ИНДУИЗМ Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индуизм Национальная религия Индуизм - самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии Народы и религии мира (М.,1998), всего в мире.
Advertisements

Определение Индуи́зм религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите сана́тана-дха́рма. У индуизма не было.
Брахманизм
Презентация: Религии Индии. Религии Индии. Ведийская религия ( тыс. до н. э.) Брахманизм Индуизм ( I тыс. до н. э.) (VI-V вв. до н. э.) Джайнизм (VI в.
Религии мира. Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверх ъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,
Древнеиндийская философия. Буддизм
Варны и касты в Древней Индии. Варны и касты Исторически индийское общество разделено на социальные слои – варны (их четыре) и касты (подслои), которых.
Варна ( санскр., varna, « качество, цвет, категория ») - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Индо-буддийский тип культуры. Мировоззренческие основы индо- буддийской духовной традиции Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась.
Древняя Индия Варны Подготовила Зеркалеева Ксения 10 Б класс.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Религиозная культура Древней Индии. Индуизм.. План: 1. Индуизм. Общая характеристика. Основные понятия. 2. Пантеон богов. 3. Храмовые ритуалы в индуизме.
Варны и касты в Древней Индии
Религии Индии. Религии Индии. Ведийская религия ( тыс. до н. э.) Брахманизм Индуизм ( I тыс. до н. э.) (VI-V вв. до н. э.) Джайнизм (VI в. до н. э.) Сикхизм.
Религия – это вера во что-то более великое, чем отдельный человек. Это может быть вера в одного Бога, или в нескольких богов. Для некоторых людей религия.
КАСТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Жрецы, войны, земледельцы, касты, слуги, бог Брахма.
Религии Индии. Презентация создана ученицей 11 класса Шиковской СОШ Андреевой Алёной. Андреевой Алёной.
Древняя Индия КАСТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ПЛАН УРОКА 1.Легенда о происхождении каст. 2.Брахманы и их роль в индийском обществе. 3.Кштарии. 4.Вайшье. 5.Шудры.
1. Понятие религии 2. Монотеизм и политеизм 3. Классификация религии 4. География религий Центр образования 109 Ульянова Т.В.
Транксрипт:

ИНДУИЗМ Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм - самая большая национальная религия в мире. В мире живут более 800 миллионов сторонников этой религии, что составляет более 15% всего населения земного шара. Индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80% населения) и в Непале (индуистов около 80% населения). Индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри- Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.); в странах Африки в ЮАР (700 тыс.), Америки - в США (575 тыс.), Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей).

§Кастовый строй (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). §Члены 3 высших каст – «дваждырожденные» (обряд посвящения в касту – «инициация»). §Учение о 4 ашрамах (периодах жизни): брахмачарин (ученик), грихастха (домохозяин), ванапрастха (отшельник), саньяси (странник – в желтом одеянии). §Учение о 4 целях человека – мокша (освобождение), кама (удовольствие), артха (польза), дхарма (долг). §Древние священные тексты – «Веды». Некоторые из них относились к шрути – устно передаваемым. §Более известны более поздние комментарии к «Ведам» – упанишады (от упа-ни-сад – сидеть у ног учителя) – VIII- VII вв. до н.э. классические упанишады. §Политеизм >> генотеизм (Бог, которому поклоняются в данный момент, как бы воплощает в себе всех остальных богов, вбирает в себя их функции, затмевает их). §Идея всеобщего единства, лежащего в основаниях мира – Брахман = Атман. §Иллюзорность множественности – Майя. §Неподлинность обычного мира, уход от него – сон без сновидений (сушупти) и состояние Турии (неизреченное). ИНДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ВАРНЫ (КАСТЫ) - ЗАМКНУТЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Брахманы (жрецы) - белый цвет - созданы из уст Пуруши Кшатрии (правители, воины) - красный - из рук Пуруши Вайшьи (торговцы, крестьяне, ремесленники) - жёлтый - из бёдер Пуруши Шудры (слуги и рабы) - чёрный - из ступней Пуруши Вне кастового деления находились аскеты-отшельники. Всего каст более Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варны» (санскр. «цвет»): Главные характеристики индийской касты: эндогамия (заключение браков исключительно между членами касты); наследственное членство (сопровождаемое практической невозможностью перейти в другую касту); запрещение разделять трапезу с представителями других каст, а также иметь с ними физический контакт; признание твердо закрепленного места каждой касты в иерархической структуре общества в целом; ограничения на избрание профессии; автономия каст в регулировании внутрикастовых социальных отношений. Пуруша ( «человек, мужчина, дух») - согласно индийской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНДУИЗМА Индуизм возник в Индии в период между I и V вв. н.э. Так как индуизм объединяет в себе различные верования и традиции, у него нет единого основателя. В своем историческом развитии основная религия Индии прошла три стадии, каждая из которых имеет свое особое наименование, однако историческая преемственность между этими стадиями, безусловно, прослеживается. 1. Стадия. Верования, принесенные арийскими племенами в середине II тысячелетия до н.э. при их вторжении в Южную Азию. Эти верования называют ведическими, поскольку вероучение ариев было изложено в канонических текстах, именовавшихся Ведами. Ведическая религия носила политеистический характер, важной чертой ее был культ предков. Широко практиковались жертвоприношения богам. 2. Стадия – брахманизм. Результат трансформации в начале I тысячелетия до н.э. ведических верований, адаптированных к новым социальным условиям и вобравших в себя многие элементы прежних, доарийских религиозных представлений. Брахманизм не представлял собой единой религиозной системы. В качестве главного божества выдвинулся Брахма, важную роль играли боги Вишну и Шива. Появились нехарактерные для ведической религии положения о посмертном воздаянии за совершенные в жизни поступки и о перевоплощении душ умерших, а также освящение религиозным ореолом сложившегося в Индии кастового строя. 3. Стадия. Дальнейшая в IV - VI вв. трансформация брахманизма. Сложившийся «реформированный» брахманизм называют индуизмом. Не порвав с кастовой системой, индуизм несколько приблизил культ к народу. В индуистском культе обряды во многих случаях стали совершаться публично. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма

ФИЛОСОФИЯ ИНДУИЗМА АСТИКА признающие авторитет Вед и деление общества на касты НАСТИКА не признающие авторитет Вед и деление общества на касты Пурва - Миманса Веданта Ньяя Вайшешика Санкхья Йога Чарвака - локаята Философия индуизма развивалась на индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведического периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведической религии. Основные этапы развития: шраманский период сер. I тыс. до н.э. - эпоха первых кружков и конфронтации первых «диссентеров» и традиционалистов; начальное и параллельное становления в рамках классического буддизма: сер. I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э.; кодификация базовых текстов будущих философских школ брахманизма; ранняя схоластика трех указанных «философских конфессий» - формирование классических систем - даршан в основных нормативных комментариях и трактатах: V-IX вв.; зрелая схоластика, образование новых школ: X-XVI вв. эпигонская схоластика, создание синкретических систем: с XVII в. по н.в.

МОРАЛЬ ИНДУИЗМА 1. Этика придает большое значение таким добродетелям, как гостеприимство, милосердие, честность, но, безусловно, столь же высоко оценивает набожность и разнообразную религиозную деятельность, которая из этого вытекает: соблюдение правил культа, паломничества, обязательства содержать брахманов и священных коров. 3. Соблюдение табу в общении с неприкасаемыми или в употреблении запрещенных блюд (не только мяса, но и любой пищи, до которой дотрагивались лица низшей касты) стоит в одном ряду с обычными правилами приличия и самоконтроля, тем не менее во все времена наиболее просвещенные учителя признавали, что добрые внутренние намерения более похвальны, чем внешняя практика. 4. Проповедуется жалость, прощение и дружеское участие; но, за исключением раздачи милостыни, активное милосердие проявляется в меньшей степени, чем в других этических системах, хотя в перечне добродетелей зачастую встречается «стремление обеспечить благосостояние всех живых существ». 2. Основана на необходимости деления общества на иерархические группы, отличающиеся друг от друга статусом и функциями. Отношения человека со всеми, кто ниже его социально, естественно, очень отличаются от тех, которые он поддерживает с теми, кто выше его. Нормы поведения зависят от касты, к которой принадлежит верующий. Три цели существования: дхарма («закон»), артха («целесообразность») и кама («удовольствие») - лежат в основе индусских текстов, посвященных этике или морали, так же как признание того факта, что моральные обязанности и правила человека зависят от его возраста и социального положения

«СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ» ИНДУИСТОВ По происхождению книги делятся на две группы. Первая называется шрути, («услышанное») – авторы боги; вторая - смрити («запоминаемое») – авторы люди 1. Веды («Знание») - 4 книги- тома-шрути. Основным содержанием являются тексты религиозных песен, заклинаний и описания религиозных обрядов. Создавались в конце II-го - в начале I-го тысячелетия до н.э. 2. Брахманы («отражение воли Брахмы») - несколько десятков книг-томов-шрути. Это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Созданы приблизительно в VIII-VI вв. до н.э. 3. Араньяки («Лесные книги») - несколько десятков книг-томов- шрути. Это правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности. Написаны после Вед, но точная хронология не установлена. 4. Упанишады («Тайное учение») – около 200 книг–шрути. Это религиозно-философские комментарии к Ведам. Составлялись в период cVII в. до н.э. до XV в.н.э. 5. Пураны («Древние предания») - несколько десятков книг-смрити. Это рассказы о богах. Письменное оформление началось во II-I вв. до н.э. и закончилось в XI-XII вв.н.э. 6. «Махабхарата» («Великие бхараты») - поэма из около 100 тысяч двустиший. Истоки восходят к началу I тысячелетия до н.э. Сюжет - рассказ о борьбе двух царских династий за владение царством в районе современного города Дели. В основном сложилась между V в. до н.э. и I в. до н.э. Частью поэмы является вставная поэма, «Бхагавадгита» («Песня бога») - шрути, а вся остальная часть Махабхараты - смрити. 7. «Рамаяна» («Сказание о Раме») - поэма из 24-х тысяч двустиший. Сюжет - повествование о том, как воин и царевич Рама боролся за освобождение своей жены Ситы, похищенной у него демоном по имени Равана. Основная часть сложилась в период между III в. до н.э. и. I в. н.э. Рамаяна - это своеобразная «Библия для индусов».

