Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 14» Творческий учебный проект «Кукла-сувенир в бурятском национальном летнем костюме девушки» Автор проекта: ученица 6 класса «в» Доржиева Александра Руководитель: учитель «Технологии» Мусонова Галина Юрьевна Улан-Удэ, 2012 © А.Доржиева, 2012
Историческая справка о бурятском национальном летнем костюме девушки Одежда Правую, с воротником-стойкой, с удлиненными рукавами, которые имели обшлага в форме конского копыта («туруу») и хорошо защищали кисти рук от ветров. Верхняя одежда («дэгэл») была распашной, с запахом левой полы на и морозов (во многих исторических документах дореволюционного этапа истории Бурятии отмечается, что буряты никогда не носили ни перчаток, ни рукавиц). Летняя одежда имела особое название – «тэрлиг». И зимняя, и летняя одежда по покрою была одинакова (различили были в материале ее изготовления: зимнюю шили из овчин и меха, летнюю – из покупной ткани и ровдуги - замши домашней выделки). В конце XIX - начале XX вв. употреблялись длинные шелковые и полушелковые кушаки (китайского производства). Носили их, обертывая по талии спереди назад, закладывая концы сбоку. В прошлом широкие и длинные пояса ткали из овечьей шерсти темных цветов, ширина тканого пояса достигала 25 см, а длина - от 2 до 4 м. Женская одежда была отрезной по талии, с вшивными широкими у основания, удлиненными рукавами, которые заканчивались обшлагами. Рукава женского дэли у восточных бурят были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в пустую сборку - буфы. К локтям они сужались, здесь пришивали нижнюю часть рукава, называемую тохоног. Ее шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава одежды женщин у западных бурят были цельными, несоставными. Длинный и широкий подол женского дэли был очень удобен для сидения в традиционной позе в юрте и на коне в седле: свободно ниспадая, полностью покрывал ноги, защищая их от холода. Обязательной принадлежностью женского костюма была безрукавка: нарядная и будничная. Повседневная короткая безрукавка - уужа. Праздничная распашная безрукавка - дэгэлээ, с разрезом сзади до талии, шили ее обычно из шелка и парчи. Нижняя, нательная одежда состояла из рубахи - самса и штанов умдэн суженного покроя. Летние рубахи, распашные или глухого покроя, шились из русского ситца, сатина, китайского хлопка - соембуу. Их называли - морин самса, дотор самса, армаахи, урбаахи. Зимние самса шили из тонкой мягкой замши домашней выделки или бумазеи и назывались они куваньхи, хубайхи. Украшения Головное украшение (даруулга или татуурга) - коралловый венок или корону из бересты, обшитой черным бархатом, с шариками коралла, янтаря, малахита, бирюзы. © А.Доржиева, 2012
Бусины на ней нашивались в три ряда, в середине среднего ряда помещалась большая янтарная бусина, а справа и слева от нее кораллы меньшего размера и другие камни, образующие верхний и нижний ряд. Нагрудное украшение – медальон- гуу. Гуу - это квадратной или аркообразной формы серебряный футляр с оберегом. Кроме того, женщины носили ожерелья из кораллов и янтарные бусы. Накосные украшения - тумба, хонтуул, серебряные пластины, кольца и драгоценные камни, накосники - шэбэргэл. На обеих руках женщины носили серебряные браслеты, на указательных и безымянных пальцах - четыре колечка из серебра. Девушка летнего возраста в знак достижения половой зрелости на косу надевала украшение саажа (у западных бурят). Саажа делали из коралловых бус или из серебряных пластин, а также из шелковых нитей черного цвета. У восточных бурят к девичьей косе прикрепляли ленту из черного материала с нашитыми на ней рядами кораллов и серебряных полос с насечкой. Эта лента называлась гэзэгэ - коса. Девушки (у западных бурят) носили также налобное украшение - юбуу, серебряную пластинку в виде сердечка - знак того, что к ней можно уже присылать сватов. Девушки разных этнических групп бурят носили разное количество косичек, но женщины заплетали только две косы - символ соединения мужского и женского начал и образования единого целого в лице женщины, рождающей детей - продолжение рода, продолжение жизни. Головной убор Обязательным дополнением к костюму девушки был «малгай» (головной убор). Он был наделен особым сакральным смыслом. Полусферическая форма зимнего малгай повторяла форму небесного свода, очертания юрты, закругленных сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. А конусообразная форма летнего малгай напоминает контуры гор, считавшихся обителью «эзенов» (божеств местности). Малгай был 3 основных типов: 1. «Юудэн» – цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. 2. «32 хургатай малгай» («Тридцатидвухпальчатая шапка») – зимняя шапка с высокой конической тульей и отогнутыми полями. 3.Хасабшатай малгай(шапка с ушами) - цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. Бусины на ней нашивались в три ряда, в середине среднего ряда помещалась большая янтарная бусина, а справа и слева от нее кораллы меньшего размера и другие камни, образующие верхний и нижний ряд. Нагрудное украшение – медальон- гуу. Гуу - это квадратной или аркообразной формы серебряный футляр с оберегом. Кроме того, женщины носили ожерелья из кораллов и янтарные бусы. Накосные украшения - тумба, хонтуул, серебряные пластины, кольца и драгоценные камни, накосники - шэбэргэл. На обеих руках женщины носили серебряные браслеты, на указательных и безымянных пальцах - четыре колечка из серебра. Девушка летнего возраста в знак достижения половой зрелости на косу надевала украшение саажа (у западных бурят). Саажа делали из коралловых бус или из серебряных пластин, а также из шелковых нитей черного цвета. У восточных бурят к девичьей косе прикрепляли ленту из черного материала с нашитыми на ней рядами кораллов и серебряных полос с насечкой. Эта лента называлась гэзэгэ - коса. Девушки (у западных бурят) носили также налобное украшение - юбуу, серебряную пластинку в виде сердечка - знак того, что к ней можно уже присылать сватов. Девушки разных этнических групп бурят носили разное количество косичек, но женщины заплетали только две косы - символ соединения мужского и женского начал и образования единого целого в лице женщины, рождающей детей - продолжение рода, продолжение жизни. Головной убор Обязательным дополнением к костюму девушки был «малгай» (головной убор). Он был наделен особым сакральным смыслом. Полусферическая форма зимнего малгай повторяла форму небесного свода, очертания юрты, закругленных сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. А конусообразная форма летнего малгай напоминает контуры гор, считавшихся обителью «эзенов» (божеств местности). Малгай был 3 основных типов: 1. «Юудэн» – цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. 2. «32 хургатай малгай» («Тридцатидвухпальчатая шапка») – зимняя шапка с высокой конической тульей и отогнутыми полями. 3.Хасабшатай малгай(шапка с ушами) - цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. © А.Доржиева, 2012
Обувь Обувь бурят называлась гутал. Все разнообразие, как и мужской, так и женской, обуви можно свести к двум основным типам, отличающимся характером кроя: поршневидный и башмаковидный. Обувь поршневидного типа состоит из 3-х частей: голенища, носка и подошвы. Голенища нарядных гутулов шили из кожи, тонкого сукна или далембы. Второй тип обуви – башмаковидный – был известен как эрмэг гутал. Материал, из которого шили голенища (толстая кожа), придавал ей жесткую вертикальную форму. Головка выкраивалась из 2-х половинок с шишечкой на носке, подошва из толстого стеганого войлока подшивалась снизу кожей. Женская обувь по крою и назначению не отличалась от мужской. Она была несколько изящней, меньшей по размеру. © А.Доржиева, 2012
Эскиз деревянной куклы в бурятском байсаганай hубсаган (костюме девушки) © А.Доржиева, 2012
Выкройка верхней части бурятского байсаганай тэрлиг (девичьего летнего халата) © А.Доржиева, 2012
Выкройка подклада верхней части бурятского басаганай тэрлиг (девичьего летнего халата) © А.Доржиева, 2012
Выкройка верхней части бурятского девичьего халата с подкладом © А.Доржиева, 2012
Выкройка нижней части бурятского девичьего халата с подкладом © А.Доржиева, 2012
Соединение шелковой выкройки с подкладом на ручной швейной машинке © А.Доржиева, 2012
Выкройка воротника и двух обшлагов бурятского девичьего халата © А.Доржиева, 2012
Внешний вид готовой верхней части бурятского девичьего халата, обшитой декоративным «золотым» шнуром © А.Доржиева, 2012
Выкройка вид бурятской шапки с подкладом © А.Доржиева, 2012
Соединение выкройки бурятской шапки с подкладом, нанесение 11 вертикальных строк (внешний вид) © А.Доржиева, 2012
Соединение выкройки бурятской шапки с подкладом, нанесение 11 вертикальных строк (внутренний вид) © А.Доржиева, 2012
Выкройка «тойропшо» бурятской шапки © А.Доржиева, 2012
Выкройка «тойропшо» бурятской шапки, обшитая декоративным «золотым» шнуром © А.Доржиева, 2012
Внешний вид готовой бурятской шапки, обшитой декоративным «золотым» шнуром © А.Доржиева, 2012
Компоненты имитации дэнзэ бурятской шапки и их соединение © А.Доржиева, 2012
Соединение залаа бурятской шапки © А.Доржиева, 2012
Соединение залаа и дэнзэ бурятской шапки © А.Доржиева, 2012
Пришивание к тойробшо бурятской шапки разноцветных бусинок, имитирующих кораллы и янтарь © А.Доржиева, 2012
Внешний вид готовой бурятской шапки с залаа и дэнзэ © А.Доржиева, 2012
Внешний вид имитации височного украшения © А.Доржиева, 2012
Внешний вид бурятской шапки, соединенной с имитацией височного украшения © А.Доржиева, 2012
Внешний вид имитации гуу (ладанки) на зандяа (шнуре) © А.Доржиева, 2012
Внешний вид имитации серебряных сережек © А.Доржиева, 2012
Внешний вид имитации серебряного нагрудного украшения © А.Доржиева, 2012
Определение центра на торцевых сторонах бруска-заготовки © А.Доржиева, 2012
Нанесение контуре будущей куклы на сопредельных сторонах бруска-заготовки с помощью линейки и угольника © А.Доржиева, 2012
Внешний вид бруска-заготовки деревянной куклы, закрепленного на токарном станке по дереву © А.Доржиева, 2012
Вытачивание на токарном станке по дереву болванки куклы плоским долотом со скошенной режущей частью из бруска-заготовки © А.Доржиева, 2012
Проведение замера точности выточенных деталей болванки куклы © А.Доржиева, 2012
Внешний вид выточенной болванки деревянной куклы на токарном станке по дереву © А.Доржиева, 2012
Внешний вид выточенной и ошкуренной болванки деревянной куклы, подготовленной к раскрашиванию © А.Доржиева, 2012
Внешний вид доски-заготовки подставки деревянной куклы © А.Доржиева, 2012
Внешний вид выточенной подставки деревянной куклы с отверстием для закрепления этой куклы © А.Доржиева, 2012
Грунтовка крахмальным клеем выточенной головы деревянной куклы © А.Доржиева, 2012
Раскрашенная голова деревянной куклы © А.Доржиева, 2012
Внешний вид раскрашенной болванки деревянной куклы © А.Доржиева, 2012
Заготовки-брусочки для вытачивания «рук» деревянной куклы © А.Доржиева, 2012
Внешний вид готовых деревянных «рук» куклы © А.Доржиева, 2012
Внешний вид раскрашенной деревянной куклы с закрепленными «руками» © А.Доржиева, 2012
Внешний вид раскрашенной головы деревянной куклы с просверленными отверстиями для закрепления имитации серебряных сережек © А.Доржиева, 2012
Внешний вид раскрашенной головы деревянной куклы с закрепленной имитацией серебряной сережки © А.Доржиева, 2012
Внешний вид раскрашенной головы деревянной куклы в анфас с закрепленными имитациями серебряных сережек © А.Доржиева, 2012
Внешний вид имитаций сплетенных девичьих большой косы и четырех малых косичек © А.Доржиева, 2012
Внешний вид имитаций сплетенных девичьих большой косы и четырех малых косичек, приклеенных на затылочной части раскрашенной головы деревянной куклы © А.Доржиева, 2012
Внешний вид имитаций сплетенных девичьих большой косы и четырех малых косичек, приклеенных на раскрашенной голове деревянной куклы (вид спереди) © А.Доржиева, 2012
Внешний вид в анфас деревянной куклы с приклеенными волосами и наряженной в бурятский национальный девичий халат © А.Доржиева, 2012
Приклеивание к раскрашенной голове деревянной куклы головного убора © А.Доржиева, 2012
Готовый вид куклы-сувенира в бурятском национальном летнем костюме девушки © А.Доржиева, 2012