Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Презентацию подготовили учителя русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2012 г. г. 1.
Advertisements

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2012 г. 1.
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 1.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ВИДЫ УУД С.Н.Аксаментова МКОУ Чиканская СОШ.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Подготовила: Гаврилова Т.В учитель технологии МАОУ Армизонская СОШ С. Армизонское, 2012.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2015 г. Елена Викторовна Овчарова, учитель русского языка.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
Транксрипт:

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Презентацию подготовили учителя русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ 42: Ерёмина А.В. Иванова Н.В. Миленьких Е.В.

Социальный заказ Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная инициатива «Наша новая школа») Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) 2

Системно-деятельностный подход в обучении

Системно-деятельностный подход «Формирование любых личностных новообразований умений, способностей, личностных качеств возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский) 4

Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем; представляют собой многокомпонентную систему: личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, освоенные обучающимися личностные универсальные учебные действия : метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. 5

В соответствии с ФГОС представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 6

В соответствии с ФГОС представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные Личностные УУД: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация. 7

Метапредметные результаты - Освоенные освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); Отличительной особенностью школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. 8

Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция 9

Познавательные УУД: Самостоятельное формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации; Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Рефлексия Смысловое чтение Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера 10

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 11

Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся на уроках русского языка и литературы? 12

Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: скаж- и - ТЕ Скаж –´ - ЕТЕ 13

«Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности. 14

«Верные–неверные утверждения» Деепричастие – самостоятельная часть речи Деепричастие – особая форма глагола Деепричастие обладает признаками глагола и наречия Деепричастие не изменяется Деепричастие изменяется по временам Деепричастие в предложении является сказуемым 15

Работа с текстом Составление плана Составление граф-схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Чтение с остановками Чтение с пометами Составление кластера Синквейн 16

Составление кластера на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму» создается такой кластер: 17 Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Муму Отношение к барыне Отношения с дворовыми Отношение к Татьяне

Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек 18

Фото Грынив и Волков

Использование элементов различных педагогических технологий, форм и приёмов работы Мастерская (например, «Создание рукописного сборника по произведению «Слово о полку Игореве») Дебаты, дискуссии(например, дискуссия «Кто вы, Григорий Александрович Печорин?») КСО(например, урок «Предметное рисование как способ проникновения в текст») Проектная и исследовательская деятельность Драматизация,ролевая игра и т.д. 20

Проектная и исследовательская деятельность формирует следующие УУД: коммуникативные регулятивные познавательные личностные 21

Драматизация 22 Заключительный урок по басням И.А. Крылова След слайды - фото театра След слайд - Мастерская по созданию пособия по произведению «Слово о полку Игореве»(9 класс)

Составление пособия (9 класс) Цель: - актуализировать полученные знания о произведении; - закрепить у обучающихся навык работы в творческих группах; - развивать воображение; - научить в пределах возможного составлять пособие; - формировать эстетический вкус. Методы и приёмы: работа в творческих группах, «мозговой штурм».

Творческие группы: а) авторы вступительной статьи; б) историки, литературоведы; в) искусствоведы; г) художники-оформители; д)группа контроля Работа в группах занимает примерно минут.

Задания по группам а) редакторам (авторам вступительной статьи): Составить вступительную статью по материалам домашнего задания; б) историкам, литературоведам: подготовить исторический комментарий к событиям и героям произведения; в) искусствоведам: подготовить иллюстративный материал к «Слову о полку Игорове»; г) художникам-оформителям: сделать примерный эскиз (карандашный) оформления форзаца книги. Какую из предложенных иллюстраций вы поместите на обложке? Объяснить свой выбор. След слайды фото Данная мастерская была проведена с классами и с учителями русского языка и литературы Ленинского огруга

Завершающий этап работы Выступления учащихся (примерно 10 минут) Координационная деятельность учителя (примерно 5 минут) Презентация готового продукта

Данная мастерская формирует следующие Коммуникативные УУд Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативная деятельность Коммуникация как интериоризация (стили и способы построения речевой коммуникации) Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели – ориентация на партнера) Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности)

Поработаем! Синквейн (пять строк) Синквейн со словомсловом системно-деятельностный подход 1.Системно-деятельностный подход 2.Развивающий, инициирующий 3.Изучаем, разбираемся, удивляемся 4.Будем работать по-новому! 5.Ну и штучка!(Боже, помоги!) 29