Курс «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ». Концепции (!) современного (!) естествознания (!)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Advertisements

«ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНОЙ МИРА?» ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 2 КУРСА КУСТОВА ДАРЬЯ.
Курс концепций современного естествознания Выполнил Кимишкин Максим.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Наука Определение. Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Философские проблемы науки и техники 1.Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника:
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
Транксрипт:

Курс «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Концепции (!) современного (!) естествознания (!)

Концепция – это … определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений основная точка зрения руководящая идея ведущий замысел конструктивный принцип различных видов деятельности

Основные задачи курса - представить панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, логику и структуру естествознания с позиций сегодняшнего дня показать, что вопреки распространенному мнению естественные науки просты и интересны

Лекция 1. Тема: « Естествознание и современный мир». План: I. Понятие науки: 1) специфические черты науки; 2) классификация науки; 3) наука как особая система знаний; 4) компоненты научной деятельности; 5) общие модели развития науки. II. Естествознание как система наук о природе: 1) предмет и цели естествознания; 2) аспекты и структура естествознания;

III. Структура и методы естественнонаучного познания: 1)соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования; 2)методы научного познания. IV. Естествознание и нравственность: 1)этика научного сообщества; 2)этика науки как социального института

I.Понятие науки. «ЧТО ТАКОЕ НАУКА?» Науковедение – изучает закономерности функционирования и развития науки; структуру и динамику научной деятельности; взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Функции науки: познавательная; описательная; объяснительная; прогностическая.

Определяющие признаки науки (по Г.Гегелю): Существование достаточного объема опытных данных. Построение модели, систематизирующей и формирующей опытные данные. Возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.

Специфические черты науки: универсальность – фрагментарность общезначимость – обезличенность систематичность – незавершенность преемственность - критичность достоверность – внеморальность рациональность – чувственность

Классификация науки: I. По предмету и методу познания: 1) Науки о природе – естествознание 2) Науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки) 3) Науки о познании, мышлении (логика, гносеология) 4) Технические науки 5) Современная математика

II. По степени удаленности от практики: 1) Фундаментальные науки – выявляют основные законы и принципы реального мира 2) Прикладные науки – непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем

Науку в целом можно рассматривать как : Особую систему знаний Особую систему общественных организаций и учреждений, которые вырабатывают, хранят и распространяют эти знания Особый вид деятельности- система научных исследований, удовлетворяющих особым критериям и проводимым по особым правилам

Наука как особая система знаний Наука – это совокупность объективных знаний о бытие (природе, обществе и человеке). Целью науки (и высшей её ценностью) является поиск объективной истины.

Отрасли знания (частные науки) Наука как особая система знаний Предмет исследования(что изучать?) Метод исследования (каким способом?)

Предмет исследования – сторона реальности, которую выделяет и изучает отдельная дисциплина Химия Биология Физика Геометрия Физическая география МЕЛ ( объект исследования)

Критерии и нормы научности Принцип верификации – какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е эмпирически проверяемо. Принцип фальсификации (К.Поппер) – критерием научного статуса теории является её фальсифицируемость или опровержимость.

Наука как особый вид деятельности Наука – это сфера человеческой деятельности функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Компоненты научной деятельности 1.СУБЪЕКТ: -учёные;-специалисты; -человечество как носитель познавательной потребности и пользователь научными результатами

2.ОБЪЕКТ: явления, сущности, законы, состояния человека и социальных групп ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (конкретная часть объекта науки)

3. ЦЕЛЬ: описание, объяснение, предсказание, истолковывание тех процессов и явлений, которые стали её объектами.

4.СРЕДСТВА: методы мышления; методы эмпирического исследования; активная и пассивная техника; денежно-кредитное обеспечение; универсальные средства

5. КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ: научное знание; научный способ рациональности; технические и методические новации; нравственные ценности.

6.СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: потребности общества; поддержка науки; подготовка научных кадров; вещественно-энергетическое и коммуникационное обеспечение

7.АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА : инициатива и творчество самого ученого

Общие модели развития науки Концепция развития науки Т.Куна: «Нормальная наука» - форма исследования, которую ведет группа ученых, объединенных единством взглядов и основных идей (научных догм), занимаясь планомерным решением конкретных научных задач. Это стадия эволюционного развития науки.

«Парадигма» (греч. – модель постановки и решения проблем, образец) – называется система общепринятых научных представлений, базисных принципов, которые признаются и принимаются членами научного сообщества. «Научная революция» - процесс, сменяющий длительное господство нормальной науки, который приводит к смене парадигм.

Методология научно-исследовательских программ (И.Лакатос) – исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру:

«Жесткое ядро» - включает неопровержимые для сторонников программы исходные положения. «Негативная эвристика» -своеобразный «защитный пояс» программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами. «Позитивная эвристика» -ряд доводов, предположений, направленных на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы.

II.Естествознание как система наук о природе. Естествознание – это наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое.

Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: Их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис;

Основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

Цели Е. - двоякие: 1) непосредственная или ближайшая цель: находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления; 2)конечная цель: раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

Закономерности и особенности развития естествознания : а) обусловленность практикой (в конечном счёте); б)относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;

в) преемственность в развитии идей и принципов Е., теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы; г) постепенность развития Е. при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ Е., всей системы понятий и принципов Е., всей естественнонаучной картины мира;

д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук; е)противоречивость развития Е., доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;

ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. к исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.

Необходимым условием развития Е. является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов Е., открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.

В Е. можно выделить стороны: Эмпирическая сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию);

теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Е. "компасом" в научном исследовании.

Методы Е. могут быть подразделены на группы: а) общие методы касаются всего Е., любого предмета природы, любой науки; б) Особенные методы также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований

в) Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли Е., либо за пределами той отрасли Е., где они возникли.

Аспекты естествознания 1)предметный, соответствующий последовательной связи объектов природы, например их развитию и переходам одних в другие; 2)методологический, соответствующий последовательным ступеням, которые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней.

производственно-практическая сторона Е. проявляет себя как непосредственная производительная сила общества. Современная научно- техническая революция показывает, что Е. прокладывает пути для развития техники.