Урок как дидактическая система Кафедра педагогики и психологии АО ИППК РО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Advertisements

С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
Системно- деятельностны й подход В рамках ФГОС нового поколения.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей русского языка и литературного.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Транксрипт:

Урок как дидактическая система Кафедра педагогики и психологии АО ИППК РО

Урок как дидактическая система

Системный подход Системный подход - это особое направление педагогической деятельности, образования. Объект как система целостен, в нем есть определенные компоненты, которые взаимодействуют между собой. В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выделенных в них типов связей.

Системно-деятельностный подход (1985 г.) Системный подход (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) Деятельностный подход (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)

Методологическая основа системно- деятельностного подхода Исследования и идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леоньева, С.Я. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова В.Д. Шадрикова и др. Д. носит сознательный характер и предполагает осознание цели Мотив побуждает к действию Результат-системообразующий фактор Д. Результат – это и мотив, и ценность Д. Ведущая Д. – источник развития Внутренний и внешний план Д. Зона актуального и ближайшего развития

??? Что характеризует системно- деятельностный подход? В чем заключается специфика системно- деятельностного подхода?

«Великая цель образования – это не знания, а действия» Гербер Спенсер Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

Системно-деятельностный подход Система дидактических принципов (деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества); современные образовательные технологии: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности; развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения; формирование УУД: личностные, регулятивные, познавательные, универсальные, коммуникативные действия; результаты освоения ООП: предметные, метапредметные, личностные; позиция учителя-профессионала, учителя-воспитателя (демонстрирует, инициирует, консультирует…)и т.д.

Система = компоненты + связи между компонентами это упорядочение, расположение чего-либо в определенной последовательности, в определенном порядке (н., книжный каталог, расстановка мебели в аудитории…). образовательная система – это не только сумма или набор каких-то последовательных элементов, а прежде всего целенаправленная деятельность педагога и ребенка. система

Система = компоненты + связи между компонентами Что не знаю об уроке? Урок как система Системный анализ урока

Урок как дидактическая система Как? Что и зачем? Что в итоге?

Урок как дидактическая система Как? Организаци онно-практ. Что и зачем? Содержательно- целевой Что в итоге? Контрольно- оценочный

Содержательно-целевой ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ

Организационно- практический ФОРМЫ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА

Контрольно-оценочный РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКА, РЕФЛЕКСИЯ

С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА НЕОБХОДИМО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ВСЕ КОМПОНЕНТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ Цель: повышение профессиональной компетентности педагога в вопросе проектирования и анализа учебного занятия Задачи: -актуализировать и систематизировать знания; -упорядочить и осмыслить теоретические сведения, изложенные в литературе; -развивать умение анализировать учебное занятие.

??? Урок по физике в 9 классе. "Отражение и преломление света" Тема: «Отражение и преломление света». Цель: - дать понятия: отражение и преломление света; - сформировать законы отражение и преломление света; - продолжить формирование умения находить пути решения поставленной проблемы; - продолжить развитие мышления учащихся при помощи дальнейшего формирования умственных операций (анализ, синтез, сравнение); - продолжить формирование умения внимательно слушать

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ УРОКА Образовательная цель – это прогнозируемый результат. Процесс, а не результат. Цели учителя, цели ученика.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ УРОКА - подведение к цели окольными путями; - формулировка дидактической цели (н., дать возможность обучающимся осмыслить свои ошибки и т.д.); - ребенок – пациент - достижимая цель; - ориентация на результаты образования; - диагностируемая цель; - познавательная цель для ребёнка очевидна при опр. темы; - постановка целей деятельности совместно с детьми; - задачи - этапы достижения цели; - согласование цели и задач; - построение планов достижения цели

??? Урок по физике в 8 классе. Тепловые явления Тема: Кипение Цель: Сформировать понятие кипения; Выявить и объяснить особенности кипения с точки зрения молекулярно-кинетической теории Задачи образовательные: - выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения. - продолжить формировать умение учеников объяснять физические явления на основе знаний положений МКТ. Развивающие: - формирование интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы; - формировать умение самостоятельно приобретать знания; - развитие логического мышления учащихся; - развитие познавательного интереса. Воспитательные: - развитие умений взаимодействовать, высказывать свою точку зрения, соотносить уровень своих знаний с требованиями.- организовать поисковую деятельность, направленную на осознание взаимосвязи между действиями умножения и деления (Р); - формировать приёмы анализа, классификации, обобщения через составление задач по модели и решению (П); - формировать умение планировать собственную и учебную деятельность (Л).

