Исследовательская деятельность учащихся На современном этапе основными видами деятельности являются исследование, проектирование, конструирование, управление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Advertisements

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Научно-исследовательская работа учащихся ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ.
Учитель английского языка Сидельникова Надежда Валентиновна.
Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Организация исследовательской деятельности школьников.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
1. Определение объекта исследования. 2. Установление предмета исследования. 3. Формирование цели. 4. Выдвижение научной гипотезы. 5. Формулировка задач.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность учащихся

На современном этапе основными видами деятельности являются исследование, проектирование, конструирование, управление.

Исследование - один из четырёх универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования

Исследование - извлечение из следа, т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах

Организация мышления при исследовании сопряжена с развитием наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

Исследование-самый деликатный по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель- установление истины,того,что есть, наблюдение за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь.

Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине.

Исследовательская деятельность учащихся - деятельность по поиску ответа на задачу с заранее неизвестным решением. Нормой ИД является необходимость доказательности и обоснования. Алексеев Н.Г.,Леонтович А.В.,Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития ИД уч-ся. Иссл.работа шк-в,2002, 1.

Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Т е м а д.б. интересна, д. увлекать выполнима оригинальна такой,чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро

Филология Роль заимствований в современной публицистике. Англицизмы как элемент заимствования в современном русском языке: некоторые тенденции. Некоторые особенности современной разговорной речи (на примере…). Особенности сленга школьника ХХI века (на примере…). Современные песни российской эстрады: текстуальный (смысловой), (содержательный) аспект. Типичные речевые ошибки школьников (на примере исследования речевых особенностей учащихся школы …). Основные трудности в изучении русского языка, не являющегося родным. Литературные (книжные) предпочтения современных школьников. К вопросу о благозвучии аббревиатур в наименованиях различных организаций, учреждений. Лексические новации в современной публицистике (на примере газет…) Русские фамилии как свидетельство истории происхождения, трудовой деятельности людей. Микротопонимы Кандалакшского района.

История и обществознание «Судьба человеческая, судьба народная» (История моей семьи в истории страны). Сталин и Гитлер: современная полемика в оценке исторических фигур. Законодательство о выборах в Российской Федерации 90-х гг. ХХ века и начала ХХI века: опыт сопоставления. Правовая культура современного школьника. Степень потребности в образовании старшеклассников нашей школы. Роль политических партий и движений в жизни нашего города. Причины попыток переоценки событий и итогов Второй мировой войны. Моя родословная. Наши семейные традиции и ценности. Православие в поморской семье ХIХ и ХХ вв. События Великой Отечественной войны в истории моей семьи (моего рода). Судьба человека в тоталитарном государстве (на примере моей семьи). Спецпереселенцы в Кандалакше: люди и судьбы. Памятные и исторические места Кандалакши/Кандалакшского района. Возможности участия молодёжи в общественно-политической жизни города/района. Поморская культура как отражение уклада и менталитета русского человека.

Гипотеза - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза или гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Савенков А.И. Детские исследования в до- машнем обучении

Человек может выбирать между двумя возможностями: идти назад или двигаться вперёд. Э. Фромм

Тема -обоснование выбора, актуальность – цель – задачи – объект исследования – предмет исследования – методы исследования - гипотеза – факты, рез-ты исследований - обоснование – выводы – практическая значимость – список источников

Последовательность хода научного исследования 1.Обоснование актуальности выбранной темы: постановка цели и конкретных задач исследования; определение его объекта и предмета; выбор методов (методики) проведения исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов. 2. Методы научного познания: наблюдение, сравне-ние, измерение, эксперимент, абстрагирование, ана-лиз и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. 3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного обоснования ; правила построения логических определений. 4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

Некоторые понятия, необходимые для проведения НИР Аспект – точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы понятия, явления. Аргумент – суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства. Гипотеза – научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Ключевое слово – слово или сл/сочет., наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части. Контекст – относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п. Концепция – система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения. Тезаурус – словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте. Факт – событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Т Е М АЦ Е Л ЬЗ А Д А Ч ИГИПОТЕЗАМетоды исследова- ния Практическая значимость

Некоторые темы УИР, представленных на региональной научной и инженерной выставке «Будущее Севера»: Динамика старения населения Мурманской области Средства массовой информации о среднем образовании в Мурманской области Патриотизм: теория (государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ …») и практика (патриотические чувства глазами молодёжи) Типы отношения детей к телерекламе Беспризорность в современном мире России Профессиональный выбор уч-ся старших классов ООШ Изучение ведущих мотивов УД в младшем и среднем подростковом возрасте История детского дома 3 ( гг.) Сравнительное исследование военно-морских сил СССР и Германии на северном театре военных действий в Великой Отечественной войне

Судьбоносные военные вехи жизни моего прадеда Национальная идея в современной России: проблемы поиска Семейный портрет на фоне эпохи Англицизмы в молодёжном жаргоне гимназистов Современный детский фольклор: проблемы жанров и классификаций «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» (Исследование школьной жаргонной лексики) Бизнес-план экскурсионного бюро Влияние русского музыкального фольклора на здоровье современных школьников Школьная газета- фактор формирования экономического мышления (бизнес-план) Программа экономического развития … района Молодёжные субкультуры Бросай курить – вставай на лыжи (социологическое исследование)

Религиозное сознание россиян в историческом контексте и самоидентификация российской молодёжи на современном этапе: вера или безверие Исследование факторов, влияющих на человека в обществе Политические репрессии на Кольском Севере в гг. (по мотивам «Книги памяти») Молочное животноводство в гг. в средствах массовой информации СССР (по материалам газет «Правда», «Полярная правда», «Кировский рабочий») Роль лесопромышленников … в развитии… района Ковдинская таможня ХIХ-ХХ века – историческая коллизия Моя вахта памяти Особенности жанра и композиции романа Андрея Волоса «Хуррамабад» Художественный образ северного сияния в творчестве поэтов Заполярья Русские, финские, саамские пословицы: тематический и языковой аспекты

Святая Русь и старчество как часть восточнославянского вопроса Государственный праздник День народного единства как отражение особого этапа становления гражданского общества и правового государства (феномен 4 ноября) Роль саамского народа в Великой Отечественной войне Культурологические аспекты романа Д.Брауна «Код да Винчи» Компьютерный сленг как составляющая современного русского языка Кулинарный антураж как символико-психологический элемент драматургии А.П. Чехова Советизмы из произведений М. Веллера в современном русском искусстве Готика в искусстве, литературе и современной молодёжной субкультуре Цвет – зеркало души Из сборников научных статей молодых и юных исследователей- дипломантов, г. Мурманск, 2003, гг.

Гимн молодых исследователей 1. Свой первый шаг 2. Новых идей В мире наук Мир ждёт от вас! Делайте, не боясь, Молодость – это ваш, Не щадя сил и рук! Только ваш звёздный час! Тысячи тайн Если судьба Можно познать, Подаёт знак, Если стремленье есть Сделать пришла пора Всё вокруг узнать! В будущее шаг! Припев: В мире наук, что нельзя измерить, Путь для себя открой! Смело иди, в будущее веря, Край прославляя свой!

Формулировка цели ИР: сопоставить выявить определить установить исследовать степень влияния пронаблюдать изучить культурное наследие ?систематизировать проследить, как разработка системы мер оценить состояние раскрыть возможности

Формулировка задач: рассмотреть изучить познакомиться показать роль провести сравнительный анализ проанализировать провести социологический опрос определить исследовать составить систематизировать классифицировать

Формулировка гипотезы ИР: … доказывает … убеждает в самобытности… уникальности… общности… … показывает, как много общего… что велика роль… значительное место занимает слова, отражающие идеологию, в разной степени влияют на людей, живущих в разное время

Роль гипотез – побуждать к новым наблюдениям, способным подтвердить, опровергнуть или изменить эмпирические построения. Гипотеза (от греч.hypothesis– предположение) по форме представляет такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях или причинах явлений… Гипотеза – это предварительное допущение, сделанное в целях более лёгкого понимания фактов, но не поддающееся пока доказательству имеющимися фактами; это попытки приспособления к среде, дающие нечто новое. К условиям обоснованности гипотезы немецкий философ и математик Г. Лейбниц относил следующее: во-первых, гипотеза наиболее вероятна, чем более она проста; во-вторых, гипотеза наиболее вероятна, чем больше явлений ею может быть объяснено; в-третьих, гипотеза наиболее вероятна, чем лучше она помогает предвидеть новые явления. Библиотека журнала «Методист», 10, 2008

Примерный план выступления школьника-исследователя 1. Тема исследования 2. Цель 3. Научный руководитель 4. Характеристика исследуемых явлений 5. Методика проведения исследования 6. Использованные приборы, оборудование, материалы 7. Обзор полученных данных 8. Методика их обработки 9. Результаты исследования, представленные в наглядной форме (таблицы, графики, схемы, диаграммы и т.п.) 10. Анализ результатов работы 11. Выводы «Завуч», 5, 2005

Защита работы должна строиться на основе … пересказа заранее подготовленных тезисов доклада. Следует сосредоточить особое внимание на главных итогах исследования. Речь докладчика д.б.ясной, грамматически точной, уверенной, что делает её понятной и убедительной, выразительной, что зависит от её темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям. Большое значение имеет выбор одежды. Элегантность, аккуратность,подтянутость в одежде способствует благоприятному впечатлению и расположению жюри. Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на ?, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека. Желательно отвечать сразу, не дожидаясь других вопросов. Надо учесть, что чёткий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий. Т.В. Громова. Руководителю НИР щкольников

