Вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии Учитель-логопед СОШ 33 Шамраева С.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Advertisements

Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Виды дисграфии у младших школьников Выполнила студентка 442 группы Пирогова Елена.
ДИCГРАФИЯ и ДИЗОРФОГРАФИЯ Возникновение, проявление и возможные пути предупреждения.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Над проблемой работала учитель – логопед МОУ СОШ 18 Матяж Валентина Ивановна.
Учитель-логопед Репетенко Е.А. Логопедическая работа по устранению нарушений письменной речи.
Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у обучающихся Мартынова Г.Г.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Обзорный материал по классификации видов дисграфий.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
П РОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Транксрипт:

Вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии Учитель-логопед СОШ 33 Шамраева С.А.

Я.К. Грот: «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка»

стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Дизорфография -

55,5% дошкольников имеют её предпосылки; 53% учащихся вторых классов имеют дисграфию ; 37% учащихся переходят в среднюю школу с неустраненной дисграфией; 39% старшеклассников имеют дисграфию, «осложнённую» дизорфографией Дисграфия (Л.Г. Парамонова)

Дизорфография (И.В. Прищепова) 2 классы – 80% 3 классы – 90% 4 классы – 90%

Формы дизорфографии тяжёлая форма – 33% детей с ОНР (неверное воспроизведение орфограмм более чем в 50% случаев); средняя форма - 40% детей с ОНР (до 30% ошибок); лёгкая форма – 27% детей с ОНР (не более 15% ошибок)

Виды дисграфии: акустическая (на почве нарушения фонемного распознавания); артикуляторно-акустическая; дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока; аграмматическая дисграфия.

Акустическая и артикуляторно- акустическая дисграфия Ошибки проявляются в заменах букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.

К таким звукам относятся следующие группы согласных: глухие – звонкие; твёрдые – мягкие; свистящие – шипящие (цветы – «светы», жаворонок – «заворонок», шуба – «суба», цветок – «чветок»); сонорные [Р],[Л], [Й] (картина – «калтина», сарай – «сараль»)

Дисграфические ошибки на замены звонких и глухих согласных в сильной фонетической позиции: П-Б (подберёзовики – «бодберёзовики); К-Г (показались – «погазались»); С-З (интересуют – «интерезуют»); Т-Д (беспробудная – «беспробутная»); Ф-В (повар – «пофар»); Ш-Ж (ежата – «ешата»)

Дизорфографические ошибки на правописание звонких и глухих согласных в слабой фонетической позиции: С-З (сильный мороз – «сильный морос», белая берёзка – «белая берёска»); Ш-Ж (стальной нож – «стальной нош», колючий ёж – «колючий ёш»); Ш-Ж, Т-Д (тёплый дождь – «тёплый дошть»); П-Б (дуб- «дуп»)

Трудности употребления твёрдых и мягких согласных обусловлены: нарушением слуховой дифференциации данных звуков; неусвоением правил обозначения мягкости согласных звуков на письме (при наличии их нормальной дифференциации)

При нарушении слуховой дифференциации звуков [т] и [т] учащиеся не могут усвоить правило о правописании окончаний глаголов неопределённой формы и 3-го лица единственного и множественного числа (что делает? – одевается; что делать? – одеваться)

Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока

Дисграфические ошибки проявляются в искажении звукослоговой структуры слова: пропуск букв, слогов; перестановка букв (верба – «вебра»), слогов (молоток – «мотолок»); недописывание букв, слогов (лопата – «лопат»); наращивание слов лишними буквами, слогами (трава – «тарава», клюква – клюкиква); слитное написание значимых слов и их произвольное деление (утюг – «у тюг», дети играли – «детииграли»); искажение слов (храбрый – «хабаб»); слитное написание предложений.

Дизорфографические ошибки при данном виде дисграфии: правописание предлогов и приставок (в траве – «втраве», со своими – «сосвоими», под деревьями – «поддеревьями», беспробудная – «без пробудная», защебетали – «за щебетали», встрепенулись – «в стрепенулись»); перенос слов (крайнее «ужимание» последнего слова, постоянное недописывание слов, переход за поля)

Аграмматическая дисграфия

Дисграфические и дизорфографические ошибки выражаются в аграмматизмах, т.е. в нарушениях норм согласования и управления (изменения слов по категориям числа, рода, падежа, времени): искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки»); изменение падежных окончаний (много деревьев – «много деревов», упал с санок – «упал с санкох», шёл к ферме – «шёл к фермы»); нарушение предложно-падежных конструкций (над столом – «на столом», зайка жил в живом уголке – «зайка жил живом уголке», играю с девочкой – «играю из девочкой»);

Дисграфические и дизорфографические ошибки выражаются в аграмматизмах, т.е. в нарушениях норм согласования и управления (изменения слов по категориям числа, рода, падежа, времени): изменение падежа местоимений (около него – «около ним»); нарушение согласования в роде, числе (белый дом – «белая дом», большое белое пятно – «большая белая пятно», ворона перезимовала – «ворона перезимовало», зеленеют всходы – «зеленеет всходы» ); нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении)

Общие черты аграмматической дисграфии и дизорфографии: 1) Начинают «обозначаться» в третьих классах школы, более полно проявляясь в среднем и старшем звене. 2) В основе лежит невозможность овладения морфологическим принципом письма, связанная с трудностью усвоения морфологического состава слова. 3) Характеризуются одними и теми же симптомами. 4) Однотипны пути устранения (необходима углублённая работа над морфологическим составом слова).