Система оценивания : формы и технологии Семинар. Повестка : Современные подходы к системе оценивания Портфель достижений, как форма накопительной оценки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Advertisements

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, (выдержки)
Система оценки планируемых результатов основного общего образования.
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева.
«Система оценки планируемых результатов основного общего образования» Копотева Г.Л.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Педагогический совет: «Особенности ФГОС основного общего образования. Внедрение, предполагаемые затруднения»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 4.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
Система оценки достижения планируемых результатов обучения в условиях реализации ФГОС.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Морокова Наталья Владимировна Ст.
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
Транксрипт:

Система оценивания : формы и технологии Семинар

Повестка : Современные подходы к системе оценивания Портфель достижений, как форма накопительной оценки Методы и приемы оценки предметных и метапредметных результатов Технология оценивания ОС « Школа 2100»: общие подходы

Современные подходы к системе оценивания

« Знаниевая » парадигма образования Изучение основ наук Системно - деятельностный подход в образовании Развитие УУД на материале основ наук Оценка освоения обязательного минимума содержания образования Оценка степени овладения учебными действиями с изучаемым учебным материалом

» Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования » Пояснительная записка к ФГОС

Основные функции : ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом - обеспечение обратной связи, - обеспечение положительной мотивации учения, стимулирование обучения учащихся

Оценка состояния и тенденций и развития системы образования разного уровня Оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров ( аккредитация и аттестация ) Оценка образовательных достижений обучающихся ( с целью итоговой оценки ) Основные цели оценочной деятельности

Объект оценивания В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Оценка достижения планируемых результатов Итоговая оценка Динамика образовательных достижений Внутришкольный мониторинг Портфель достижений Инструменты Показатели оценки образовательных достижений

Кто оценивает ? Ученик – самооценка Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание

Оценивание учебных успехов Традиции оценивания ЧТО : Знания – отметкой ( знак в некой системе ) КТО : Учитель 11 ТО учебных успехов ЧТО: Решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и учитель в диалоге Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности

Оценивание – метапредметный результат : Регулятивные УУДЛичностные УУД Навыки рефлексии Самоанализ Самоконтроль Самооценка Взаимоценка Эффективные средства управления своей учебной деятельностью Самосознание Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию Готовность к самостоятельным действиям и поступкам, принятию ответственности за их результаты

Подходы : Уровневый : оценка индивидуальных образовательных достижений ведется « методом сложения », при котором фиксируются достижение опорного уровня и его превышение. Выстраивание индивидуальной траектории движения с учетом зоны ближайшего развития Комплексный : оценка предметных, метапредметных и личностных результатов

Внешняя оценка – осуществляемая внешними по отношению к школе службами Внутренняя оценка – оценка, осуществляемая самой школой ( учеником, педагогами, администрацией ) Внутренняя и внешняя оценка выстраиваются на одной и той же содержательной и критериальной основе, причем задает общее понимание внешняя оценка

Виды оценивания : стартовая диагностика входные проверочные работы текущее оценивание процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе наблюдений за деятельностью учащихся, оценка урочной и внеурочной деятельности, выполнения проверочных, контрольных, диагностических работ на протяжении всего периода обучения итоговое оценивание внутришкольный мониторинг по предметам и комплексные работы на межпредметной основе итоговые работы по предмету подготовка и защита индивидуального проекта ГИА

Внешняя оценка: государственные службы Итоговая оценка учащихся строится на основе : а ) результатов внутришкольного мониторинга по предметам и комплексных работ на межпредметной основе, б ) оценок за итоговые работы по предмету, в ) оценки за подготовку и защиту индивидуального проекта, г ) оценок за работу, выносимую на Государственную итоговую аттестацию ГИА Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ Аттестация кадров Мониторинг системы образования Итоговая оценка Аккредитация ОУ

17 Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Система оценки достижения планируемых результатов Объект итоговой оценки освоения основной образовательной программы ООО Оценка осуществляется в ходе Мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков « Выпускник научится » всех изучаемых программ.

Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку итоговую оценку итоговую оценку Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку итоговую оценку итоговую оценку опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность перспективные: зона ближайшего развития Задания повышенного уровня Задания базового уровня

Формы оценивания : Стандартизированные работы ( устные, письменные ); Нестадартизированные работы : проекты, практические работы, портфолио, самоанализ, самооценка и др.

Оценка метапредметных результатов

Содержание оценки Содержание оценки Объект оценки Объект оценки Процедуры оценки Процедуры оценки совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т. е. умение учиться. сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий а ) внутренняя накопленная оценка а ) внутренняя накопленная оценка б ) итоговая оценка б ) итоговая оценка Оценка метапредметных результатов

Объект оценки : способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции ; способность к сотрудничеству и коммуникации ; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику ; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития ; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Достижение метапредметных результатов 1. может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий 2. может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно - практических задач средствами учебных предметов 3. может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе 4. Как результат выполнения индивидуального проекта. Выносится на итоговую оценку Типовые задачи Типовые задачи Учебно - познавательные и учебно - практические задачи Нестандартизованные виды оценивания Защита проекта

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации. Нестандартизованные - наблюдение

Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы : стартовой диагностики ; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов ; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно - познавательных и учебно - практических задач, основанных на работе с текстом ; текущего выполнения выборочных учебно - практических и учебно - познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции ; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику ; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития ; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии ; защиты итогового индивидуального проекта.

Оценка предметных результатов

система основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов система формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания Предметные результаты система предметных действий система предметных знаний

Сравните, определите СПЗ и СПД оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов ; читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ ; осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии. Геометрия Технология

Содержание оценки Содержание оценки Объект оценки Объект оценки Процедуры оценки Процедуры оценки система предметных знаний и система предметных действий способность к решению учебно - познавательных и учебно - практических задач, основанных на изучаемом учебном материале с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метаредметных действий способность к решению учебно - познавательных и учебно - практических задач, основанных на изучаемом учебном материале с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метаредметных действий а ) внутренняя накопленная оценка а ) внутренняя накопленная оценка б ) итоговая оценка ( внутренняя или внешняя ) б ) итоговая оценка ( внутренняя или внешняя ) Оценка предметных результатов

31 Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте ( или избирательности ) интересов. высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка « отлично » ( отметка «5») повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка « хорошо » ( отметка «4») Базовый уровень достижений уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона ( круга ) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. оценка « удовлетворительно » ( отметка «3», отметка « зачтено ») Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. пониженный уровень достижений, оценка « неудовлетворительно » ( отметка «2») Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. низкий уровень достижений, оценка « плохо » ( отметка «1») Уровни оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов внутренняя накопленная оценка внутренняя накопленная оценка Выполнение учебных исследований и проектов Решение типовых задач Текущее выполнение учебно - познавательных и учебно - практических задач т. д. Внутренние комплексные работы на межпредметной основе внутришкольный мониторинг по предметам итоговые работы по предмету итоговые работы по предмету ГИА итоговая оценка ( внутренняя или внешняя ) итоговая оценка ( внутренняя или внешняя )

задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Это стандартные учебно - познавательные или учебно - практические задания, в которых очевиден способ учебных действий.

задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебно - познавательные или учебно - практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен : - выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета ; - сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт.

Классы учебно - познавательных и учебно - практических задач, предъявляемых при оценке достижений 1) учебно - познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний 2) учебно - познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако - символических средств и / или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки и т. д. 3) учебно - практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем / проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости 4) учебно - практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества 5) учебно - практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста / высказывания с заданными параметрами 6) учебно - практические и учебно - познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции 7) учебно - практические и учебно - познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии 8) учебно - практические и учебно - познавательные задачи, направленные на формирование ценностно - смысловых установок 9) учебно - практические и учебно - познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ - компетентности обучающихся

Планируемый результат : умение находить орфограммы в словах Задание базового уровня Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Слова : водичка, цветы, поле, золото, крик, лесной, страна, большой. Образец правильного ответа : водичка, цветы, поле, золото, крик, лесной, страна, большой. Критерий достижения планируемого результата : подчеркнуто не менее четырех нужных букв, при этом в словах « поле » и « крик » буквы не подчеркнуты. Задание повышенного уровня Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова. Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья. Образец правильного ответа : Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья. Критерий достижения планируемого результата : подчеркнуты не менее шести букв, ошибочных подчеркиваний нет.

