Математика и литература. Грани соприкосновения Выполнила ученица 11Б класса МОУ СОШ 5 Соболева Ангелина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Advertisements

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 16 с.Казьминское Антелава Ирина Гватовна.
ЗАСЕДАНИЕ «ЦЕХА ПОЭТОВ» ТЕМА: «КАК ПИСАТЬ СТИХИ».
Математические законы в стихотворениях А.С.Пушкина О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов.
Взаимосвязь математики и литературы в симметрии. Основополагающий вопрос В чем единство математики, литературы?
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Буриме …..ЛОШАДКИ …..ПРЯТКИ …..КУСТАМИ …..ПИЖАМЕ.
Литературоведческие термины Автор: Ячменёва Анастасия.
РОМАНС Выполнила ученица 5 класса Таратынкина Алевтина.
Стихи и проза, их различие.. Слово « проза » происходит от латинского prosa - прямая. Это свободно движущаяся прямо вперёд речь. Стихи – от греческого.
Стихотворная речь Размеры стиха Учитель: Васильева В. В. ГОУ «Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V и VII видов»
Их взоры прикованы к небу (Мотив звезды в русской поэзии XIX и XX века) Исследовательская работа Учащихся 11Б класса МОУ СОШ 10 с углублённым изучением.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Творческая работа по геометрии на тему: «Симметрия в литературе и музыке»
«Светить всегда, светить везде…» ( Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».)
Арифметическая и геометрическая прогрессия Закончился двадцатый век. Куда стремится человек? Изучены космос и море, Строенье звёзд и вся земля. Но математиков.
Симметрия в окружающем пространстве Работа Кочубей Виктории и Гришиной Людмилы, учениц 7 «В» класса ГОУ СОШ 164 Учитель Морозова Н.А.
О стихотворной речи. Меня когда спросят : « Откуда родом ты? Корни твои с чем связаны?» Я тихо отвечу: «Мои мысли и песни Связаны с Петровским Заводом».
« Я люблю, и значит я живу!» (по творчеству В.Высоцкого) Литература (развитие речи) 11 класс Недугова Галина Ивановна МБОУ ЦОР с. Рыркайпий Иультинский.
Урок с применением ИКТ по математике в 6 «Б» классе Обыкновенные дроби Учитель МОУ СОШ 2 с. Анзорей Пачева Жанна Анатольевна Учитель МОУ СОШ 2 с. Анзорей.
Транксрипт:

Математика и литература. Грани соприкосновения Выполнила ученица 11Б класса МОУ СОШ 5 Соболева Ангелина

Вступление Наука и искусство, физика и лирика… С давних пор идет противостояние меж ними. И по сей день никто не может сказать что лучше. Однако я не согласна с этой точкой зрения. В своей исследовательской работе я не намерена и дальше раздувать пламя этой полемики. Я считаю, что глубокое эстетическое начало заложено в сущности математических наук. Именно оно приближает их к музыке и даже к поэзии.

Математика и искусство – грани творчества Испокон веков идет спор между наукой и искусством. Но не стоит думать, что так было во все времена. Возьмем как пример Древнюю Грецию. Характерно, что наука, искусство и ремесло в то счастливое для человеческой культуры время не отгородились еще друг от друга высокими стенами. Была и другая эпоха единого взлета науки и искусства – эпоха Возрождения. Олицетворением многосторонних интересов человека эпохи Возрождения, символом слияния науки и искусства является гениальная фигура Леонардо да Винчи

Что же сближает и что разъединяет науку и искусство? Прежде всего, наука и искусство это две грани одного и того же процесса – творчества. Наука и искусство – это дороги, а часто и крутые нехоженые тропы к вершинам человеческой культуры. Таким образом, цель науки и искусства одна – торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями. Следующий XVIII век был веком стремительного развития науки, «веком разума», эпохой Просвещения. Просветители верили в торжество разума, культ разума как лекарства от всех бед и разочарование в силе нравственных идеалов. Пути науки и искусства расходятся, а в XIX веке между ними выросла непреодолимая стена непонимания и отчужденности. В XX веке споры о науке и искусстве достигли наивысшей точки.

Математические образы в поэзии А для низкой жизни были числа, Как домашний подъяременный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. А В. Брюсову давно был тесен наш трехмерный мир Высь, ширь, глубь. Лишь три координаты. Мимо них, где путь? Засов закрыт. С Пифагором слушай сфер сонаты, Атомам дли счет, как Демокрит. Но живут, живут в N измереньях Вихри воль, циклоны, мыслей, те, Кем смешны, мы с нашим детским зреньем, С нашим шагом по одной черте. Есть много свидетельств тому, как искусство вдохновляет человека науки. Более удивительно, что наука может стать источником поэтического вдохновения. Перелистывая сборники стихов русских поэтов начала прошлого века, можно наткнуться на глубокие и, наверное, не всегда осознанные связи математических образов и поэтического мышления. Для любого человека входом в математику является понятие числа. Магия чисел широко отражена в искусстве. Например, рассмотрим строки Николая Гумилева:

Математические образы в прозе В отличие от поэзии, в прозе легко можно найти математические образы. Для этого даже не всегда обязательно читать книгу. Чаше всего математические образы, в частности цифры, частенько оказываются в названии какого-нибудь рассказа или романа. Нельзя не вспомнить знаменитое произведение Ильфа и Петрова «12 стульев», где авантюрист Остап Бендер искал стул, в котором будут спрятаны сокровища. Числа встречаются и в фольклоре. Особенно часто упоминается число 3.

