Метод – центральное понятие научно- исследовательской деятельности. Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов образует систему методов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Advertisements

Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Мониторинг как средство управления системой образования Педагогические исследования Гудырева Л.Н. Сыктывкар,2011г..
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Организация педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент Эксперимент – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Транксрипт:

Метод – центральное понятие научно- исследовательской деятельности. Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов образует систему методов или МЕТОДИКУ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Идея и принципы имманентно предполагают какой-либо способ овладения, познания или преобразования действительности Теория по отношению к методу задает границы его применения, определяя цели и ограничения, задаваемые принципом Программа – механизм, интегрирующий цель, ресурсы и сам метод в единый процесс.

Системно-структурный подход Системно-структурный подходтребует рассматривать во взаимосвязи и целостно все возможные формы и методы решения педагогических задач и на основе сравнения возможностей каждого из них избирать оптимальные варианты. Методологической основой личностного подхода является учение о роли личности в обществе, о соотношении коллектива и личности, о всестороннем, гармоничном развитии личности, об одновременном рассмотрении личности как объекта и субъекта воспитания. Методический инструментарий выбирается в соответствии с концепцией Деятельностно-компетентностный подход требует изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов.

Метод можно рассматривать в разных его проекциях и проявлениях: - как цель познания, преобразования, управления; - как средство достижения результатов; - как способ регуляции процессов деятельности; - как механизм управления деятельностью в целом; - как структуру механизмов, обеспечивающую целостность деятельности системы; - как форму процессов познания и преобразования окружающей среды и самого общества.

Метод – это правила и способ преобразования средств в цели.

Классификация методов по целям: Методы поддержания системы в равновесии ( методы сервиса ), как частный случай управления, но выделенный в самостоятельну ю цель Методы познания природы и общества Методы преобразовани я природы и общества Методы управлени я сложными системами

Методы получения первичной эмпирической информации Методы обработки первичной эмпирической информации Методы теоретической интерпретации выявленных статистических характеристик и закономерностей Методы анализа вторичной (структурированной) информации Методы познания природы и общества различаются по типу решаемых задач

- методы психофизиологического преобразования (формирование необходимых личностных и/или индивидуальных качеств); - методы педагогического воздействия; - методы экономического преобразования; - методы технического и технологического преобразования; - методы организационного преобразования. - методы социального преобразования Методы преобразования природы и общества в зависимости от типа систем в зависимости от типа систем

1.методы педагогического диагностирования; 2.методы педагогического прогнозирования, в том числе методы планирования; 3.методы организации эксперимента, в том числе методы научной организации труда; 4.методы формирующего, констатирующего и контролирующего эксперимента, в том числе методы параллельного и перекрестного эксперимента; 5.методы сбора и получения информации, в том числе методы наблюдения, работы с документами, результатами деятельности учащихся; 6.методы обработки экспериментальных данных, в том числе различные математические; 7.наконец, даже методы внедрения результатов исследований в практику. Классификация методов по этапам эксперимента

Методы количественной и качественной обработки педагогической информации. Методы математической статистики, ранжирование, шкалирование и т.д. Методы математической статистики, ранжирование, шкалирование и т.д. Классификация методов по формам деятельности Эмпирические методы педагогических исследований. Беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.д. Теоретические методы. Моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т.д.

К ним относятся: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование и т.п. Рабочие, частные методы. эмпирически е

Изучение литературы и документов Источниками фактического материала служат: - документация учреждений и учебных заведений: протоколы педагогических советов и методических протоколы педагогических советов и методических комиссий, тексты контрольных работ, а также данные о продолжении образования или трудоустройстве выпускников (социальный катамнез), и т.п. Сложность - «свернуть» изученную текстовую информацию в таблицу, график, диаграмму эмпирически е -тексты статей, книг, монографий по исследуемой теме

- наиболее информативный Наблюдение - наиболее информативный метод исследования. Научное наблюдение от обычной фиксации явлений отличается целенаправленностью и систематичностью, комплексным и аналитическим характером Основные требования: Наблюдение проводится с заранее четко поставленной целью Наблюдение проводится по заранее продуманному и написанному плану Количество исследуемых признаков должны быть минимальным, и они должны быть точно определены эмпирически е

Наблюдения можно разделить по частоте на постоянные, периодические и однократные. По объему охвата объекта различают сплошные и выборочные наблюдения Наблюдатель должен быть нейтральным лицом, не имеющим предубеждений по отношению к тому или иному используемому методу. По способу получения информации наблюдения можно подразделить на непосредственные и инструментальные Сторонние наблюдения, или самостоятельные наблюдения. эмпирически е

выбор объекта, определение цели наблюдения; составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования наблюдения (аппаратура); сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.); обработка и оформление результатов наблюдения; анализ результатов и выводы наблюдения. эмпирически е Этапы подготовки и проведение педагогического наблюдения:

Устный опрос (беседа, интервью). Вопросы, используемые для интервью, следует заблаговременно спланировать и составить вопросник. Опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным: при этом более понятные вопросы задаются раньше, более трудные позднее; вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих; вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике эмпирически е

1) во время интервью исследователь ДОЛЖЕН оставаться с отвечающим наедине, без посторонних слушателей; 2)каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизменном виде; 3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов; 4)отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы; прочитать следующие за очередным вопросы; 5)интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более минут, со взрослыми не более 30 минут); ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ

8) если вопрос остается не понятным и после повторного чтения, против него следует написать: "Вопрос непонятен!"; 7) интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например: "Что Вы хотели этим сказать?", "Объясните немного подробнее!"), если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять отвечающему вопрос и содержащиеся в нем понятия; 6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.); ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ 9) ответы записываются в вопросник только во время опроса..

Письменный опрос анкетирование В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респондентов (опрашиваемых) на все позиции вопросника, составляют массив информации СЛОЖНОСТЬ: СЛОЖНОСТЬ: множество промежуточных звеньев, влияющих на качество получаемых данных эмпирически е Результат зависит от таких факторов, как формулировка вопросов анкеты, квалификация, опыт, добросовестность и психологические особенности исследователей, ситуация опроса, его условия, эмоциональное состояние опрашиваемых, обычаи и традиции, представления, житейская ситуация, а также от отношения респондентов к опросу.

С помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа. Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты. (При большом количестве ответов можно перевести эти данные в проценты). Качественный анализ должен быть направлен в первую очередь на анализ негативных суждений (выявление их причины). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу.

Вопросы могут носить закрытую или открытую форму. Закрытым называется вопрос, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Такая форма анкеты значительно сокращает время заполнения и делает одновременно анкету пригодной для обработки на ПК. Отвечая на открытый вопрос, учащийся руководствуется только собственными представлениями. Следовательно, такой ответ более индивидуализирован. Повышению достоверности ответов способствует и соблюдение условий, обеспечивающих возможность респонденту уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение. Для это следует предусмотреть варианты ответов: "трудно сказать", "затрудняюсь ответить", "бывает по-разному", "когда как", и т. п.

Метод экспертных оценок - тщательно подобрать экспертов людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке - выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал измерения. Зачастую бывает необходимо обучить экспертов пользоваться предложенными шкалами для однозначной оценки, чтобы свести к минимуму ошибки, сделать их оценки сопоставимыми. Разновидностями метода экспертных оценок являются: метод комиссий, метод мозгового штурма, метод Делфи, метод эвристического прогнозирования и др. УСЛОВИЯ :

Тестирование эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от английского test задача, проба).. метод применяется для определения индивидуальных различий, позволяет определить актуальный уровень развития у субъекта (ребенка, учителя) необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. интеллектуальные тесты, тесты достижений, тесты специальных способностей, личностные тесты, тесты интересов, установок, ценностей, тесты, диагностирующие межличностные отношения эмпирически е Виды тестов. В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают:

Объективность выводов, как показывает опыт, значительно возрастает, если при этом используется разработанный К. К. Платоновым метод обобщения независимых характеристик метод обобщения независимых характеристик, суть которого сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из различных источников от учителя, родителей, сверстников Разновидностью названного метода является метод «педагогического консилиума» (Ю. К. Бабанский), который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных качеств личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков. эмпирически е Метод обобщения независимых характеристик

Общие методы эмпирического исследования это скорее способы организации или формы организации ИССЛЕДОВАНИЯ. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент. эмпирически е

Это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач Синонимом слова "обследование" является "осмотр", следовательно, это, в основном, первоначальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структурой и т.д. Обследование. эмпирически е

содержание работы, ее методический инструментарий (составление анкет, комплектов тестов, вопросников, перечня подлежащих изучению документов и т.д.), а также критерии оценки подлежащих изучению явлений и процессов. эмпирически е Обследование. Затем следуют этапы: сбора информации, обобщения материалов, подведения итогов и оформления отчетных материалов Следует проводить но заранее разработанной подробной программе, в которой детально планируется

системные обследования проводимые уже как полноценные самостоятельные исследования как полноценные самостоятельные исследования на основе вычленения и формулирования их предмета, цели, гипотезы и т.д., и предполагающие целостное рассмотрения объекта, его системообразующих факторов. эмпирически е пилотажные (разведовательные) обследования, проводимые для предварительной, относительно поверхностной ориентировки в изучаемом объекте; По степени глубины, детализации и систематизации обследования подразделяют на: специализированные (частичные) обследования, проводимые для изучения отдельных аспектов, сторон изучаемого объекта; модульные (комплексные) обследования для изучения целых блоков, комплексов вопросов, программируемых исследователем на основании достаточно подробного предварительного изучения объекта, его структуры, функций и т.д.;

