СТРАТЕГИЯ 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Advertisements

Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
«Актуальные задачи современной модели образования»
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Выступление на РМО учителей математики. «Изучение послания президента РФ Медведева Д. федеральному собранию. Подготовка к введению стандартов нового поколения.
Послание Президента РФ Федеральному собранию.. Мне хотелось бы отметить, что в послании президента к Федеральному собранию говорится о том, что система.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
1 Проект «Наша новая школа» Краснодар, ШКОЛА как решающий фактор развития РФ Современный уровень жизни граждан РФ, их благосостояние ЗАВИСЯТ от.
1 НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ По результатам реализации региональных комплексных проектов модернизации образования Организация-оператор Институт проблем образовательной.
Образование Новосибирской области Результаты (КПМО ) и перспективы ПЕРСПЕКТИВЫ.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
1 Проблемные вопросы инициативы «Наша новая школа» Москва, январь 2009.
1 Начало обновления стандартов общего образования: что делать? Москва, февраль 2010.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Проект.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
«Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
«Мы не можем направить ветер… но можем развернуть паруса!» «Мы не можем направить ветер… но можем развернуть паруса!» Чарльз Улисс Порше.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Транксрипт:

СТРАТЕГИЯ 2020 и новая модель российского образования Управленческая интерпретация комплексной модернизации образования

Послание президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008г. Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа".

Выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на выездном заседании Госсовета России, 18 ноября 2008 г., г. Ижевск Мировой экономический кризис – своего рода тест на конкурентоспособность. Под национальной конкурентоспособностью мы понимаем такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такую эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. В период очень жесткой структурной перестройки экономики - теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности. Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жестких финансовых ограничений и постоянной экономии.

График модернизации образования: 2009 – 12 – – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе); 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.

Институциональный минимум до 2010 года, на котором можно строить новую школу 1) Введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»; 2) Введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 3) Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования. 4) Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты. 5) Гражданские институт на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой. 6) Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.

Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района). Доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно- правовой формы и формы собственности в общей численности детей от трех до семи лет. Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных и автономных) в городском округе (муниципальном районе). Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных: на нормативное подушевое финансирование; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат. Удовлетворенность населения: качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей (процент от числа опрошенных);

Образовательная программа школы до 2012 года До 2012 года в регионах должны заработать такие образовательные программы в школах, чтобы и учебная работа, и творческие виды деятельности, и проектные, спортивные и исследовательские занятия проводились, а главное – имели материальную возможность, оборудование и помещения, кадровую обеспеченность. Создать такую образовательную программу, в которой каждый ребенок мог бы развивать свои индивидуальные способности наряду с усвоением общих результатов – это и есть задача, которая решается с помощью стандартов.

Образовательные среды образовательного стандарта Академические ЗУНКлючевые компетентности Социальный опыт научные знания (ориентация на знания научной отрасли) фундаментальность деятельности (образование на всю жизнь для… ) классно-урочная система в организации обучения (предмет, программа, урок, класс) ЕГЭ практикоориентированные знания (апробация полученных знаний на практике) полезность (личностная значимость знаний, конструкция собственных знаний в определенном контексте) модульность построения самостоятельного обучения во внеурочной деятельности (индивидуальный образовательный маршрут); Диагностика индивидуальных достижений социально ориентированные требования социально востребованные навыки поведения и экономически обоснованные навыки карьерного роста социальные проекты во внешкольной деятельности Портфолио

Технологии и формы реализации образовательного стандарта Этапы внедрения стандарта ЗУН по предмету (федеральны й компонент 2004г.) Ключевые (общеучебные ) компетенции Опыт социальной деятельности (социальные компетентнос ти) 1 этап ( ) контроль 100%инновационность 2 этап ( ) контроль 100%диагностика 3 этап ( )контроль 70%контроль 15%

Направления инновационной работы разработать требования к результатам и условиям достижения новых образовательных результатов на трех ступенях школьного образования; разработать и описать виды образовательных программ, их структуру, требования к их содержанию и их наполнению с учетом требований к новому стандарту образования, в том числе требования к базисному образовательному плану; на основе лучших образцов международной и российской практики проведения мониторинговых исследований сформулировать требования к содержанию контрольно-измерительных материалов для оценки учебных и внеучебных достижений школьников; обеспечить постепенный переход от учебника по предмету к учебно-методическому комплексу;

До 2015 года обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования и построение новой модели сетевого повышения квалификации Создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации. Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «–», то есть результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории: высшая, средняя, низшая. Эту норму необходимо закрепить в Федеральном стандарте и в течение 5 лет провести эту процедуру.

Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.

По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории: Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности. Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности. Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.

Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии. 7. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе.

Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории. Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.

По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания. Статусные звания (учитель-наставник, учитель- исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно. Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.

К 2020 году эффективное обеспечение развития инновационной экономики и занятие лидирующих позиций в международной системе сравнительных оценок результатов образования Реализация новой модели «Российское образование 2020». Участие в международных исследованиях оценки качества образования.

Механизм реализации Стратегии 2020 Стратегия 2020 как позитивный мотив инновационного развития российского образования – переговорные площадки; Институциональное оформление Стратегии 2020 – нормативы, инструкции, правила; Стратегия 2020 – инновационная среда поддержки инициатив «снизу» - проекты; Стратегия 2020 – модель эффективного управления (управление качеством);

Проектная идеология реализации Стратегии 2020 Найти проектные решения внутри сформировавшейся проблематики непосредственно «на рабочем месте». Довести институциональную модернизацию до уровня «операций» на рабочем месте: регионального управленца, муниципального управленца, директора школы, бухгалтера, школьного управленца, общественного управляющего, тьютора, эксперта … Авторы проектов – единицы системы образования.

Проектные поля Институциональные – правовые основания «новой модели школы»; Образовательные – качество образования, УМК, технологии, формы; Методические – аттестация, непрерывное повышение квалификации; Управленческие – оценка, гарантия, обеспечение качества образования.

Инициатива проектирования Анализ потребности в проекте Выбор направления (поля) проектирования Соотнесения личной проблематики и «Стратегии 2020» Формирование проектной задачи Решение проектной задачи на уровне получения результата Выбор способа решения, представление о результате

Управление проектами Создание проектно ориентированной среды; Проведение сетевых сессий обучения управленцев и педагогов; Инициатор оформляет тему своего индивидуального проекта и защищает его актуальность; Инициатор реализует проект на практике, при поддержке консультантов; Инициатор распространяет результаты проекта, механизмы реализации, эффекты

Послание президента РФ Федеральному собранию. 5 ноября 2008г.

Роль образования Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации.

Стратегия развития российского образования в целом - скоро будет утверждена Правительством. Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа". И её составляющими станут пять направлений.

Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась. Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически. Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".

Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.

Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Задачи: Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.

Перспективы: В перспективе особое внимание будет уделено развитию деятельности сети школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это предполагает отработку механизмов финансирования таких образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления таких ребят. Элитное образование подрастающего поколения современной России должно впитывает в себя лучшие образцы как деятельности современных инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ при образовательных учреждениях высшего образования, успешно действовавших в советское время.

Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая: создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Третья – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.

Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.

Общесистемные механизмы Содержание: - Компетентностные и квалификационные стандарты - Общедоступные ресурсы и сервисы -Продвижение инновационных технологий - Широкомасштабное повышение квалификации работников образования Финансирование и управление: - Персонифицированные, подушевые и конкурсные механизмы финансирования - Новые организационно-правовые формы и целевой капитал для разных уровней образования - Институты общественного участия в управлении и публичные отчеты - Интегрированный законодательный акт «Об образовании»