Стихотворная геометрия или немного о фигурных стихах Мы – Среди тьмы. Глаз отдыхает. Сумрак ночи живой. Сердце жадно вздыхает. Шепот звезд долетает порой, И лазурные чувства теснятся толпой. Все забылося в блеске росистом. Поцелуем душистым! Поскорее блесни! Снова шепни, Как тогда: «Да!» Немногие знают, что поэты в разные времена пробовали совершенствовать не только стихосложение, но и саму форму стихотворения. Так, должно быть, и появилось такое понятие в литературе, как фигурный стих. Еще многие поэты Древней Греции экспериментировали с формой стихотворения и создавали свои произведения в виде простых геометрических фигур: треугольников, квадратов, ромбов. Фигурные стихи возродились в двадцатом веке. Наибольших успехов в этой области, достигло течение, которое называлось футуризм. Взять, к примеру, Маяковского и его знаменитую форму лесенку. Но были и другие поэты, которые экспериментировали с формой и создавали более сложные фигуры.

О стихотворных размерах. Общеизвестно, что большинство русских стихов подчиняется силоботтаническому строю. Это означает, что в каждой строке стихотворения между соседними ударными слогами располагается одно и то же (фиксированное для данного стихотворения) количество безударных слогов и первое ударение приходится на один и тот же по порядку слог. Классическими размерами русской поэзии по определению считаются двухсложные и трехсложные размеры. Таким образом, классических размеров пять. Вот их названия: ХорейПлясовой Ямб ? ДактильПалец Амфибрахий Двоякократкий Анапест Обратный

Классические размеры В двухсложных размерах стопа состоит из двух слогов – одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называют хореем. Размер с ударением на второй слог называется ямбом. Трехсложные размеры состоят из одного ударного и двух безударных слогов. Существует три вида трехсложных размеров. Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге. Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге Мчатся тучи вьются тучи … ( Пушкин ) Я Вас любил, любовь еще, быть может … ( Пушкин ) Гляжу как безумный на черную шаль … (Пушкин) Что ты жадно глядишь на дорогу … (Некрасов) В полном разгаре страда деревенская … ( Некрасов )

Нестандартные размеры Несамостоятельный четырехсложный размер очень распространенное явление. Если вы сомневаетесь в его существовании, спросите у любого ученика музыкальной школы и он скажет вам, что четырехдольный размер в музыке встречается очень часто, в частности, в песнях: Я ли в поле да не травушка была... Уж как я ль мою коровушку люблю... Пятисложный размер можно встретить во многих народных сказаниях. Более последовательный пятисложный размер (хотя тоже не без отступлений) можно найти в подделках под сказительный стиль, стилизациях, написанных профессиональными поэтами, скажем в «Купце Калашникове» Лермонтова: (Пушкин) Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву - реку, на кулачный бой... И приехал царь со дружиною, Со боярами и опричниками... Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву - реку, на кулачный бой... И приехал царь со дружиною, Со боярами и опричниками... В пещерах Геликдна Я некогда рождён ; Во имя Аполлона Тибуллом окрещён...

Прозаические размеры Прозаические произведения тоже поддаются силоботтаническому строю. Важным средством организации произведений являются ритм и интонация. Ритм - постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе и минимальных – слогов ударных и безударных. Интонация – повышение или понижение основной высоты голоса, а так же изменение силы, тембра и длительности звучания при произнесении фраз и стихотворных строк. Ритмико-интнационный рисунок прозы зависит главным образом от типов используемых предложений, от наличия или отсутствия в них риторических вопросов, восклицаний и обращений, от протяженности предложений, от протяженности интонационных отрезков предложения от паузы до паузы (синтагм), от количества слогов в этом отрезке, от соотношения количества ударных и безударных слогов в нем, от расположения ударных слогов в синтагме, от порядка слов в ней. (Бунин) Из рассказа « Обреченный дом »: С изумлением осматриваю этот давно знакомый мне дом : как же это никогда до сих пор не приходило мне в голову, что в таком доме непременно должно было совершиться убийство ? Эти линючие стены, эта ржавая вывеска над витриной, это мрачное и загадочное выражение черных окон вверху...

Определение стихотворных и прозаических размеров в моих произведениях. Опираясь на предыдущую главу, я проанализировала свои стихотворения и поняла, что наиболее часто встречающийся в них размер это ямб. Из 14 стихотворений, что я анализировала, он встретился 10 раз. Остальные четыре относятся к трехсложным размерам. Причем среди них встретился и анапест, и амфибрахий, и дактиль. Так же я проанализировала и отрывок из своей прозы.

Заключение В конце своей исследовательской работы мне хотелось бы сказать: я искренне надеюсь на то, что она станет первым, пускай и небольшим шагом к прекращению споров между наукой и таким родом искусства как литература. Ведь, как уже было сказано мною выше, все они имеют общие корни и стремятся к одной высокой цели. Я понимаю, что очень трудно преодолеть эту стену, которую люди строили веками. В своей работе я постаралась отыскать самые яркие черты, которые связывают математику и литература, однако это далеко не все. Существует еще много других черт, которые объединяют их. Но их еще предстоит найти. Кто знает, может быть, я скоро пополню свою исследовательскую работу новыми открытиями.