Планируемый результат : Задание базового уровня Образец правильного ответа : Критерий достижения планируемого результата :

критерии достижения – планируемые результаты ; критерии достижения – планируемые результаты ; комплексный подход : оценка предметных, метапредметных, личностных результатов ; комплексный подход : оценка предметных, метапредметных, личностных результатов ; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов ; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов ; оценка способности решать учебно - практические задачи ; оценка способности решать учебно - практические задачи ; использование использование стандартизированных работ ( устных, письменных ); стандартизированных работ ( устных, письменных ); нестандартизированных работ : проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ : проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. накопительная система оценки индивидуальных достижений ; накопительная система оценки индивидуальных достижений ; сочетание внешней и внутренней оценки ; сочетание внешней и внутренней оценки ; сочетание персонифицированных и неперсонифицирован - ных процедур сочетание персонифицированных и неперсонифицирован - ных процедур Система оценки : основные особенности

Технологии, формы, методы и приемы оценивания

Наблюдение - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого - либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдений используются специальные формы – листы наблюдений : именные, аспектные

Лист наблюдений « Наблюдение за участием в групповой работе » ученикиЧисло ответов ( размышлений ) ученика в ходе дискуссии («+/-» - логичные / нет ) Число вопросов ученика в ходе дискуссии («++++») Стиль поведения в обсуждении ( вежливость, грубость, внимание / невним ание к чужому мнению ) Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов ( реакция на критику чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т. п.) Петя М Лена С.

Проектирование Учебный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и / или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность ( учебно - познавательную, конструкторскую, социальную, художественно - творческую, иную )

Результатом ( продуктом ) проектной деятельности могут быть : а ) письменная работа ( эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б ) художественная творческая работа ( в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств ), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в ) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие ; г ) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Пример Пример

Критерии оценки проектной работы 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и / или обоснование и реализацию / апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой / темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Прием « Линейка » « Линейка » - отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни. Предварительная работа - выбор критерия, по которому оценивается данная работа Оценки совпали : Оценки не совпали :

Знаки «+», «-» и «?» Ориентирована на формирование прогностической оценки «+» - все знаю «-» - не знаю «?» - сомневаюсь

« Лесенка » Не понял Требуется небольшая помощь или коррекция Хорошо усвоил материал, может выполнить работу самостоятельно Самооценка Оценка учителя

« Листок достижений » Цель : отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов Учитывается программа и требования к минимуму содержания образования Заполняется после проведения контрольных и самострельных работ Листы рассчитаны на год, четверть Уровень обученности обозначается цветом : Знания и умения сформированы Знания и умения сформированы не полностью, имеются ошибки Знания и умения сформированы слабо Знания и умения сформированы не сформированы

Листок достижений Русский язык ( автор программы - Т. Г. Рамзаева ) Ученица :_______________ Школа :_______ Класс 1 Учитель :_______________ Дата Мои достижения ЗНАЮ 1-гигиенические правила письма. 2- все буквы русского алфавита, правильно называю их; 3-основное отличие звука от буквы; 4- что такое речь; 5- из чего состоит речь; 6- какая бывает речь; 7- что такое предложение; 8- из чего состоит предложение; УМЕЮ 9- вычленять звуки из слова, правильно их произносить; 10- различать гласные и согласные звуки; 11- правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова; 12- правильно называть формы букв и соединения между ними; 13- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова; 14- обозначать на письме мягкость согласных и звуков гласными буквами е, е, и, ю, я и мягким знаком; 15- выделять в слове ударный слог; 16- делить слово на слоги;

« Сосоед по парте » Взаимооценка в паре 1 способ оценивания : оценка соседа с обоснованием 2 способ оценивания : самооценка, оценка в паре Оценки совпали : Оценки не совпали :

Примеры заданий для итоговой оценки : учет специфики предмета Примеры заданий для итоговой оценки : учет специфики предмета устные и письменные; для проектной деятельности;проектной деятельности для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки для индивидуального, парного или коллективного выполнения;парногоколлективного комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы. Используются задания

Несколько рекомендаций … Связываете оценивание прежде всего с учением, затем с поддерживающими учащихся усилиями, и только в последнюю очередь с выставлением отметок. Оценивайте как в процессе учебы, так и в его конце. Никогда не оценивайте учащихся без комментариев относительно того, как они могут улучшить свой результат. Учитесь на ошибках учащихся. Используйте разнообразные методы оценивания Старайтесь привлекать учащихся к участию в процессе оценивания за счет : обсуждения функций методов оценивания и их соответствия целям курсов ; использования самооценивания и взаимооценивания учащихся ; предложения учащимся разделить ответственность при выборе методов оценивания. Часто и ясно фиксируйте, что простое запоминание и воспроизведение знаний не будет поощряться. Делайте все, что от Вас зависит, чтобы снизить тревожность, которую инициирует оценивание. Никогда не предлагайте задание или экзаменационный вопрос пока Вы не подготовите ответ сами Подготовьте модели ответов и используйте их, чтобы демонстрировать учащимся, что Вы ожидаете получить от них Будьте осторожны в объективности и точности при оценивании способностей учащихся