Русские философы о путях развития цивилизации России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Advertisements

Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ ПАНЬКОВА АЛИНА, 10 А. Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный будущего.
«Российская цивилизация» «Российская цивилизация».
Общественные движения –х гг. Автор проекта: Бондаренко Л.Д. учитель истории.
Общественное движение в годы правления Николая I Выполнил: Евграфов Роман Ученик 8 А класса МБОУ «СОШ 39»
История русской философской мысли. Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В основе его философии – религия Главный труд – «Слово.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
«Общественное движение в годы правления Николая I» урок истории, 8 класс Автор: Бережная Марина Михайловна, истории и обществознания ГБОУ ЦО 1048 Г. Москвы.
Характер и особенности ментальности русского человека «Все мы, русские, любим по краям и пропастям блуждать» Крижанич. Ю.
Западники и славянофилы. В первой половине XIX в. в России формируется идеологическое осмысление существующего общественного строя. Граф С. С. Уваров.
Средняя общеобразовательная школа 5 Проект ученика 10 класса Комарова Сергея.
государство общество природа Вопросы и задания: 1 вариант: Какие географические особенности определили многонациональный характер Российского государства?
Общественное движение в годы правления Николая I Урок истории в 8 классе. Учитель МОУ БСОШ 97 Суслина С.Н.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 9 1. Прочитать §10 и ответить на вопросы перед ним :11.
Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века.
Общественные движения в гг. XIX века С.С. Уваров Т.Н. Грановский А.С. Хомяков А.И. ГерценВ.Г. Белинский.
Вводный урок по теме: История России – особая история в судьбе человечества. учебник - История России с древнейших времён до конца 17 века, Сахаров А.
Транксрипт:

Русские философы о путях развития цивилизации России.

Западники За́падничество сложившееся в 1830-х1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.1830-х1850-хСлавянофилов почвенников В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин.П. Я. ЧаадаевТ. Н. ГрановскийВ. Г. Белинский А. И. ГерценН. П. ОгарёвН. Х. КетчерВ. П. Боткин П. В. АнненковЕ. Ф. КоршК. Д. Кавелин

Славянофилы Славянофи́льство сложившееся в 1830-е1850-е годы направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) верят в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, давшее начало западноевропейскому пути, и даже предоставляют неоспоримые доказательства своей правоты. Основоположником кружка славянофилов был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.1830-е1850-ефилософскойславянских народовРоссииправославиязападничествукультурныеидеологические ценностиА. С. ХомяковИ. В. КиреевскийК. С. АксаковИ. С. АксаковЮ. Ф. СамаринФ. И. Тютчев В. И. ДальН. М. Языков Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. Русиправоверияобщиныартели

Евразийцы Еврази́йство философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в е гг., переживает в наше время второе рождение. Как объединение евразийство существовало 10 лет.Евразииконтинента Евразия – особый континент – Хартленд (сердце мира), Россия – сердце Евразии. Путь России особый, объединяющий восточную и западную культуру. Расцвет России связан со сближением с Востоком, сближение с Западом приводило к фиаско (смута, раскол, революция 1917 г).Оптимальный вариант –отказ от западничества в сфере духа. У Запада необходимо учиться техническим идеям. Будущее России в строе – идеократии –правлении идеи. Для России идея – государство правды. Будущее России – сильная власть, основанная на духовном авторитете.

Н.Бердяев О влиянии огромных российских пространств на характер людей, с напряжением и усилием осваивающих просторы родного края писал еще Н. Бердяев. «Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности… Необъятные пространства России тяжелым гнетом легли на душу русского народа. В психологию его вошли и безграничность русского государства, и безграничность русских полей. Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ, и эта безграничность не освобождает, а порабощает ее. И вот духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в душевность… и в собственной душе чувствует он необъятность, с которой трудно ему справиться. Широк русский человек, широк, как русская земля, как русские поля… Сами эти пространства можно рассматривать как внутренний, духовный факт в русской судьбе. Это – география «русской души».

