ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО учителей информатики ЭМР Саратовской области ПО теме: РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО учителей информатики ЭМР Саратовской области по теме: РАЗБОР ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВОШ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 2013/2014 УЧЕБНОМ.
Advertisements

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695.
Организационно-методические вопросы олимпиадной подготовки одаренных школьников в рамках Всероссийской олимпиады школьников по информатике Председатель.
Организационно-методическое обеспечение школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников в учебном году Машуков А.В., помощник.
Организация и проведение школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2010/2011 учебном году Машуков А.В., помощник.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «Порядок проведения олимпиад школьников» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 285 от г.(с изменениями.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2013/2014 уч.г..
1 Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников утвержден Приказом Минобрнауки от г
Заседание руководителей городских методических объединений руководителей учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений.
Кельдюшова Т.Ф.. Организаторами олимпиады являются: школьного и муниципального этапов – орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере.
Состав участников Всероссийской олимпиады школьников по праву Участниками школьного этапа Олимпиады по праву могут быть на добровольной основе все учащиеся.
Требования к проведению школьного этапа предметных олимпиад школьников в учебном году И.Н.Терешкова, руководитель отдела общего образования ЦПКИМР.
Разделы информатики, используемые в олимпиадных задачах комбинаторика ; сортировка и поиск ; обработка последовательностей ; алгоритмы на графах ; элементы.
ИТОГИ ВСЕРОССЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 2014/15 гг. БОУ ДПО «ИРООО», УМЦ по работе с одаренными детьми.
Выдря Н.М., главный специалист отдела начального, основного, среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области Организация.
Астрономические олимпиады, подготовка школьников и работа жюри Татарников Андрей Михайлович член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской.
Организационные особенности проведения муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в учебном году.
Презентация к уроку по истории (5 класс) на тему: Схема организации школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников гг.
«Особенности проведения школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в учебном году»
Транксрипт:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО учителей информатики ЭМР Саратовской области ПО теме: РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2013/2014 учебном году учитель информатики МБОУ «СОШ 32» ЭМР Саратовской области: Токмакова Л.В.

Всероссийская олимпиада школьников по информатике сегодня 1-й этап – школьный 2-й этап – муниципальный 3-й этап – региональный 4-й этап - заключительный

При организации и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике (далее – Олимпиада) необходимо руководствоваться Положением о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказами Минобрнауки России от 2 декабря 2009 года 695 и от 07 февраля 2011 г. 168, а также соответствующими документами, определяющими порядок проведения школьного этапа со стороны органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (далее – организатор муниципального этапа Олимпиады) и муниципальной предметно-методической комиссии по информатике. Особенности организации и проведения школьного этапа

Организаторы школьного этапа Организатором школьного этапа Олимпиады являются образовательные организации (далее - организатор школьного этапа Олимпиады). Для проведения школьного этапа Олимпиады его организатором создаются оргкомитет и жюри.

Квоты победителей и призеров Школьный этап – устанавливают организаторы муниципального этапа

Особенность школьного этапа ВсОШ по информатике массовость – все школьники страны 5 – 11 классов имеют право участвовать на добровольной основе в этом этапе; открытость – любой школьник без оценки учителя или наставника имеет возможность попробовать свои силы в состязании со сверстниками, удовлетворить свой мотив и заинтересованность информатикой; результативность – каждый участник имеет возможность открыто узнать свой рейтинг по результатам проведения этого этапа; организационная простота участия – достаточно школьнику только выразить желание и придти в нужное время в место проведения соревнования, не расходуя средства на дорогу, проживание и питание в другом месте.

Формы организации школьного этапа ВсОШ по информатике Совместное проведение школьного этапа несколькими школами Проведение школьного этапа в специально организованном для этих целей муниципальном центре Проведение школьного этапа в форме интернет- олимпиады

по олимпиадным заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии по информатике. В состав комплекта материалов, передаваемых муниципальной предметно-методической комиссией в оргкомитет школьного этапа входят: Школьный этап Олимпиады проводится

тексты олимпиадных задач; методика проверки решений задач, включая при необходимости комплекты тестов в электронном виде; описание системы оценивания решений задач; методические рекомендации по разбору предложенных олимпиадных задач. Школьный этап Олимпиады проводится

осуществляет проверку и оценку решений олимпиадных заданий, определяет с учетом установленных квот победителей и призеров школьного этапа, проводит с участниками разбор олимпиадных заданий и анализ полученных решений участников, рассматривает совместно с оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции, а также предоставляет в оргкомитет муниципального этапа Олимпиады аналитические отчеты о результатах проведения этого этапа. Жюри школьного этапа Олимпиады

Развитие олимпиадных задач по информатике Изменялся характер задач (были задачи для теоретического, 3-4 задачи, и компьютерного, 2 задачи, туров) Изменялась направленность задач (были задачи для компьютерных туров, но на 1-ом туре, 1-2 задачи, проверялась алгоритмическая подготовка, а на 2-м туре, 1 задача, – техника программирования) Изменялось количество задач на туре Изменялась форма решения задачи (решение в виде программы, интерактивной программы, набора выходных файлов)

Особенности олимпиадных задач по информатике Обязательное использование компьютера при решении задачи Всем участникам олимпиады, в зависимости от класса обучения, предлагается один набор задач (5-6, 7-8, 9-11 классы) Задачи носят алгоритмический характер. Решение каждой задачи требует от участников умения формализовать условие, разработать эффективный алгоритм и реализовать его на одном из допустимых языков программирования Задачи являются многоуровневыми Проверка решений участников осуществляется с использованием набора тестов

Характеристика комплектов олимпиадных задач Для школьного этапа - разные комплекты задач для 5-6, 7-8, 9-11 классов

Характеристика используемого ПО Группы языков и сред программирования Основная (используется на всех этапах олимпиады для комплектов задач 9 – 11 классов и гарантируется возможность полного решения олимпиадных задач) Дополнительная (от этапа к этапу может изменяться для комплектов задач 5 – 6, 7 – 8, классов, ответственность за использование этой группы языков и сред программирования для школьного, муниципального и регионального этапов несут организаторы соответствующего этапа, для заключительного этапа определяется ЦПМК по информатике и не гарантируется возможность полного решения олимпиадных задач

Форма проведения школьного этапа Центральная предметно-методическая комиссия по информатике рекомендует проводить школьный этап в один компьютерный тур. Длительность тура должна составлять от трех до пяти астрономических часов с учетом возрастной группы учащихся.

Форма проведения школьного этапа При проведении школьного этапа используются олимпиадные задачи, подготовленные муниципальной предметно-методической комиссией по информатике в соответствии с настоящими методическими рекомендациями. Комплекты задач для 5–6, 7–8 и 9–11 классов разные. Количество задач в каждом комплекте должно быть не менее трех и определяется муниципальной предметно-методической комиссией по информатике.

Порядок проведения школьного этапа 1.6. Порядок проведения школьного этапа

Порядок подведения итогов школьного этапа Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются по результатам решения участниками всех олимпиадных задач. Итоговый результат каждого участника формируется как сумма полученных этим участником баллов за решение каждой задачи. Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются отдельно по классам. Недопустимо вывешивание каких-либо списков с результатами всех участников для всеобщего обозрения до принятия жюри окончательного решения. Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в итоговых таблицах. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании этих таблиц жюри принимает решение о победителях и призерах школьного этапа Олимпиады по каждому классу. Участники, выступавшие на школьном этапе за более высокий класс, чем тот, в котором они обучаются, помещаются в итоговую таблицу того класса, за который они выступали.

Порядок подведения итогов школьного этапа Победители школьного этапа Олимпиады по каждому классу определяются в соответствии с п. 24 Положения о Всероссийской олимпиаде школьников. В частности, победителями школьного этапа признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов, при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Если несколько участников набрали одинаковое наибольшее количество баллов, то все они признаются победителями. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе определяются только призеры. Списки победителей и призеров школьного этапа Олимпиады на основании итогового протокола жюри утверждаются организатором школьного этапа. Победители и призеры школьного этапа награждаются соответствующими дипломами. Образцы дипломов победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждаются организатором этого этапа.

Материально-техническое обеспечение школьного этапа За организацию рабочих мест участников школьного этапа, включая оснащение компьютерной техникой и установку необходимого программного обеспечения, несет ответственность организатор этого этапа Олимпиады. Требования к организации рабочего места участников школьного этапа определяет муниципальная предметно-методическая комиссия по информатике с учетом настоящих рекомендаций и общих требований СанПиН к рабочему месту школьника (освещенности, площади, мебели, гигиеническим требованиям и т.п.).

Материально-техническое обеспечение школьного этапа При формировании состава программного обеспечения для школьного этапа муниципальная предметно-методическая комиссия по информатике должна учитывать рекомендации центральной предметно-методической комиссии, а также то программное обеспечение, которое будет использоваться организаторами муниципального и регионального этапов олимпиады. О составе языков и сред программирования для школьного этапа олимпиады все участники этого этапа должны быть оповещены заранее. Не допустимо, когда эту информацию участники Олимпиады узнают непосредственно перед туром.

Материально-техническое обеспечение школьного этапа Центральная предметно-методическая комиссия рекомендует формировать состав языков и сред программирования, состоящий из двух групп: основной (обязательной для предоставления участникам Олимпиады) и дополнительной.

Материально-техническое обеспечение школьного этапа В основную группу муниципальная предметно-методическая комиссия должна включить все языки и среды программирования, представленные в таблице 1 для выбранной ей операционной системы. Основная группа должна гарантировать возможность получения участниками полного решения олимпиадных задач школьного этапа.

Материально-техническое обеспечение школьного этапа Состав дополнительной группы формируется муниципальной предметно- методической комиссии самостоятельно. В нее могут входить как языки и среды программирования, представленные в таблице 2, так и другие языки и среды программирования, определяемые потребностями школьного этапа олимпиады. Например, в состав этой группы могут также входить программные системы: «Виртуальные лаборатории по информатике» (сайт Государственной Единой Коллекции ЦОР edu.ru), FreeBasic, КуМир, Скретч, а также лицензионные среды: Роботландия, различные вариации Лого и т.п.

Материально-техническое обеспечение школьного этапа Следует отметить, что на все программное обеспечение, используемое при проведении школьного этапа, организаторы этого этапа должны иметь необходимые лицензии. Большинство рекомендуемых программных систем являются свободно распространяемыми и их можно загрузить с соответствующих сайтов. Методическую помощь в этом случае учреждениям образования должны оказывать муниципальные предметно-методические комиссии по информатике. Примерами таких сайтов являются:

Материально-техническое обеспечение школьного этапа FreePascal – сайт MinGW – сайт Eclipse – сайт Code::Blocks – сайт Far manager– сайт По вопросу получения лицензионных прав на бесплатное использование продуктов Borland/Embarcadero во время проведения школьного этапа олимпиады можно обращаться непосредственно в компанию Embarcadero Technologies

Общие требования к олимпиадным задачам Для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике могут использоваться как переработанные и дополненные задачи, ранее использованные на других олимпиадах по информатике, так и оригинальные задачи, разработанные муниципальными методическими комиссиями. Основными критериями отбора олимпиадных задач должны быть следующие показатели:

Общие требования к олимпиадным задачам оригинальная формулировка задачи или оригинальная идея ее решения для конкретного состава участников олимпиады; в тексте условия задачи не должны встречаться термины и понятия, выходящие за пределы изучаемых в рамках базового учебного плана предметов; в крайних случаях, они должны быть определены или конкретизированы; задача должна быть однозначно определена, т.е. в ее формулировке не должно быть неоднозначностей, чтобы участник олимпиады решал именно ту задачу, которую задумали авторы; задача не должна требовать для своего решения специальных знаний; формулировка задачи должна предполагать наличие этапа формализации при ее решении, т.е. переход от неформальной постановки задачи к формальной; задача должна быть разумной сложности и трудоемкости; текст задачи должен быть написан с учетом возрастных особенностей школьников и доступным для них языком.

Общие требования к олимпиадным задачам Олимпиадные задачи для школьного этапа Олимпиады должны отличаться тематическим разнообразием и давать возможность использовать в процессе их решения знания и умения, характерные для основных этапов решения задач с помощью компьютеров. В частности, такими этапами являются: формализация задачи; выбор формального метода и разработка алгоритма решения задачи, включая оценку правильности и сложности алгоритма; программирование алгоритма и отладка программы; тестирование полученной программы.

Типы олимпиадных задач При выборе типа задач для школьного этапа необходимо руководствоваться следующими соображениями. Во-первых, в процессе решения олимпиадной задачи все участники обязательно должны в той или иной степени использовать компьютер. Во-вторых, при принятом разделении комплектов задач (5-6, 7-8 и 9-11 классы) типы задач в каждом из комплектов также могут быть разными.

Типы задач для 7 – 8 классов По давно устоявшейся традиции олимпиадные задачи могут быть трех типов. К задачам первого типа относятся стандартные задачи, решением которых является программа, формирующая по заданному входному файлу выходной файл. Задачи второго типа являются интерактивными. Решением задач этого типа также является программа, однако, в отличие от задач первого типа, вместо чтения исходных данных из входного файла и записи результата в выходной файл эта программа должна обмениваться данными с другой программой, определенной в условии задачи. В задачах третьего типа, которые называются задачами с открытым входом, решением является не программа, как в задачах первого или второго типов, а файлы выходных данных, соответствующие заданным в условии задачи входным файлам. Возможны и иные типы задач, но они должны обязательно предполагать использование компьютера в процессе их решения.

