НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты.
Advertisements

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………….…….29.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Освоение системы требований к оценке качества обучения Бондаренко С. В. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2» 2013 г.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Критерии и формы оценивания достижений учащихся в портфолио выполнила Ладо Н.А. учитель МОУ гимназии 9.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
« Интеграция формирующего и диагностического оценивания как механизм обеспечения качества образования» Дорошенко Наталья Алексеевна, научный сотрудник.
Оценка достижения планируемых результатов. Требования ФГОС ФГОС К результатам освоения освоенияобразовательнойпрограммы К структуре основной основной.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева.
Модернизация системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей русского языка и литературного.
Деятельностный подход в образовании как методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания.
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Транксрипт:

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно- деятельностного подхода к образованию. Системно-деятельностный подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и др.)

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ компетенция деятельность компетентность Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Компетенция - это знание в действии. Компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им.

«...Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности, и требования к этим результатам.» Применительно к учебному процессу это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности и, прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала школьных предметов. НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Системно- деятельностный подход к результатам образования означает, что изменяется представление о содержании образования НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Состав содержания образования, в соответствии с принятым подходом к формированию стандарта и конкретизирующей его системой нормативных документов, определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации.

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Оценка выступает одновременно и как цель, и как средство обучения Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контроль- но-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегрированную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Требования к выстраиванию системы оценивания включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); использование критериальной системы оценивания; использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания: - как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; -субъективные и объективные методы оценивания; -стандартизованные оценки; - интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.); - самоанализ и самооценку обучающихся; оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения; разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Разработку системы оценки качества образовательных результатов первоклассников (как компонента внутришкольной СОКО начального образования), ориентированную на требования ФГОС второго поколения, целесообразно начать с процесса обсуждения и согласования в педагогическом коллективе и с родительской общественностью (прежде всего с родителями будущих первоклассников) представлений о современном качестве образования и требований к результатам образования В процессе этой работы необходимо совместно проанализировать: - госзаказ (его содержание определяется ФГОС); - сложившуюся в педколлективе систему представлений о качестве начального образования; - потребности родителей будущих первоклассников (могут быть установлены в ходе беседы, анкетирования, специально организованных дискуссий по проблемам качества образования с участием родителей, небольшой по времени оргдеятельностной игры, в ходе которой ее участникам может быть предложено, например, составить рейтинг десяти наиболее желаемых качеств учащегося начальной школы, и др.).

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Определение требований к новой системе оценки качества образовательных результатов (ее особенностей) и анализ существующей, уже сложившейся к данному моменту в школе, системы оценки Создаваемая модель системы оценки качества образования отличается: - многоуровневостью (наличием внешней и внутренней оценки); - расширением предмета оценивания (в него включаются не только предметные ЗУН, но и универсальные учебные умения и внеучебные достижения учащихся); - расширением субъекта оценивания (активное включение ученика в оценочную деятельность посредством самооценки); - изменением подходов к оцениванию и сменой « полярности » оценки (от « минуса », фиксирующего соответствие/несоответствие результатов обучения конкретного школьника внешним требованиям, зафиксированным в программе, к « плюсу », фиксирующему динамику индивидуального продвижения и развития ученика и степень индивидуального освоения требований программы) и расширением спектра регламентированных оценочных процедур.

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Анализ существующей системы оценки необходим для выявления и фиксации того, что уже достигнуто в ее преобразовании, а также «проблемных полей», представляющих собой зону развития этой системы В ходе анализа полезно обсудить следующие вопросы: - что именно (какие результаты) оценивалось в нашей школе до сих пор? - что из этого являлось предметом обязательной оценки? - кто являлся субъектом оценивания (оценочной деятельности)? - в какой степени учащиеся были включены в процесс оценивания? - как и когда учитывались результаты самооценки учащихся? - какие средства (методики) оценивания использовались? - насколько эффективным было их использование?

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Определение требований к новой системе оценки качества образовательных результатов (ее особенностей) и анализ существующей, уже сложившейся к данному моменту в школе, системы оценки Создаваемая модель системы оценки качества образования отличается: - многоуровневостью (наличием внешней и внутренней оценки); - расширением предмета оценивания (в него включаются не только предметные ЗУН, но и универсальные учебные умения и внеучебные достижения учащихся); - расширением субъекта оценивания (активное включение ученика в оценочную деятельность посредством самооценки); - изменением подходов к оцениванию и сменой « полярности » оценки (от « минуса », фиксирующего соответствие/несоответствие результатов обучения конкретного школьника внешним требованиям, зафиксированным в программе, к « плюсу », фиксирующему динамику индивидуального продвижения и развития ученика и степень индивидуального освоения требований программы) и расширением спектра регламентированных оценочных процедур.

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Результат анализа существующей системы оценки -формулирование (корректировка) целей и задач СОКО; -уточнение направлений и предмета оценивания, - определение имеющихся (в том числе в виде опыта отдельных учителей) и необходимых ресурсов. -разработка системы критериев и показателей (при этом нужно учитывать, что, во-первых, часть критериев и показателей задается во внешней системе оценки качества (через требования к результатам образования, описанные в стандарте);

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Позиции, требующие развития - отсутствуют критерии оценки универсальных (общеучебных) умений, внеучебных достижений учащихся; - направленность системы оценки качества образования на выявление индивидуальных образовательных результатов обусловливает необходимость обращения к качественным показателям, таким, как уровень освоения (развития) знаний и деятельностей и индивидуальная динамика достижений, характеризующая продвижение ученика от одного уровня к другому, более высокому - учитывая дифференцированный характер оценки, связанный с различной степенью освоенности учебного материала и деятельностей, необходимо заложить такие показатели, которые позволили бы оценить не только результат, но и форму выполнения действия (материальная, материализованная, внешнеречевая, идеальная), а также степень самостоятельности выполнения действия (работу в зоне актуального или в зоне ближайшего развития учащегося); - нужно иметь в виду, что требования стандарта позволяют оценить результат образования на выходе из начальной школы и не регламентируют результатов на промежуточных ступенях; - необходимость отслеживания динамики продвижения учащегося требует обязательной оценки (с помощью системы соответствующих показателей) стартового уровня (в данном случае, готовности к школьному обучению и сформированности предпосылок учебной деятельности).

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Диагностика готовности к школьному обучению должна стать обязательным компонентом внутришкольной системы оценки качества начального образования -определение перечня диагностических и оценочных процедур; - подбор соответствующих методик; - распределении ответственности за их проведение (определение уровней оценки).

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Результат обучения на I ступени образования - сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения, оценки Два особых условия, которые должны быть выполнены, для того, чтобы такой подход был оправдан и признан Первое условие относится к возможности независимой перепроверки результатов иными лицами (например, родителями). Отсюда следует, что все – или наиболее значимые – промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка. Учитель должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки. Второе условие связано для учителя с необходимостью получить необходимую квалификацию в области использования внутренней системы оценивания, выстроенного на критериальной основе.