В.Ключевский Природа Великороссии часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания. Невозможность рассчитать наперед... (неожиданные метели и оттепели, непредвиденные августовские морозы и январская слякоть), заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели, отразились на складе ума великоросса...», - писал В.О. Ключевский.

Д.Лихачев А вот по мысли русского исследователя словесности Д.С. Лихачева, просторы родной земли были всегда для соотечественников своеобразным символом свободы и порождали не дух рабства, а внутренний протест против социальной несправедливости, потребность видеть себя по- настоящему свободным, что возможно только на просторе. «Воля вольная! - писал Д.С. Лихачев. - Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади, а иногда и вместе с лошадьми. Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом для них была воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором». Русские просторы сформировали в человеке потребность грезить о свободе, а не умение оформить мечты в строгую и конструктивную систему. Стремление раствориться в безбрежной стихии - это и есть врожденная потребность в свободе, это и есть стихийное проявление не терпящего жестких границ духа.

А. Блок За снегами, лесами, степями Твоего мне не видно лица Только лъ страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца ? Подберите цитаты из стихотворений русских поэтов.

Иван Ильин Ильин -разнообразие природы стимулировало разнообразие переживаний (богатство русской культуры) -просторы раскрыли наши души, дали ширину, легкость, свободу, ширь -просторы вынуждали к борьбе, требовали формирования сильных, здоровых, энергичных, работоспособных НО -укрепилась убежденность в неистощимости ресурсов -в случае неудачи было куда податься

В.Ключевский «История России – есть история страны, которая колонизируется». Конгениальность русского этноса – умение уживаться, впитывать другие культуры. Откуда взялись Русские?

Неожиданная страна В Китае Россию окрестили – «неожиданная страна». Само существование державы в полушарие – неожиданность. Но тогда не осознали и не оценили – многонациональный и поликультурный характер новой империи. В вв Россия прирастала на 120 кв. км в месяц (за 400 лет в 10 раз) В начале 19 века на Кавказе переговоры с персами вел Ермолов –потомок Чингис – хана Русские историки –Карамзин, Татищев, поэты – Державин, Ахматова, философы – Огарев, Бердяев, композиторы – Римский –Корсаков, Рахманинов, мать Петра 1, полководцы –Ермолов, Тухачевский из старинных татарских родов

Лев Гумилев Выделяет 2 компонента: Русы – буйный норов, склонность к насилию, воинственности (отличные солдаты) Поляне – тихий нрав, привязанность к земле (привычка к кропотливому труду) Слияние нескольких расовых компонентов – минимум расовых предрассудков.

Теория пассионарного толчка.

Г.Вернадский Россия – византийская душа в монгольском теле Византийское наследие: исихазм. Цель человеческой жизни достижение чистоты Адама до грехопадения. Для этого нужно контролировать духовную жизнь, следить за чистотой ее и изгонять плотские желания. Познание Бога с помощью разума отрицалось. Предлагалось – созерцание бога через безмолвие. Не направлял человека на мирскую деятельность.

Хозяйственная жизнь Бытует мнение, что русский человек ленив Урожай сам-треть (В Европе сам шесть) В Новгороде период с/х работ 4 месяца (Европа 8-9 месяцев) Морозы, засухи, голод, болезни убивали физическую жизнь. Долгие зимы порождали вялость. Сонливость. Подберите пословицы и поговорки, отражающие противоречивость русского человека(двоичность)?

Менталитет наличие общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает возможность по- своему воспринимать и осознавать мир и себя. -противоречивость русского характера(двоичность) связана с особенностью природы (ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая. Ты и всесильная) - двоичность модели Космоса (Божественная зона и дьявольский мир, который не подлежит улучшению. Его можно бросить и обрести другой)

Илья Глазунов

Лу Шаохен Не следует напрягать все свои силы. Не следует тратить всех своих слов. Не следует брать от жизни всех удовольствий. Поистине все незавершенное таит в себе неисчерпаемый смысл.