Метод, обеспечивающий: постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений эмпирически е Мониторинг

Мониторинг можно подразделить на внешний и внутренний. трудоустройство выпускников дальнейший их образовательный и профессиональный рост условия образовательного процесса, результативность деятельности по социализации воспитанников, мнения детей или родителей по поводу внедряемых инноваций и т.д. эмпирически е

Изучение и обобщение педагогического опыта. для определения существующего уровня деятельности школы, уровня организации и результативности процесса, для выявления недостатков и узких мест в педагогической практике, для изучения эффективности применения научно-методических рекомендаций, для выявления новых образовательных услуг и образовательных программ, для обобщения и трансляции содержания, форм и методов обучения и воспитания, рождающихся в творческом поиске передовых руководителей, методистов, учителей, целых коллективов. эмпирически е применяется с различными целями:

2) педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные творческие находки: новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения и т.д. эмпирически е Выделяют две разновидности передового педагогического опыта: 1)педагогическое мастерство, которое заключается в умелом, рациональном, комплексном в умелом, рациональном, комплексном использовании педагогом рекомендаций пауки;

3) эмпирически е 1.Новизна. Может проявляться в разной степени: отвнесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса. Критерии передового опыта: 2. Высокая результативность. Передовой опыт должен давать хорошие результаты: высокое качество обучения, существенные показатели в уровне воспитанности и социализации детей. 3. Соответствие современным достижениям науки. Достижение высоких результатов не всегда свидетель­ствует о соответствии опыта требованиям науки.

5. Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. 6. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора. 4. Стабильность сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени. 7. Оптимальность опыта достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил субъектов социально-педагогической работы

посредством устных форм коммуникаций педагогическое наставничество, авторские школы передового педагогического опыта, педагогические практикумы, конференции, педагогические чтения, через литературные формы научных коммуникаций статьи, бюллетени, сборники материалов, методические рекомендации и т. д. эмпирически е Внедрение передового педагогического опыта осуществляется

Недостатком обследования, мониторинга, изучения и обобщения педагогического опыта как общих методов исследования является относительно пассивная роль исследователя. Этого недостатка лишены два других метода: опытная работа и эксперимент опытная работа и эксперимент. эмпирически е

Это метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в социальный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой. Опытная работа. Так, например, к опытной работе можно отнести проверку на практике новых учебных планов и программ, учебников, новых образовательных услуг и т.д.

Необоснованно завышенная оценка результатов опытной работы может привести к пропаганде примитивных и убогих инноваций, недооценка результатов опытной работы будет тормозить развитие как социально-педагогической практики, так и теории. эмпирически е Чтобы опытная педагогическая работа стала методом педагогического исследования необходимо соблюдение следующих условий: когда она поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой; когда она преобразует действительность, создает новые педагогические явления; когда она сопровождается глубоким анализом, из нее извлекают выводы и создаются теоретические обобщения.

Эксперимент общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента Основной принцип любого эксперимента изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными, и т.д. эмпирически е

Н.А. Менчинская пишет о констатирующих, обучающих и воспитывающих экспериментах Педагогический эксперимент это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. эмпирически е

При многофакторном эксперименте исследователи подходят к задаче эмпирически варьируют с большим количеством факторов, от которых, как они считают, зависит ход процесса. Это варьирование различными факторами проводится с помощью современных методов математической статистики. Многофакторный эксперимент строится на основе статистического анализа и с применением системного подхода к предмету исследования. эмпирически е В. М. Тарабаев указывает, что в настоящее время применяется методика так называемого многофакторного эксперимента.

В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явлением путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным независимым переменным фактором, или независимым переменным. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называется зависимыми переменными. Пример: исследователь испытывает новый метод обучения и проверяет, как он влияет на успешность овладения учащимися знаниями, умениями, развитие каких-либо качеств их личности, то независимым переменным является метод, а зависимыми переменными знания, умения, качества личности учащихся. эмпирически е

историко-генетический метод, историко-генетический метод, моделирование, моделирование, различные мыслительные процедуры, различные мыслительные процедуры, такие как анализ (расчленение на части), синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др. теоретические К теоретическим методам исследования относятся: относятся:

Имитирование реально существующей педагогической системы путем создания некоторых формализованных моделей (структурно-логических схем, графов, матриц и т. п.), в которых отражаются и воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. теоретические Моделирование Моделирование позволяет отвлечься от несущественных свойств, точнее проанализировать, определить связи между воздействием и результатом, оценить сильные и слабые стороны экспериментируемого материала.

Однако при моделировании следует остеречься опасности утраты ряда неформализующихся факторов (к примеру, личностных аспектов, эмоциональных окрасок, социальной обстановки и т. д.), которые часто сильно влияют на результаты эксперимента.