Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»с. Усть -Илыч Дифференциация и индивидуализация обучения физике и математике Исполнитель: учитель физики и математики Пыстина Л.А. 2012г.
Дифференциация (от лат. ) – разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Дифференциация обучения: 1. создание разнообразных условий для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. 2. комплекс методических, психолого- педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение является индивидуальное обучение
В преподавании физики и математики индивидуализация и дифференциация развиваются по двум направлениям: 1. создание спецклассов, спецшкол, проведение факультативных занятий 2. введение специальных элементов методики в обычное преподавание в массовой школе
Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к индивидуализации требований кучащимся. Психологическая установка для учащихся: «возьми столько, сколько можешь, но не менее обязательного».
Памятка учителю – предметнику при дифференциации и индивидуализации обучения: - диагностика индивидуальных свойств личности память (объем, оперативность) память (объем, оперативность) внимание (устойчивое, неустойчивое) внимание (устойчивое, неустойчивое) мышление (образное, логическое, творческое) мышление (образное, логическое, творческое) - Состояние мотивационной сферы (познавательная, социальная)
интеллект мотивы Двумерная дифферен циация дифферен циация
Индивидуальная форма организации учебной деятельности (можно проводить на всех этапах урока) Индивидуальная – дифференцированные индивидуальные задания (уровневые дифференцированные карточки – задания) общие для всех обучаемых выполняемые в одном темпе, при оказании дифференцированной помощи учителем Индивидуализированная – специфические задания для каждого обучаемого соответственные его темпу
Психологическое изучение ученика: Ученик, у которого хорошие учебные навыки, развиты все виды памяти, доминируют : логическое мышление, познавательные мотивы; целеустремленный, в учебной деятельности успешен. у которого низкий уровень организованности, память кратковременная, внимание неустойчивое, доминируют :наглядно- образное мышление, социальные мотивы; в учебной деятельности неуспешен.
Индивидуализация обучения физике при изучении теории в 9 классе Тема «Кинематика» Дополните предложения: 1. Перемещением называется … 2. Траектория – это… 3. Системой отсчета называется… 1. Сравните пути и перемещения вертолета и автомобиля, траектории которых показаны на рисунке. показаны на рисунке. 2. На рисунке показана траектория движения материальной точки из А в В. Найдите координаты точки в начале и конце движения, проекции перемещения на оси координат, модуль перемещения.
Синквейн: - это стихотворения, представляющие собой синтез информации в лаконичной форме; - это способ творческой рефлекции.
Тема: «Плотность вещества» 7 кл. 1. Плотность 2. Большая, маленькая 3. Определяется, вычисляется, сравнивается 4. Плотность различных веществ разная 5. Величина
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Тема: « Силы в природе» 10 кл. Силы в природе F = m g гравитац ионные Сила тяготения Сила тяжести F= G m1m2 r 2 Электром агнитные Ядерны е Вес тела Сила упругости Сила трения Трения покоя Трения скольжени я Трения качения виды Fтр = MN Fупр = k ׀ х ׀ а = 0, то Р =mg Если аg, то Р = (а-g) аg, то Р= (а+g) а=g, то Р=0
Индивидуализация при решении задач в 9 кл.
Блок задач по «Кинематике». Машина ехала по прямой все время со скоростью 36 км/ч 4 часа. Какое расстояние она проехала? Считать, что начальная координата машины 0. Какова конечная координата?. 1. Машина ехала по прямой все время со скоростью 36 км/ч 4 часа. Какое расстояние она проехала? Считать, что начальная координата машины 0. Какова конечная координата?. 2. Найдите высоту отвесного берега реки, если упавший с него камень достигает поверхности земли через 3 с. С какой скоростью камень упал на землю? 3. Расстояние от Алма –Аты в Казахстане до Кустаная примерно 1500 км. Самолет летел из Кустаная до Москвы 3 ч с постоянной скоростью 735 км/ч. Приняв с небольшой погрешностью, что названные города находятся на одной прямой, и начало системы отсчета г. Алма-Ата, запишите уравнение движение самолета. Каковы его путь и перемещение? Какое расстояние от Алма-Аты до Москвы? Можно ли считать перемещением самолета расстояние от Алма-Аты до Москвы? Ответ обоснуйте. 4. Движение тела описывает уравнение х = 5 + 8t + 4t 2. Определите х0,Vх,а. Запишите выражение для нахождения скорости. Постройте график зависимости скорости от времени. 5.С отвесного обрыва упал камень. Стоящий рядом человек услышал звук его падения через 6 с. Найдите глубину обрыва и напишите уравнение движения (считать g = 10 м/с 2, V зв =340 м/с) 6. С какой высоты упало тело, если в последнюю секунду оно пролетело путь, равный 75 м?
