Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов 2009 года (в новой форме) по русскому языку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Advertisements

По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей.
Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений учебного года (в новой форме) РУССКИЙ ЯЗЫК.
Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
Критерии оценивания экзаменационной работы ГИА 9 класс.
Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9 Учитель русского языка и литературы МОУ «Смоленская СОШ 2» Казакова Елена Геннадьевна.
Родителям о ГИА по русскому языку МБОУ «СОШ 59 г. Владивосток» 2012 г.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( В НОВОЙ ФОРМЕ ) ГИА – КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной.
Изменения в демоверсии ГИА 2013 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2013 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
Т. Б. Петрук, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы Об изменениях в государственной итоговой аттестации.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте.
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
Специфика новой формы контрольных измерительных материалов Специфика новой формы контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
Транксрипт:

Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов 2009 года (в новой форме) по русскому языку

Назначение экзаменационной работы Оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от г. 1236).

Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы 2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от г. 1089).

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; – языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых. Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное.

Таким образом, сжатое изложение – это такая форма творческой работы, которая побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и в первую очередь умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7); 14 заданий с кратким ответом (В1 – В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Семь заданий с выбором ответа (А1 – А7) проверяют глубину и точность понимания содержания текста и выявляют уровень постижения школьниками его культурно- ценностных категорий: понимание основной проблемы текста или её аспектов (А1), постижение позиции автора или героя (А2), понимание характеристики героя (А3), понимание контекстуального значения ключевых слов (А4),

понимание отношений антонимии, важных для содержательного анализа текста (А5); понимание роли номинации героев в выявлении авторского отношения к ним (А6); опознавание изученных средств выразительности речи (А7).

Средства выразительности (включены в задание А7 экзаменационной работы 2009 года) Метафора Олицетворение Эпитет Фразеологизм Сравнение (сравнительный оборот) Гипербола Лексический повтор

Выполнение всех заданий блока А готовит выпускников к сочинению (С2.2) Четырнадцать заданий с кратким ответом (В1 – В14) проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

14 заданий группы В проверяют владение стилистической синонимией, уровень орфографического анализа слов в предложениях текста (правописание приставок, корней, суффиксов), уровень пунктуационного анализа простого осложненного, сложносочиненного и сложноподчиненного предложений,

владение синтаксической синонимией на уровне словосочетания, умение находить грамматическую основу предложения, умение анализировать предложения текста с точки зрения их синтаксической структуры.

В1 Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения В2 Правописание корней ( чередующиеся, зависящие от полногласия/неполногласия, проверяемые ударением, не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова) В3 Правописание приставок В4 Правописание суффиксов

В5 Знаки препинания в простом осложнённом предложении В6 Знаки препинания в сложносочинённом предложении В7 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

В8 Словосочетание В9 Грамматическая основа предложения В10 Простое осложненное предложение В11 Простое осложненное предложение

В12 Синтаксический анализ сложного предложения В13 Сложные бессоюзные предложения В14 Сложные предложения с разными видами связи

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение- рассуждение), каждое из которых проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Специфика текстов 1 часть Четко структурированный текст публицистического или научного стиля речи (научно-популярного подстиля). Тип речи – рассуждение. Объем текста – 250 слов. 4 – 5 микротем. 2 часть Текст художественного или публицистического стиля речи. Объем – 310 – 320 слов.

Новое в 2009 году Текст для чтения теперь снабжен факультативной ссылкой – краткими сведениями об авторе, позволяющими экзаменуемым избежать однообразия речи при его наименовании. Спектр языковых явлений, положенных в основу сочинения на лингвистическую тему (С2.1), довольно широк и включает многообразные темы, касающиеся пунктуации.

Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут).

На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями (через 70 минут после начала экзамена).

Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам) Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не преподающий русский язык и литературу. Учитель-словесник, не работавший с экзаменуемыми, приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения. После второго прочтения он должен покинуть экзаменационную аудиторию.

