Проект учеников 7а класса МОУ-СОШ 1 2011 г. 1. Выяснить, в чём заключаются причины популярности поэзии в годы войны. 2. Основная тематика поэзии тех лет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1915 – 1979 гг. Константин Михайлович Симонов – русский советский писатель.
Advertisements

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов Криенок Женя, Шлёпкин Денис, Алиев Фамил 6 а.
Тема урока:. Помните! Через века, Через года – Помните! О тех, Кто уже не придёт никогда, - Помните! Р.Рождественский.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов Prezentacii.com.
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ; ПОЗНАКОМИТЬ С ТВОРЧЕСТВОМ МОЛОДЫХ ПОЭТОВ- ФРОНТОВИКОВ; ВЫЯСНИТЬ, В ЧЁМ.
«Слишком трудно писать из такой оглушительной дали….» К.Симонов Фронтовое письмо.
Великая Отечественная или… горечь и боль радость со слезами на глазах «выросло поколение, не помнящее ее»
Поэзия Великой Отечественной войны Грянул год, пришёл черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете. А.Твардовский.
Презентация урока для интерактивной доски на тему: Презентация на тему: "День Победы"
Дорога жизни…. Родилась Ольга Федоровна Берггольц 16 мая (по старому стилю - 3 мая) 1910 в Петербурге, в семье заводского врача. Мать - Мария Тимофеевна.
Симонов Константин (Кирилл) Михайлович ( гг)
Сегодня будет день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминаний О подвиге и доблести отцов.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
Слышова Светлана Степановна МОУ средняя школа 14 г. Яровое, Алтайский край.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
Никто не забыт, ничто не забыто!. Вот сорок первый год, конец июня, И люди спать легли спокойно накануне. Но утром уже знала вся страна, Что началась.
Konstantin Simonov Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди,
Четыре долгих, страшных года продолжалась война, но наши деды и прадеды выстояли и победили !
Строка, оборванная пулей Судьба и творчество поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны Проект подготовлен учащимися 6а класса МОУ-СОШ 1.
Транксрипт:

Проект учеников 7а класса МОУ-СОШ г

1. Выяснить, в чём заключаются причины популярности поэзии в годы войны. 2. Основная тематика поэзии тех лет. 3.

Война… 22 июня 1941 года это слово обожгло миллионы сердец. Не было в стране ни одного человека, кто не почувствовал бы боли, горечи, страдания, услышав это слово.

Тема Великой Отечественной войны – особая страница в истории русской литературы ХХ века, она навсегда вошла в русскую литературу.

Проза, поэзия, драматургия – все жанры встали на защиту Родины. Но самым мобильным, оперативным жанром военных лет стала поэзия. Грозная сила стихов звала к отмщению, пробуждала в сердцах людей ненависть к врагу, стремление к победе.

Почему же именно поэзия получила столь огромную популярность в годы войны? Чем объяснить огромный интерес к стихам в такое далёкое от поэзии время?

В суровые для Родины дни поэты стали её чутким нервом, отражая в стихах чувства, владеющие сражающимся народом: ненависть к врагу, готовность умереть за Отчизну, веру в победу.

Поэты - фронтовики мёрзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряжённую атмосферу тех лет, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.

Стихи звучали по радио и печатались в газетах рядом со сводками Со в информбюро. Разящие, гневные и мужественные строки можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах чёрных солдатских сухарей.

В первые дни войны поэт В.Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое композитор Александров положил на музыку. Так родилась песня, ставшая символом единства всей страны в борьбе с врагом, - «Священная война».

Она пробудила дух патриотизма, её торжественные, полные духа и мощи слова и музыка поднимали народ на защиту Родины, война предстала в песне как «народная» и «священная».

Работу выполнили Брик Роман и

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в Петрограде. Мать поэта, Александра Леонидовна Оболенская, представительница древнего княжеского рода, с самого раннего возраста привила сыну любовь к литературе. Мать поэта много читала наизусть произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Отца, генерала, погибшего на фронтах первой мировой войны, Симонов не помнил.

Одной из важнейших тем творчества К. Симонова стала тема Родины. Война обостряет чувство любви поэта к родной земле, превращая его в сильнейшее оружие в борьбе с врагами, дающее силу, мужество, веру в неизбежность победы.

РОДИНА Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину - такую, Какой ее ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Гимном любви и верности стало стихотворение К. Симонова «Жди меня». Его переписывали друг у друга бойцы, его заучивали наизусть, его твердили, как молитву, которая должна уберечь от пуль, спасти от смерти, сохранить любовь. Умение ждать, по Симонову, превращается в огромный духовный подвиг, способный встать вровень с солдатским.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Работ у выполнили Шерстобитов Иль я и Фёдоров Александр

Алексей Сурков – близкий друг Константина Симонова - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке, во время затишья между боями.

«Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка…Письма в стихах были одним из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны» - так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовский в «Рассказах о твоих песнях»

Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.

Стихотворение «Предчувствие весны» поэт строит на контрасте двух сторон жизни: войны и мирных картин природы. И чем ласковее плещет речушка и ярче «звенит» солнце, тем ужасней звуки и краски войны.