1. Трактор, сила тяги которого на крюке 15кН, сообщает прицепу ускорение 0,5 м/с 2. Какое ускорение сообщит тому же прицепу трактор, развивающий тягловое усилие 60 кН? 2. Сила 60Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с 2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с 2 ? 3. Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобрело ускорение 2 м/с 2. Какое ускорение приобретает тело массой 10 кг под действием такой же силы? а 0,4м/с 2 5м/с 2 m 8 кг 1 т F 2 Н 6 кН Тема: «Второй закон Ньютона»
Пооперационный анализ решения задач на нахождение работы силы, действующей в направлении движения тела. Название операции Выполнение операции балл 1 Запись условия Дано: m = 500 кг S= 12 м______ А -? 1 2 Запись формулы для нахождения работы и пояснения, что обозначает каждый символ А = F х S А – работа, совершенная краном F – действующая сила S – перемещение плиты 1 3 Выявление всех сил На плиту действуют: Сила тяжести- направлена вертикально вниз, Сила тяги- направлена вертикально вверх 1 4 Нахождение равнодействующей сил Плита движется равномерно, значит равнодействующая сила равна Вывод формулы для нахождения силы тяги Так как равнодействующая 0, следовательно, сила тяги равна силе тяжести F(тяги) =mg 1 6 Запись расчетной формулы А = F х S А = mgs 1
Индивидуализация обучения математике в 6 классе
Тема: «Подобные слагаемые» (на этапе закрепления) 1. Найдите значение выражения, используя распределительные свойства умножения: а) = = 13 (17 +23) = = 13 (17 +23) = б) 4,1 24 – 4,1 14 = 1. Расскройте скобки, используя распределительные свойства умножения: а) 6 (a – b) = б) ( - х + у + 8) ( -4) = 2. Подчеркните подобные слагаемые по следующему образцу: а) 4а – b –а + 16b б) 5 х – у – 2у + х + 6у
Тема: «Решение уравнений » 1. Решить уравнение: 1. Решите уравнение 15х - 38 = 12х + 1, используя приведенное описание хода решения. решение описание хода решения Собираем слагаемые с х в одной части уравнения, а остальные – в другой Приводим подобные слагаемые Делим обе части уравнения на коэффициент при х
1. Луч АВ делит угол КАР на два угла так, что угол КАВ тупой. Сделайте чертеж. Может ли угол ВАР быть тупым или прямым? Решение: Так как луч АВ делит угол КАР на два угла, то угол КАР = угол КАВ + _______. Предположим, что угол ВАР тупой или прямой. Тогда угол КАР ___180, что невозможно. Значит, угол ВАР ___ Ответ. _________ 1. Измерьте с помощью транспортира данные углы ВАК, ВАМ, КАМ и САМ. Ответ. Угол ВАК = _______, _________, __________, _____________. Индивидуализация обучения геометрии в 7 кл. Тема: «Измерение углов» (с использованием заданий из рабочей тетради)
Индивидуализация домашних заданий: 1. По физике: 1.1.домашние задания обязательного уровня (чтение параграфов, выполнение из упражнений 1-2 заданий) 1.2. домашние задания по выбору (опыт, сообщение, кроссворд с указанием соответствующего ключевого слова) 1.3.творческое задание по теме (для желающих с интервалом выполнения 1-4 недель соответственно) а) экспериментальные а) экспериментальные б) презентации б) презентации 2. По математике: 2.1. домашние задания обязательного уровня (чтение параграфов или пунктов учебника, выполнение 2-3 заданий по образцу) 2.2. домашние задания необязательного уровня (комбинированные задания) 2.3. решение нестандартной задачи