления; реализации его духовных запросов. Картинка

Этапы работы научно-исследовательской лаборатории «Малахитовая шкатулка»: выбор интересующего ребят направления; чтение произведений снежинских мастеров слова с целью мотивации для написания научно-исследовательской работы; составление развернутого плана работы, выдвижение гипотезы, формулирование целей и задач с прогнозированием конечного результата; организация встреч с писателями, о творчестве которых планируется рассказать; составление вопросов для авторов произведений; интервьюирование людей, хорошо знающих этих писателей; анализ художественных текстов с точки зрения содержания, формы, образной системы использования языковых средств; выявление авторской позиции; анализ композиционного своеобразия произведения; подведение итогов, определение практической ценности данного труда; составление приложения.

Публикации научно-методических работ, обобщающих опыт: Статья «Краеведческое образование как одно из инновационных направлений работы МОУ «Гимназия 127» г.Снежинска Челябинской области // «Вестник Новосибирского университета», серия: Педагогика, 1, Новосибирск, Статья «Краеведческое образование как одно из инновационных направлений работы МОУ «Гимназия 127» г.Снежинска Челябинской области // Журнал «Юный краевед» 5, Москва, 2008.

Показатели результативности: Ульянова Зоя 2005 – 2006гг гг гг. - Лауреат конкурса «Познание и творчество» (г. Обнинск) - Призер городского этапа областного конкурса «Не числом, а умением» - II место в школьной олимпиаде по русскому языку (г.Снежинск) - III место в городской олимпиаде по русскому языку (г.Снежинск), включающей задания по лингвистическому и литературному краеведению - Диплом II степени и звание Лауреата Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура – Урал, Сибирь», организованной общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» г. Обнинска, за защиту работы по литературному краеведению (г. Златоуст) - Диплом за II место на VII открытой городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» за защиту работы по литературному краеведению(г. Снежинск) - Лауреат стипендии Главы города (г. Снежинск) - I место в школьной олимпиаде по русскому языку (с заданиями по краеведческому материалу) - Диплом лауреата за выступление на Всероссийском педагогогическом форуме «Образование: взгляд в будущее» на секции «Исследовательская деятельность НОУ» по теме «Учащиеся работают над книгой» (г. Москва) - II место на VI региональной конференции «Наследие» (Челябинск) - Диплом за I место на VIII открытой городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» за защиту работы по краеведению (г. Снежинск) - Лауреат школьной исследовательской конференции «Старт в науку» - III место в городской олимпиаде по русскому языку, включающей задания по лингвистическому и литературному краеведению

Показатели результативности: Дикая Кира 2005 – 2006гг гг гг. -I место в городском конкурсе «Молодая поэзия Снежинска» - III место в школьной олимпиаде по русскому языку (с заданиями по краеведческому материалу) - II место на V региональной открытой конференции исследовательских работ «Наследие» (Челябинск) - III место в региональном конкурсе «Южный Урал - глазами молодых» - Диплом I степени и Медаль за лучшую исследовательскую работу на Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура – Урал», организованной общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» г. Обнинска, за защиту работы по литературному краеведению (г. Златоуст) - Диплом за I место и Диплом «За лучшую исследовательскую работу на VIII на секции «Культурология. Литературоведение. Языкознание» открытой городской научной конференции молодых исследователей за защиту работы по литературному краеведению (г. Снежинск) - Лауреат школьной исследовательской конференции «Старт в науку» - III место в школьной олимпиаде по русскому языку, включающей задания по лингвистическому и литературному краеведению

Анкетирование учащихся 6-7 классов: Нужно ли изучать краеведение в школе? 100% респондентов ответили «да» Что это дает? Я узнаю много нового и интересного Углубляю знания о родном крае Теперь я знаю, что такое родина Эти уроки воспитывают гордость за Урал и за людей, которые живут здесь

Анкетирование учащихся 6-7 классов: Какое краеведение больше нравится? 76% 20% 4%

Мое педагогическое кредо: «Всякая благородная личность должна глубоко осознавать свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством»

Мой педагогический подход заключается в формировании учебного сотрудничества и партнерства, когда каждый ученик отвечает за общие результаты деятельности.

Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой и литературой. Больше того, если такой гордости нет это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества, ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому особенно ценное. Д.С. Лихачев