Получив пакет с экзаменационными материалами, экзаменуемые подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте экзаменуемых и заполняются ими в ходе экзамена.

Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста экзаменуемые пересказывают его сжато в письменной форме. Затем знакомятся с текстом для чтения, который по мере необходимости предъявляется каждому из них в распечатанном виде.

Экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и языковым анализом прочитанного текста. После этого экзаменуемые приступают к написанию небольшого сочинения- рассуждения на лингвистическую или морально-этическую тему.

Рекомендуемый регламент проведения работы п/п Действия организатора Действия экзаменуемого Рекомен дуемое время 1 часть работы 100 мин. 1. Организация первого чтения текста. Слушание текста. 10 мин. Осмысление прочитанного текста. 5 мин. 2. Присутствие при втором чтении текста. Слушание текста. 10 мин. Написание сжатого изложения прочитанного текста. 75 мин.

п/ п Действия организатораДействия экзаменуемого За 30 минут до завершения этого вида работы объявить учащимся о возможности пользоваться словарями. За 10 минут до завершения этого вида работы напомнить учащимся о необходимости завершения написания изложения. 3. Собрать отдельные подписанные листы с выполненным заданием С1. Сдать отдельные подписанные листы с выполненным заданием С1.

п/пДействия организатора Действия экзаменуемого Рекомен дуемое время 2 часть работы 85 мин. Чтение текста и решение тестовых заданий. За 5 минут напомнить учащимся о необходимости завершить этот вид работы.

п/ п Действия организатораДействия экзаменуемого Рекомен дуемое время 3 часть работы 55 мин. Написание сочинения- рассуждения (С2.1 или С2.2). 55 мин. За 10 минут напомнить учащимся о необходимости завершить этот вид работы. 4. По истечении времени, отведённого на выполнение всей работы, собрать словари; собрать выполненные экзаменационные работы.

Рекомендации по подготовке к экзамену При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ: 1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение. 2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина. 5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа. 6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа. 7. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.

К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на Федеральном образовательном портале в разделе «Федеральный перечень учебников для общего образования».

При определении подходов к пересчету первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале за основу были взяты требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы, которые вместе с результатами анализа данных ГИА выпускников основной школы в 2008 году позволили определить перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся с различными уровнями подготовки.

А. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с удовлетворительным уровнем подготовки: адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); обрабатывать информацию звучащего текста; сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи; адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); понимать отношение автора или героя к одной из поставленных в прочитанном тексте проблем;

использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента; определять лексическое значение слова и фразеологического оборота; находить грамматическую основу предложения; применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; последовательно излагать собственные мысли; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Б. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с хорошим уровнем подготовки (включая перечисленные выше): понимать отношение автора или героя к поставленным в прочитанном тексте проблемам; интерпретировать информацию прочитанного текста; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

В. Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с отличным уровнем подготовки (включая перечисленные выше): различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять функционально-смысловой тип речи; проводить анализ средств речевой выразительности прочитанного текста;

создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

Максимальное количество баллов Часть 1 (сжатое изложение) – 7 баллов Часть 2 (21 тестовое задание) – 21 балл Часть 3 (сочинение) – 7 баллов Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). За соблюдение языковых и речевых норм, фактической точности письменной речи – 10 баллов За выполнение всей экзаменационной работы – 45 баллов

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале (русский язык как родной) Отметка по 5- балльной шкале «2»«3»«4»«5» Общий балл , из них не менее 4 баллов по крите- риям ГК1–ГК4 41–45, из них не менее 6 баллов по крите- риям ГК1–ГК4

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале (русский язык как неродной) Отметка по 5- балльной шкале «2»«3»«4»«5» Общий балл

Используя результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме, можно провести анализ уровня предметной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, получивших разные отметки на экзамене. Результаты экзамена могут быть использованы для отбора учащихся в профильные классы средней школы. Рекомендуемый минимальный балл – 36 (80% от общей суммы первичных баллов).