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ИНДУИЗМА Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет собой не случайное, хаотичное сочетание вещей и явлений, а универсальный космический порядок – Рта Дхарма - морально- нравственный долг, этические обязательства. Самсара - круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов. Карма - вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями. О священных книгах О сверхъестественных существах (Боги, Демоны) О душе О загробной жизни. ВишнуШиваБрахма ЛакшмиПарватиСарасвати БрахманГанешаКама ОСНОВНЫЕ БОГИ

ОСНОВНЫЕ БОГИ ИНДУИЗМА Вишну ( «Вездесущий») - верховный бог в вишнуизме. Охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами. Помощник людям в решении их жизненных проблем. Шива («Милостивый») - верховный бог в шиваизме. Бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Брахма - творец мира, помощник верховного бога. Лакшми («Богатство», «Счастье», «Красота») - жена Вишну, богиня богатства, счастья и красоты. Парвати («Горная» - жена Шивы, богиня мести и справедливости Сарасвати («Изящная») - жена Брахмы, богиня мудрости и красноречия, покровительн ица всех, кто учится. Ганеша («Начальник свиты») - сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринима тельства. Кама («Любовь») - сын Вишну и Лакшми, бог любви.

Индуистский храм или мандир - место поклонения для последователей индуизма, обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. В Индии и многих других странах управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем. Во многих деревнях Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье. ИНДУСТСКИЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ Индуистский храм, как правило, представляет собой отдельное здание или часть какого-то здания. Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти (статуя или изображение определённой формы Бога, девы или святого), которому или которым и посвящён храм Некоторые индуисты выбирают монашеский образ жизни «санньясу» с целью сосредоточится на достижении освобождения или другой формы духовного совершенства. Монахи ведут простой и аскетичный образ жизни, дают обет безбрачия и, прекращая всякую материальную деятельность, полностью сосредотачиваются на духовных практиках, целью которых является осознание Бога.

ПРАЗДНИКИ ИНДУИЗМА Холи Ежегодный популярный индуистский фестиваль весны. Длится два дня в конце февраля – начале марта. В индусском календаре Холи, как правило, выпадает на полнолуние. Из-за своей красочности также известен как Фестиваль Красок. Кумбхамелла П раздник в честь древних богов и амриты, напитка бессмертия, добытого ими. Сын бога Индры, несший сосуд с амритой Кумбху, несколько раз опускал его на землю, когда, спасаясь от демонов, приземлялся для отдыха. Места приземления сына бога Индры считаются священными. Он проводится раз в четыре года поочерёдно в четырёх городах: Аллахабале, Харилваре, Нашике, Удджайне Ратха-ятра Один из главных праздников в индуизме, связанный с одной из форм Кришны - божеством Джаганнатха. Центральным элементом фестиваля является шествие колесниц с мурти Джаганнатхи, Баладевы и Субхарды. Основной фестиваль проводится ежегодно в июне или июле месяце в городе Пури штата Орисса. Большая часть населения Пури тем или иным образом задействована в поклонении мурти Джаганнатхи в древнем храме, который является одним из самых важных мест паломничества в Индии. Индуистские религиозные практики в основном направлены на осознание Бога, а иногда также и на получение благословений от девов (полубогов) Даты праздников, как правило, определяются индуистским календарём. Праздники обычно проводятся в честь различных аватар Бога, и событий, связанных с ними. Многие индуистские фестивали соотносятся со сменой времён года.

ТЕЧЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными являются две: вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизма совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву. ВИШНУИЗМ (ВАЙШНАВИЗМ) Отличительной особенностью является поклонение Вишну и его аватарам, в основном Кришне и Раме, как Верховному Богу. Монотеистическая в своей философии эта традиция также включает в себя элементы, которые могут быть описаны как пантеистические. Верования и практики в основном базируются на пуранических текстах, таких как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Шримад- Бхагаватм» и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед. Последователей вишнуизма обычно называют вайшнавы или вишнуиты. Вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство проживают в Индии. ШИВАИЗМ Система ритуально-мифических воззрений и культов, посвященных Шиве и противопоставляющая себя вишнуизму. Имеет собственные священные тексты. Отличительный внешний признак шиваитов - горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело. Здесь прочно сохраняются пережитки древнейших культов плодородия; религиозные представления о шакти - творческом начале всего живого в природе. Особенностью пантеона богов является его семейный характер. Жена Шивы Парвати - олицетворение женского творческого начала; сыновья Шивы: Ганеша - покровитель мудрости, податель доброго начала всякого дела, Сканда - бог войны и др. Имеет множество сект (лингаяты, шакта, смарты и др.) и распространён по всей Индии.