Типы задач для 7 – 8 классов По усмотрению муниципальной предметно-методической комиссии для представления решения задач, отличных от описанных выше типов, могут использоваться иные формы, однако они должны быть такими, чтобы полностью гарантировать объективную проверку решений участников. Рекомендуется при формировании комплекта задач для каждого тура включать в его состав задачи различного типа, чтобы дать возможность проявить свои знания и умения участникам с различным уровнем подготовки.

Порядок формирования комплекта олимпиадных задач Результатом разработки муниципальной предметно- методической комиссией олимпиадных задач для школьного этапа является комплект материалов, включающий: тексты олимпиадных задач; методику проверки решений задач, включая при необходимости комплекты тестов в электронном виде; описание системы оценивания решений задач; методические рекомендации по разбору предложенных олимпиадных задач.

Порядок формирования комплекта олимпиадных задач При формировании комплекта задач для школьного этапа Олимпиады следует учитывать возрастные особенности участников, преемственность начальной и основной, основной и старшей ступеней обучения для разных возрастных групп учащихся, связь предлагаемых задач с программами изучения информатики и математики в образовательных организациях конкретного муниципального образования или региона.

Порядок формирования комплекта олимпиадных задач Комплект материалов должен передаваться в оргкомитет школьного этапа Олимпиады не позднее 5 рабочих дней до начала соревнования, чтобы оргкомитет и жюри имели возможность подготовить необходимую компьютерную технику и программное обеспечение для проведения туров и проверки решений участников. При этом ответственность за неразглашение текстов олимпиадных задач и системы оценивания их решений до начала соревнований лежит на оргкомитете этого этапа Олимпиады.

Олимпиадные задачи для школьного этапа Задачи для обучающихся 7 – 8 классов Задача «Планетоход» Задача «Шахматный конь» Задача «Газон»

Олимпиадные задачи для школьного этапа Задачи для обучающихся классов Задача «Сложение и вычитание в 3с» Задача Толстый или худой? Задача «Вирусы» Задача «Роман в томах» Задача «Ленточка»

Система оценивания решений олимпиадных задач Методика проверки зависит от типа задачи и основана на системе тестов Каждая задача оценивается одинаково, например, из 100 баллов Количество баллов за каждую задачу вычисляется суммированием баллов за каждую группу тестов или каждый тест из комплекта тестов Оцениваются не только полные, но и частичные решения за выделенные подзадачи, как правило, в пределах от 30 до 70% от максимального количества баллов за задачу Итоговый результат участника определяется как сумма баллов за решения всех задач соответствующего этапа.

Методы проверки и оценивания решений олимпиадных задач Ручные методы; Проверка с помощью командных файлов; Методы, основанные на использовании систем автоматической проверки решений участников (возможна окончательная проверка решений участников во время тура).

Современное содержание олимпиадной информатики Математические основы информатики Разработка и анализ алгоритмов Основы программирования Средства ИКТ Операционные системы Основы технологии программирования Методы вычислений и моделирование Компьютерные сетевые технологии

Печатные и электронные ресурсы с олимпиадными задачами ( ( ( или

Спасибо за внимание

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ: pdf - РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2013/2014 учебном году. – Москва, 2013г pdf Шаблоны презентаций PowerPoint раздела "Оформление презентаций

Пример входного файла input.txt Пример выходного файла output.txt FAT Задача 1. Толстый или худой? Тип задачи: Задача по программированию Максимальное время работы на одном тесте: 2 секунды Максимальный объем используемой памяти: 64 мегабайта Вы, наверное, замечали, что люди бывают толстыми, худыми и обыкновенными. Известно, что вес человека находится в норме, если он ровно на 100 меньше его роста. Например, оптимальный вес школьника с ростом 160 см будет ровно 60 кг. Ваша задача – определить тип школьника по его весу и росту. Формат входных данных Во входном файле input.txt в двух строках находятся два числа H и W: H – рост школьника, W – вес школьника. Числа H, W не превосходят Формат выходных данных Выведите в выходной файл output.txt слово « OPTIMUM » (без кавычек), если вес школьника оптимален; « FAT »,если школьнику стоит похудеть; « THIN », если школьнику стоит есть больше мучного и сладкого. Пример

Задание рассчитано на написание программы на любом языке программирования. Ввод данных может осуществляться как из входного файла, так и с клавиатуры. Если учащиеся не знакомы с языками программирования, то решение может быть сдано на алгоритмическом или естественном языках. program C; var a, b: integer; begin assign(input, 'input.txt'); reset(input); assign(output, 'output.txt'); rewrite(output); read(a, b); if (a - b = 100) then writeln('OPTIMUM'); if (a - b < 100) then writeln('FAT'); if (a - b > 100) then writeln('THIN'); close(input); close(output); end.