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ (Н.Е.Веракса) Источники? нормативное (стандарт), устоявшееся, однозначное содержание диалектическое (развивающее, преобразующее, многозначное содержание; дискуссионные вопросы) смысловые (личностно значимое содержание, личностное творчество, личный опыт и деятельность ученика) ИНФОРМАТИВНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ завышение уровня сложности; чрезмерная доступность материала; занимательный материал; знание о мире + знание о познании + знание о познающем Зачем ученикам приходить на урок? - Решение жизненных ситуаций - Акцент на развитие метапредметных умений - Не давать готовых знаний, давать познавательные задачи

ФОРМА внешняя ( внешняя (конструкция): урок-игра, семинар, лекция, конференция, экскурсия и др. тип урока тип урока (урок актуализации ранее усвоенных знаний, урок формирования новых знаний и умений, комбинированный урок) (В.С.Безрукова) внутренняя внутренняя (структура с учётом цели): вводное занятие, изучение нового материала, занятие по обобщению и повторению изученного и т.п.

УРОК - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А.Бударный).

Классификация уроков (Б.П.Есипов) комбинированные (смешанные) уроки; уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом; уроки закрепления и повторения знаний; уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; уроки выработки и закрепления умений и навыков; уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Метод обучения др.-греч. μέθοδος путь способ целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на усвоение содержания образования (И.М.Осмоловская) способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский) способ организации познавательной деятельности учащихся (Т.А. Ильина)

Классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О.Лордкипанидзе и др.) По источнику знаний: словесные; наглядные; практические

Классификация (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин ) Характер учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом: а) объяснительно-иллюстративный; б) репродуктивный; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод.

Классификация М.А. Данилов, Б.П. Есипов методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся; методы закрепления изучаемого материала; методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала; методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Выбор методов обучения зависит от: Общих целей образования, воспитания и развития и ведущих идей современной дидактики. Особенностей содержания и методов. Особенностей методики преподавания дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору методов. Цели, задачи, содержания материала конкретного уровня. Времени, отведенного на изучение того или иного материала. Возрастных особенностей учащихся, уровня познавательных возможностей. Уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности, развития). Материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. Возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

??? Какие методы обучения преобладают на уроке, соответствующем требованиям нового ФГОС?

Прием обучения это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Контрольно-оценочный РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКА, РЕФЛЕКСИЯ

Требования ФГОС к результатам обучения ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ мотивация; границы собственного знания и незнания МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ориент. на вып. моральн. норм; способность к реш. моральн. пробл.; оценка своих поступков ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ Опыт «предметной» деят. по получению, преобраз. и примен. нового знания ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ РЕГУЛЯТИВНЫЕ управл. св. деят.; контроль и коррекция; инициативность и самост. КОММУНИКАТИВНЫЕ речевая деятельность; навыки сотрудничества ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ раб. с инф.; раб. с уч. моделями; использование схем решения; вып. логич. операций сравнения, обобщеня, анализа, классификации, установление аналогий и др.

ФГОС «Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом» «В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных». К компетенции образовательного учреждения относится: 1) описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся; 2) адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне; 3) адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением; 4) адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики; 5) адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.

Базовый уровень достижений уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня: пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Функции оценки в системно-деятельностном подходе Стимулировать ответственность учащихся за результаты Помогать учиться на своих ошибках Помочь понять, что надо освоить Оценивать динамику достижений Помочь понять, что не получается и почему Мотивировать на успех Фиксировать неудачи, но не наказывать за них Формировать действия контроля и оценки !!! ОЦЕНКА ДОЛЖНА ОТРАЖАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Задачи изменения школьной оценочной системы повышать уровень объективности оценок; оценки должны позволять фиксировать развитие образовательных результатов учащихся; снять эмоциональное напряжение и боязнь плохих отметок; изменить случайный характер оценивания на плановый и постоянный (учебная работа должна оцениваться систематически как учеником, так и педагогом); сделать процесс оценивания качества образовательных результатов более наглядным для всех; стимулировать развитие оценочной деятельности учащихся.

Современные роли учителя Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель». Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества.

Требования к уроку в соответствии со ФГОС Приоритетность планируемых образовательных результатов Использование видов учебной деятельности, направленных на достижение планируемых образовательных результатов Деятельностный характер обучения (через учебные ситуации / проблемные задачи) Индивидуализация в подборе заданий Акцент на самостоятельность в обучении Содержание урока только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов Отбор средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами Критерии оценивания определены заранее и разделяются обучающимися

Системный подход Системный анализ урока Системный подход – направление педагогической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выделенных в них многообразных типов связей. Системный анализ урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Задания для 5 групп следующие: 1. Анализ целеполагания на уроке (цель должна прослеживаться на всех этапах урока). 2. Анализ содержания урока (информативное) 3. Анализ формы и типа урока 4. Анализ методов, приемов и средств, используемых учителем на уроке. 5. Анализ результативности урока, оценки и рефлексии.