Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ АТТЕСТАЦИЯ Консультацию для учащихся 9 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Обучение сжатому изложению Способы и приемы сжатия текста.
Способы сжатия текста (компрессия текста). Готовимся к ГИА. Автор: Лебедева С.Н.- учитель русского языка и литературы МОСШ 3.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Формирование речевой компетенции учащихся. уметь понять тему сообщения; логику развития мысли; извлечь нужную информацию (полно или частично); проникнуть.
С1. Сжатое изложение по тексту публицистического или научного стиля.
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9 класс Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ Половинской.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Обучение изложению и сочинению на основе анализа текста.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ 9 класс Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Любанская.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Пишем сжатое изложение. Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
1. Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста.
Изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег»
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Транксрипт:

Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

Анкета для учащихся, или Семь вопросов об изложении Нравится ли вам писать изложения? Что вам труднее писать - сочинение или изложение? Объясните почему. Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться? Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о природе, о любви к родной стране, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о...? Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение? Какое изложение писать легче - подробное или сжатое? Что значит «сжать» текст? Какие трудности вы испытываете при написании изложения

Виды изложений 1. По форме речи: устное, письменное. 2. По объему: подробное, сжатое. 3. По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать текст от 1 -го-3-го л., ответить на вопрос и т.п.). 4. По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух, и зрительно. 5. По цели проведения: обучающее, контрольное.

Исходный текст Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба. В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпа­юсь внутри зажженной елки. Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице блестящую пыль. Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек. (154 слова) (К.Паустовский)

Изложение 1. Осенью весь дом завален листвой, и в двух маленьких комнатках светло, как днем. В доме, как в облетевшем саду, пахнет яблоками, сиренью, а также вымытыми полами. За окном на ветке сидят синицы, они перебирают на подоконнике стеклянные шарики и смотрят на хлеб. Когда я остаюсь дома, то ночую в основном в беседке, заросшей диким виноградом. По утрам я зажигаю пурпурные и лиловые огни на новогодней елке. Особенно хорошо в беседке, когда за окном идет осенний дождь. Пахнет дождем и сырыми садовыми дорожками

Изложение 2. Осенью в доме, засыпанном листьями, светло, как в облетевшем саду. Слышится треск раскаленных печей, пахнет яблоками и вымытыми полами. За окном на ветвях деревьев сидят синицы, перебирая в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на ломоть черного хлеба, лежащего на подоконнике. Я редко ночую в доме, обыкновенно ухожу на озера. Но когда я остаюсь дома, люблю спать в старой беседке, заросшей диким виноградом. Солнце светит сквозь ветки винограда пурпурным, зеленым, лимонным цветом, и тогда я чувствую себя будто внутри зажженной елки. Угловатые тени от листьев дикого винограда падают на стены и потолок беседки. Особенно чудесно в беседке, когда в саду шумит тихий осенний дождь. Свежий ветерок колышет язычок свечи. Тихо летает бабочка, и, садясь на раскрытую книгу, этот серый комочек оставляет на страницах книги серебряные блестки. Ночью я чувствую тихую музыку дождя, нежный и острый запах влаги, мокрых садовых дорожек. (142 слова)

Способы и приемы сжатия текста Выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста: 1)исключение подробностей; 2)обобщение. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

Типы заданий, направленных на сжатие текста. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...). Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Инструкция «Как писать сжатое изложение» 1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

Практика написания изложений с элементами сочинения. Типы заданий. I. Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста. II.Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт). III.Задания, направленные на интерпретацию текста. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что... Как вы относитесь к мысли автора о том, что... Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события). Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

IV. Задания, направленные на творческую переработку текста. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года...), рассуждение о поступках героя, историю о.... Дополните текст похожими примерами. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле). Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием. 6.Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

Обдумывание текста (размышления, рефлексия) Что нового я узнал из текста? Какие факты оказались для меня неожиданными? Что я об этом думаю? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? На какие размышления эти факты наталкивают меня? Встречалось ли мне что-либо похожее раньше - в жизни, в литературе, в кино? Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении?