Пубертатный период ( начало полового созревания ) начинается : У девочек – в 11 – 12 лет, У мальчиков – в 13 – 14 лет. Завершается в 15 лет и в лет. Девочки созревают раньше, это обусловлено генетической программой.
В организме бурно протекают психические и гормональные процессы. Резко усиливается рост. Появляются вторичные половые признаки Изменяется психоэмоциональное состояние.
На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. - Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым. - Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное ( внутренние запреты, привычка подчинятся взрослым и др.)
Характерной чертой подросткового кризиса является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающей только ей присущими качествами. - Стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. - Переживание из - за черт характера, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.
Подростки претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Подростковый период – трудное, сложное время душевных переживаний. Стоит быть деликатными и осторожными к слову. Надо помочь подростку благоприятно и с наименьшим уроном пережить все тревоги, связанные с изменяющейся внешностью - Исключать психотравмирующие ситуации. - Подчеркивать положительную перспективу изменения во внешности.
Подросток – совершенно не подходящая среда для учительского или родительского юмора по поводу его внешнего облика. - Оценка взрослого чрезвычайно важна ! Особенно осторожным надо быть учителю, потому что его замечания превращаются для подростка в публичный провал на жизненной сцене. В устах учителя, даже безобидные шутки по поводу его внешности звучат как « приговор ». - Во избежание аффективных вспышек и конфликтов, исключить замечания учителей об отрицательных чертах характера ребенка.
Пытается самоутвердится в коллективе Заостряются некоторые черты характера 1 тип поведения. - Частые перепады настроения, часто бывают апатичны, раздражительны, жалуются на отсутствие аппетита, могут много спать. 2 тип поведения. - Подвижная эмоциональная сфера - Частая смена настроения - Способны на глубокие чувства - Чутки к знакам внимания, к похвале и поощрениям.
3 тип поведения. - Отличаются повышенной утомляемостью, раздражительностью и склонностью к ипохондрии, озабочены своим здоровьем. Требуют внимания от взрослых. 4 тип поведения. - Подростки с ярко выраженным « собственным чувством », « собственной недостаточностью ». Чаще тянуться к взрослым, чем к сверстникам, предпочитают ровные, спокойные отношения.
Психогенная дезадаптация связана, как правило с нарушением общения школьников с кем - то из значимых людей. Чаще всего это нарушения в общении со сверстниками Конфликты с одноклассниками могут и не приводить к возникновению психогенной школьной дезадаптации, если подросток компенсирует свои потери в общении с учителями или родителями, также связанными со школой.
(5 класс ): Переход из начальной школы в среднюю связан с увеличением учебной нагрузки. Снижается работоспособность, наблюдается забывчивость, неорганизованность, нарушается сон. Не редко процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца. трудности связаны с необходимостью приспосабливания к темпу и особенностям речи разных учителей. В общении с пятиклассниками рекомендуется использовать юмор. ( важно понимание значения юмора для развития детей, а главное уметь использовать юмор в своих целях )
(6 класс ) возраст « зенита любознательности » Характеризуются возрастанием познавательной активности и любознательности. Интересуются вопросами прошлого и будущего, проблемами воины и мира, жизни и смерти, экологическими и социальными темами, возможностями познания мира, инопланетян, ведьм и гороскопов. Подросток безоглядно увлекается тем, что и его друзья и та компания, с которой он дружит. Чаще всего этот интерес не входит в школьную программу.
Педагогам и родителям на заметку Широта интересов подростков лет, часто зависит от увлеченности педагогов. Неуспех подростка провоцирует разочарование в увлеченной деятельности. Важность поддержки педагогов в укреплении самооценки и обучения анализу причин неудач. Необходимость знания того, что отсутствие интереса у подростка чаще всего выражается в « отказе от усилия ». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем занять себя.
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым « отходом подростка от школы ». Формализм усвоения школьных знаний ведет к учебной перегрузке и повышенной утомляемости. Отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности.
(7 класс ) Возраст полового созревания и ускоренного физического развития. Возраст больших возможностей и больших опасностей. - Знакомство ребенка с самим собой, с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей. - Возникновение желания любить и быть любимыми. - Появление особого интереса к сфере человеческих отношений ( половых взаимоотношений ). - Переживание по поводу внешности – одно из самых важных и болезненных проблем для подростка. - Преобладание застенчивости. - Боязнь стать объектом насмешек. - Интерес к проблемам сексуальной тематики.
Педагогам и родителям Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встречающиеся перед ним проблемы.
(8 класс 13 – 14 лет ) Повышенная потребность подростков в эмоциональном насыщении, « жажда новых ощущений ». Рисковые формы поведения Любовь к громкой « бьющей по нервам » музыки. Повышенная чувствительность детей к травмирующим ситуациям. Устремленность утвердить свою взрослость и боязнь последствий своих поступков. Частота и продолжительность аффективных реакций ( ярость, гнев, страх ).
Рекомендации учителям и родителям Начинать работу с подростками, прежде всего с изменения и укрепления его самооценки. Завышенная или заниженная самооценка ухудшают эмоциональное самочувствие школьника и создают барьеры для необходимых изменений. Развивать поисковую активность школьника – важный фактор профилактики эмоциональной напряженности. Создавать условия для « разрядки » без вредных последствий для подростка и окружения : отвести его в тихую комнату, на какое – то время оставить одного, предоставить время успокоиться, дать выплакаться. ( часто после приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины ). Оказывать помощь подростку в период непосредственного протекания аффекта.
Овладение нормами дружбы – важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.
1. « Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни » Ди Снайдер М. « АСТ – ПРЕСС » « Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. Гармония чувств и образ жизни » В. П. Петленко. Издательство « Петроградский и К » С - Петербург, Минск 1996 г. 3. « Что такое Эмоция » Симонов П. В. Изд. « Наука » М г. 4. « Психология развития » Крайг Грэйс. Серия « Мастера психологии » Изд. « Питер », 2000 г. 5. « Возрастная психология » Абрамова Г. С. Издательский центр « Академия » 1997 г. 6. « Этот « опасный » возраст » Беличева С. А. Изд. « Знание » М., 1982 г. 7. « Психология юношеской дружбы » Кон И. С. Изд. « Знамя » М., 1973 г. 8. « Стремясь к любви неуловимой … Диалог психолога со старшеклассниками о любви и сексе » Махов Ф. С., М., « Просвещение » 1993 г. 9. « Возраст тревог » ( заметки врачей психоневрологов ), Петрунек В. П., Таран Л. Н., Издательство « Знание » М., 1973.
Педагог – психолог МУ « Турковский методический центр » Аверина В. В.