При этом рекомендуется отбирать в профильные классы таких учащихся, которые по критериям ГК1 –ГК4 получили не менее 6 баллов. Целесообразно учитывать также уровень выполнения некоторых заданий: С1 – не ниже чем на 6 баллов, С2.1 или С2.2 – не ниже чем на 6 баллов.

Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения Сжатое изложение проверяет: 1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; 2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3) умение письменно передавать обработанную информацию.

Критерии оценивания задания С1 Критерии оценивания изложения Балл ы ИК1 Содержание изложения Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0

ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста. 2

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста. 1 Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста, или экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста и исказил авторский замысел. 0

ИК3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3 7

Информация о тексте для сжатого изложения Для экспертов по каждому тексту для прослушивания даётся информация, которая отражает количество микротем исходного текста, а также основное содержание этих микротем. Эта информация не является моделью изложения, а только указывает на то основное содержание, которое должно стать ядром экзаменационной работы при выполнении экзаменуемым задания С1.

ИК1 - это критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи экзаменуемым основного содержания прослушанного текста. По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

Нередко экзаменуемые передают все важные для восприятия исходного текста микротемы, однако при этом нарушают абзацное членение текста. Это не должно вести к снижению количества баллов по критерию ИК1. Уровень правописной и речевой грамотности работы не должен влиять на выставление оценки по критерию ИК1.

Неточно понятая микротема свидетельствует о том, что часть главного содержания исходного текста осталась для экзаменуемого недоступной, следовательно, оценка по критерию ИК1 должна быть снижена. Фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы, не учитываются при выставлении оценки по критерию ИК1.

В работе возможно некоторое расширение информации исходного текста за счёт прибавления экзаменуемым не содержащейся в прослушанном тексте микротемы, которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом. Такое прибавление микротемы часто ведёт к искажению авторского замысла всего текста в целом. В любом случае количество баллов по критерию ИК1 снижается.

В работе экзаменуемого возможно сочетание пропусков микротем и прибавления к тексту не содержащейся в нём информации, которая может быть тематически связана или не связана с текстом. Однако в любом случае это не компенсирует недостатков в понимании прослушанного текста и не может служить поводом для повышения оценки по критерию ИК1.

ИК2 - это критерий, оценивающий наличие сжатия прослушанного текста в изложении. По этому критерию не оценивается полнота передачи содержания исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.

При выставлении оценки по критерию ИК2 эксперты должны исходить из того, что экзаменуемый на определённом пространстве текста может использовать как несколько разных приёмов компрессии (и содержательных, и языковых вместе или только содержательных, только языковых в отдельности), так и один из них (один из содержательных, один из языковых).

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений); 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Основные языковые приёмы компрессии исходного текста 1. Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения. Степень сжатия исходного текста в изложении может несколько разниться. Важно при оценивании работы по данному критерию ориентироваться не на количество слов в изложении, а на уровень владения экзаменуемым приёмами сжатия текста.

При оценке сжатия текста необходимо оценивать не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

ИК2 0 баллов Таким образом может быть оценено такое изложение, в котором девятиклассник, частично или полностью сжав при помощи одного приёма одну микротему прослушанного текста (как правило, это первая микротема), перешёл далее к более простому виду работы, не требующему аналитических умений, – к подробному изложению. Применение 1 приёма сжатия для передачи 1 микротемы (особенно если текст этой микротемы сжат лишь частично – скажем, в одном предложении исходного текста) часто бывает случайным и не может свидетельствовать о сформированности проверяемого умения.

0 баллов оценивается и подробное изложение, в котором автор вообще не пытался прибегнуть к компрессии прослушанного текста. Третий случай, когда эксперт должен поставить по этому критерию 0, - это неумение экзаменуемого использовать какие бы то ни было приёмы сжатия текста.

ИК3 - это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последовательность изложения содержания) исходного текста.

Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) Бал лы С1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления. 1 Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления. 0

С1К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера- аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. 2

Экзаменуемый привёл 2 примера- аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый привёл 2 примера- аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления. 1

Экзаменуемый привёл 12 примера-аргумента из текста, не соответствующих обоснованиям, или экзаменуемый привёл примеры- аргументы не из прочитанного текста, или экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления. 0

С1К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

С1К4Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1С1К4 7

Если экзаменуемый выбрал сочинение- рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.

С1К1 - это критерий, оценивающий наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы. Достаточно того, что выпускник понимает разные функции знаков препинания и способен описать эти функции в сочинении-рассуждении. Глубина раскрытия лингвистической темы не должна влиять на оценку по критерию С1К1.

С1К2 - это критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе. 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений.

При этом примеры могут быть подробно рассмотрены и истолкованы или попутно сообщены экзаменуемым в виде ссылки. Экспертам важно учесть соответствие приводимых примеров-аргументов тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.

Сколько бы примеров-аргументов, подтверждающих один и тот же тезис, ни приводил экзаменуемый, оценка по критерию С1К2 не может быть в этом случае выше 1 балла. Сколько бы примеров не из прочитанного текста ни приводил экзаменуемый, их наличие не может служить причиной для повышения оценки по критерию С1К2.

Если хотя бы один пример из приведённых в сочинении взят из прочитанного текста, соответствует обоснованиям и правильно интерпретирован, то по критерию С1К2 ставится 1 балл. 0 баллов - нельзя считать аргументами примеры, приведённые из прочитанного текста, если отсутствует тезис, который они могли бы проиллюстрировать.

С1К3 - это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей. Типичные ошибки в абзацном членении: 1.Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

2.Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3.Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. 4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

С1К4 - это критерий, оценивающий композиционную стройность сочинения. Поскольку экзаменуемые пишут сочинение- рассуждение, то важно учесть соответствие работы основным композиционным видам текстов этого типа речи. В основном работы могут быть построены от тезиса через аргументацию к выводу. Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление – аргументация – тезис (вывод).

С2.2. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

Критерии оценивания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2) Баллы С2К1 Понимание смысла фрагмента текста Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 2 Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. 1 Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. 0

С2К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 2 Экзаменуемый привёл 2 примера- аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привёл из текста 1 пример- аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста. 0

С2К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

С2К4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1С2К4 7

Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки. С2К1 - Это критерий, оценивающий понимание смысла фрагмента текста. 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. При этом не учитывается полнота раскрытия смысла данного фрагмента.

Это значит, что, если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, экзаменуемый может выбрать по своему усмотрению только один или некоторые из них и прокомментировать. Верное понимание смысла фрагмента (хотя бы в одном его аспекте) в контексте всего текста – достаточное основание для выставления высшей оценки по данному критерию.

С2К2 - это критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе В работе экзаменуемого может быть несколько цитат из текста или ссылок на него, однако не все из них должны считаться аргументами.

Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает, обосновывает мысли и утверждения экзаменуемого, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента. Цитата, смысл которой нужно объяснить в сочинении, не может служить аргументом для этого объяснения.

Оценка грамотности и фактической точности речи (С1; С2.1 или С2.2) Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С1К1 – С1К4; ГК1 – ГК4, ФК1).

Критерии грамотности и фактической точности речи Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки. 2 Допущены 2 ошибки. 1 Допущены 3 ошибки и более. 0

ГК2Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. 2 Допущены 3 ошибки. 1 Допущены 4 ошибки и более. 0

ГК3Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка 2 Допущены 2 ошибки. 1 Допущены 3 ошибки и более. 0

ГК4 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок. Допущены 3 ошибки. Допущены 4 ошибки и более.

ФК1Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2 Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в употреблении терминов. 1 Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, и/или есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов. 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 10