Защита исследовательской работы (критерии оценки): Качество докладаОтветы на вопросы Качества докладчика композиция, полнота представленной рабо- ты, подходов, рез-тов; аргументированность, владен. научн.терм-й; свободное владение материалом; кач-во использ-х наглядных средств; соблюдение регла- мента (10 минут) чёткость и точ- ность ответов; объём и глуби- на знаний по те- ме; убедительность и убеждённость; стремление ис- пользовать отве- ты для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы стремление к достижению высоких рез-тов; общая эрудиция; готовность к дискуссии, контактность; культура речи, манера поведения; импровизационное начало; удержание внимания аудитории

В ходе …развития исследовательских способно- стей уч-ся должны овладевать специальными ЗУН исследовательского поиска: видеть проблемы ставить вопросы выдвигать гипотезы давать определение понятиям классифицировать наблюдать проводить эксперименты делать умозаключения и выводы структурировать материал готовить тесты собственных докладов объяснять, доказывать и защищать свои идеи А.И.Савенков. Психологические основы исследовательского обучения школьников. «Школьные технологии», 1, 2008

Специфически педагогические способности и умения руководителя УИР: сверхчувствительность к проблемам, способность видеть «удивительное в обыденном» умение увлечь уч-ся дидактически ценной проблемой способность быть координатором и партнёром в ИП терпимость к ошибкам в выработке решения, оказание помо- щи в случае осознания уч-ся безнадёжности своего поиска организация м/приятий для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований предоставление возможности для регулярного отчёта и обсуждений поощрение и развитие критического отношения к исследовательским процедурам умение стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исслед-я следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме ( там же )

С. Ю. Горячева. Конкурс исследовательских работ школьников в рамках конференции научного общества учащихся. «Практика административной работы», 2, 2009 Оформление работы. Если автор использует широко принятые в данной науке термины, то пояснять их не требуется. Если же применяется термин, принятый только в узкой области данной науки, или же встречается только в работах нескольких (одного) автора, то необходимо пояснить термин при первом его употреблении. [Возможно, наверное, сделать небольшой список терминов в начале работы]. Цитата может приводиться как в самом тексте работы, так и в подстрочнике. Целесообразно в тексте приводить только номер источника, который ему дан в списке использованной литературы, страницу. «…», [8, с. 13]. Другой вариант оформления цитаты предусматривает указание в тексте автора и год издания источника. «…», [ Д.Э. Розенталь, 1989 ]

Различные источники (статьи, книги, сборники) в списке использованной литературы принято располагать в алфавитном порядке по фамилии авторов. Если авторов несколько, то место в списке определяется фамилией первого из них. Если использовался сборник, в создании которого принимали участие многие авторы, то в списке он располагается по своему заглавию. Общие требования к содержанию. 2 типа работ Научно-исследовательскаяРеферативная самостоятельно полученные данные в какой-либо научной области; сведения о рез-тах опытов,экспе- риментов; самостоятельный анализ различ- ных материалов, произведений, художественных средств, истори- ческих проблем и т.п. Реферат познавательного типа позво- ляет изучить внепрограммный мате- риал и показать его применение в различных областях, обратиться к книгам известных учёных. Реферат классификационного типа даёт воз- можность обобщить материал, изученный в разное время различными исследователями.

Название работы должно точно отражать её содержание. Нередко название сужает или расширяет предмет исследования, что недопустимо, т.к. дезориентирует читателей и слушателей и говорит о том, что автор до конца не разобрался в теме. Необходимо в общей проблеме выделить частную. В работе д.б. определены цель исследования, т.е. сформулирован конкретный вопрос, на который необходимо получить ответ, и его задачи. В ИР учащийся должен показать знание проблемы; умение анализировать, обобщать факты; делать выводы; обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

Введение. Обосновать актуальность и цель исследования. Обычно здесь содержится обзор литературы по интересующей автора проблеме. Следует приводить только те сведения, которые имеют прямое отношение к теме и задачам исследования. Заключение. Необходимо подвести итоги исследования. Выводы должны располагаться в тексте в определённом порядке: от более важных к менее важным, от общих – к частным. Также следует сделать вывод о достижении цели исследования и наметить основные направления, по которым следовало бы его продолжить.

Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе. А.Н. Колмогоров

Пазынин В.В. Модель иссл-го урока. «ИР шк-в»,4, Методы иссл-ого обуч-я: пробл.:беседа; эвристическая (поисковая) беседа; учебн.иссл-е. Приёмы ИО: пробл.вопрос; иссл-е задание. Формы ИО: пробл. лекция, пробл.семинар урок с элементами иссл-й деят-сти, экскурсия с пробл.-иссл. компонентом, лаб.раб, полевое занятие