1 КГОУ ДПО АКИПКРО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ/КОМПЕТЕНТНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ДИАГНОСТИКА Докладчик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Advertisements

Ольга Подоляко, Юлия Ваулина Формирование ключевых компетенций учащихся: УМК «Английский в фокусе» 5-9 кл.
Компетенции и компетентностный подход в образовании.
1 Компетентностный подход в образовании. Эволюция образовательной парадигмы Доинституциональный период (ценности замкнутой группы, передаваемые примером)
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Тема методического семинара: Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
ИРИНА ИВАНОВНА КРОТОВА ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 1 Г. КИРОВА Компетентностный подход в подготовке воспитанников.
Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
От общих учебных умений к овладению компетенциями Круглый стол «Диагностика метапредметных результатов обучения.
Педагогический совет Проблемы, средства и результаты формирования и развития предметных компетенций школьников.
Компетентностный подход в подготовке и повышении квалификации педагогов Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии.
Компетентностный подход в образовательном процессе Г.А.Бурдина Рук. ШМО учителей математики МОУ СОШ г Оханск 2010 г.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Думанова Наталья Борисовна учитель физики МОУ гимназии города Урюпинска Волгоградской области.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Транксрипт:

1 КГОУ ДПО АКИПКРО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ/КОМПЕТЕНТНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ДИАГНОСТИКА Докладчик : Терновая Галина Викторовна, старший преподаватель кафедры ЕНД АКИПКРО

2 ПЛАН СЕМИНАРА Занятие 1. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИИ» И «КОМПЕТЕНТНОСТИ» В ОБРАЗОВАНИИ. Занятие 2. ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ. Занятие 3. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ (КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ)

3 КОМПЕТЕНЦИИ/КОМПЕТЕНТНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ДИАГНОСТИКА Определите свое положение по отношению к теме, встав на соответствующую позицию: 1. не знаю и знать не хочу; 2. жизнь заставит; 3. ничего не знаю, но проявляю интерес; 4. имею смутное представление; 5. хочу знать больше; 6. могу поделиться знаниями с другими; 7. другое….. Компетенции / компетентности; Древо компетенций; Диагностика развития интегральных личностных качеств (компетентностей) ?

4 Занятие 1. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРМИНОВ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ: Круг вопросов…; Круг полномочий…; Единство знаний, опыта и способностей…; Способность делать…; Соответствие требованиям…; Другое….;

5 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАНИИ Вывод 1: Причинами различного толкования терминов являются: Неоднозначность, множественность, двойственность перевода

6 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАНИИ Вывод 2: Вследствие субъективной детализации терминологические различия наблюдаются в понимании: компетентности как актуальных качеств личности или скрытых психологических новообразований; предметной наполненности компетенций как системных новообразований, интегральных качеств личности.

7 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАНИИ Вывод 3: Компетенция - система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта; совокупность знаний, умений, личностных качеств, практического опыта; задается по отношению к определенному кругу предметов и процессов; проявляется в способности (готовности) реализовывать интегральные личностные качества, адекватные реальной (конкретной) ситуации ( в соответствии с целями, задачами и внешними условиями: доступность объекта приложения компетенций; правовые полномочия; другое…) отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма), необходимое для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере

8 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАНИИ Вывод 4: Компетентность - какая–то интегральная личностная качественная характеристика; результат освоения компетенций конкретной личностью; владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, проявляющаяся в готовности личности к успешной деятельности в определенной области; уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

9 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАНИИ А.С.Белкин характеризует: «компетенции» как совокупность того, чем человек располагает, а «компетентность» как совокупность того, чем он владеет

10 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАНИИ В.Д. Шадриков представляет компетенции как результат учения и научения через: К Где: З – знания У – умения С – способности Л – личностные качества К - компетентности С Л У З

11 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙ«КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В ОБРАЗОВАНИИ Задание 1. СОСТАВЬТЕ ВОПРОСЫ ПО ЗАНЯТИЮ 1. из области знания и оцените ответ с точки зрения правильности; из области незнания и оцените ответ с точки зрения понимания и удовлетворения; из области сомнения и оцените ответ с точки зрения понимания и уточнения.

12 Занятие 2. ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ Образовательная (общеобразовательная) компетенция - совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области, учебные предметы и имеет личностно - деятельностный характер

13 ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ( по Хуторскому А.В.): Ценностно-смысловая компетенция ; Общекультурная компетенция ; Учебно-познавательная компетенция ; Информационная компетенция ; Коммуникативная компетенция ; Социально-трудовая компетенция ; Компетенция личностного самосовершенствования

14 ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания – результат познавательной деятельности человека, отраженный в его сознании в виде представлений, фактов, понятий, законов, теорий. Умения – освоенные приемы и способы выполнения действий со знаниями. Навыки – действия, отдельные операции которых доведены до автоматизма в результате упражнений. Способ – прием, действие, направленное на достижение определенной задачи. Способность – индивидуальная особенность личности, являющаяся условием выполнения той или иной деятельности.

15 ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ Компетенции отличаются от: знаний - тем, что существуют в виде деятельности, а не только информации о ней; умений – тем, что могут применяться к решению разного рода задач; навыков –тем, что они осознаны и не автоматизированы

16 ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ Трехуровневая иерархия образовательных компетенций: 1. Ключевые компетенции Общепредметные компетенции; Предметные компетенции

17 ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ Предметный уровень: Общие для разных учебных предметов реальные объекты. Общие умения, навыки, способы действий. Общие виды деятельности.

18 ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ Задание 2. Составьте разветвленную структуру компетенций (древо) I Ключевые компе- тенции II Общеобра- зователь- ные компетен ция III Предметные компетенции Матема- тика географияхимия 1.1.1….1.1.1… … … … … 1.1.2… 1.2….1.2.1… … 1.2.1… … 1.2.1… …

19 ДРЕВО КОМПЕТЕНЦИЙ ВОПРОСЫ ОБОБЩАЮЩЕЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ЗАНЯТИЮ Кому и для чего необходимо "древо" компетенций, каково его назначение? 2. Каковы особенности построения компетенций? Чем обусловляется их набор? Как следует применять "древо"? Как его необходимо развивать дальше?

20 Занятие 3. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ (КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ) например: -Личностное качество - умение предложить версию решения проблемыЛичностное качество -Вид деятельности - выдвижение и обсуждение версий решения проблемыВид деятельности -Образовательный продукт - версии, записанные в текстовой форме по типу: "если..., то..."Образовательный продукт

21 Занятие 3. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ личностное личностное указание на то предметное содержание, которое является результатом образовательной деятельности каждого отдельного ученика и требует личностной индивидуализированной оценки

22 Занятие 3. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ деятельностная деятельностная - конкретные виды и способы деятельности, с помощью которых учащийся овладевает изучаемой учебной дисциплиной

23 Занятие 3. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ДЕФИНИЦИЯ): Познавая объект, школьник отыскивает и создает знания о нем, формирует идеальные теоретические конструкты –факты, понятия, закономерности; осознавая созданные знания и способы их получения, ученик фиксирует их в виде личного образовательного продукта. Процесс и результат познания зависят от индивидуальности, способностей, уровня развития учащегося, применяемых методов познания…..

24 Занятие 3. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Примеры образовательных продуктов:бразовательных продуктов: 1. различные способы решения одних и тех же проблем; 2. вариативные смысловые подходы к решению (стратегии действий); 3. версии и гипотезы решения одних и тех же задач; 4. продукты деятельности других учеников, решавших данный вопрос или работавших над темой; 5. ……

25 Занятие 3. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ З адание 3. Определите и составьте соответствие между личностными качествами ученика, видами образовательной деятельности и образовательными продуктами

26 Занятие 3. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 26 Интеграль- ное личностное качество ученика Вид образова- тельной деятельнос ти Образова- тельный продукт умение предложить версию решения проблемы выдвижение и обсуждение версий решения проблемы версии, записанные в текстовой форме по типу: "если..., то..."

27 Занятие 3. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Какие трудности встретились во время выполнения задания 3? 2. В чем проявлялась успешность? 3. Что удалось?

28 КОМПЕТЕНЦИИ/КОМПЕТЕНТНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ДИАГНОСТИКА РЕФЛЕКСИЯ ВЫПОЛНЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РАБОТЫ НА СЕМИНАРЕ: Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь? Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал (-а) (пытался (-лась) преодолевать)? Вопросы (себе, коллегам по курсу, лектору), возникшие в связи с темой дня.с темой дня

29 Список используемой литературы: Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход» отмечает // Высшее образование сегодня/ стр.28. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище.UNESCO, 1996 Что необходимо знать классному руководителю, семейному педагогу о ключевых компетенциях учащихся.- Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. М.; Уфа, Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование Т.М. Ковалева.- В.Адольф, Н.Ильина Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления //Alma mater (Вестник высшей шеолы) с.18. О.Е. Лебедев Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии с. 3. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогическая наука и её методология в контексте современности: Сб. науч. Статей. – М., – С , с.188. Введенский В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск Г. Селевко Компетенции и их классификации // Народное образование с

30 СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО. УСПЕХОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