ПРЕДЧУВСТВИЕ ВЕСНЫ Видно, уж нам дорога такая Жить на земле от войны к войне. Плещет речушка, у ног протекая, Ласточки гнезда вьют на стене. В золоте полдня сосен верхушки, Солнца звенящего - край не почат. А из-за леса тяжелые пушки, Не уставая, кричат и кричат. Кто запретит в этот полдень кричать им? Что им до радостной боли зерна? Им ведь не слышно, что вешним зачатьем Каждая травка напряжена. Пусть с тишиной наши судьбы в разладе,- Мы не хотим под ярмом одичать. Ради цветенья и радости ради Мы заставляем железо кричать. Пусть наше время жестоко и дико, - Вытерпи! Землю ногтями не рви. Мы для детей из железного крика Выплавим светлую песню любви.

Ведущим темами военных лет стали фронтовые будни, военное братство, подвиг на войне, ежедневный труд воина. Эти мотивы мы встречаем в творчестве С.Гудзенко, Н.Старшинова.

Работу выполнили Юсупова Сария и Крохмалюк Анастасия

В 1939г. поступил в ИФЛИ и переехал в Москву. В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 был тяжело ранен. После ранения был фронтовым корреспондентом. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. После окончания Второй мировой войны работал корреспондентом в военной газете.

В стихотворении «Перед атакой» поэт создаёт страшную картину военной жизни: это и ожидание атаки – самого страшного часа, и гибель друзей, и окоченевшая вражда, которая ведёт бойцов на врага.

Перед атакой ( 1942 год ) Когда на смерть идут - поют, а перед этим можно плакать. Ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг, весь почернел от пыли минной. Разрыв - и умирает друг. И значит - смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черёд, за мной одним идёт охота. Будь проклят сорок первый год - ты, вмёрзшая в снега пехота. Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. Разрыв - и лейтенант хрипит, и смерть опять проходит мимо. Но мы уже не в силах ждать, и нас ведёт через траншеи Окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи. Бой был короткий. А потом глушили водку ледяную, И выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую.

Работу выполнили Горюнов Евгений и Моисеев Иван

Родился в многодетной семье, где был самым младшим, восьмым ребенком. Детство прошло в Подмосковном селе Рахманове на родине отца. Родители, сами не сумевшие получить полноценного образования, приложили все усилия, чтобы дети выросли образованными людьми. В семье Старшиновых было много книг, и Николай уже подростком хорошо знал русскую классику. С 12 лет он начал писать стихи.

В 1942 со школьной скамьи Старшинов был призван в армию, стал курсантом 2 Ленинградского военного пехотного училища. В начале 1943 года получил звание старшего сержанта, попал на передовую, воевал на Западном фронте, был помощником командира пулеметного взвода. В августе 1943 в боях под Спас-Деменском получил тяжёлое ранение. Первые стихи Старшинова были напечатаны во фронтовых газетах.

Свидетельством огромного мужества, готовности стоять до последней минуты стало стихотворение Н. Старшинова «Ракет зелёные огни». В нём нет громких слов признания в любви к Родине, а есть подвиг тысяч и тысяч солдат, отдававших за неё свою жизнь.

Ракет зеленые огни По бледным лицам полоснули. Пониже голову пригни И как шальной не лезь под пули. Приказ: «Вперед!» Команда: «Встать!» Опять товарища бужу я. А кто-то звал родную мать, А кто-то вспоминал – чужую. Когда, нарушив забытье, Орудия заголосили, Никто не крикнул: «За Россию!..» А шли и гибли За нее. 1944

Родился Давид Самойлов 1 июня 1920 года в Москве. Его отец был врачом, участником Первой мировой и Гражданской войн, в годы Отечественной войны работал в тыловом госпитале. М осковское детство поэта было удивительно похоже на детство другого замечательного поэта – Бориса Пастернака. Мама Бориса Леонидовича - Розалия Кауфман, а отец Давида Самойлова – тоже Кауфман, Самуил Абрамович. Нет, они не были родственниками, просто однофамильцы, но как это близко, как символично, что в русской литературе имена этих поэтов почти всегда стоят рядышком!

В 1938 году окончил среднюю школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. В годы учебы Давид Самойлов (или Дэзик, как ласково, дружески величали его близкие) подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения» – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. Самойлов посвятил им провидческое стихотворение «Пятеро», в котором написал: Жили пятеро поэтов В предвоенную весну, Неизвестных, незапетых, Сочинявших про войну... Ощущение войны в этом стихотворении – поразительно, как и в других стихах, ставших любимыми для миллионов россиян.

В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья. Впрочем, и в начале Великой Отечественной войны он не был взят в армию по возрасту, но здесь Самойлову повезло: его направили на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. В первые месяцы войны поэт записал в тетрадь все свои неизданные произведения, которые считал для себя важными: около 30 стихотворений и стихотворных отрывков, одну комедию, три поэтических перевода. На трудовом фронте Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где некоторое время учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин.

Если вычеркнуть войну, Что останется - не густо. Небогатое искусство Бередить свою вину. Что еще? Самообман, Позже ставший формой страха. Мудрость - что своя рубаха Ближе к телу. И туман... Нет, не вычеркнуть войну. Ведь она для поколенья - Что-то вроде искупленья За себя и за страну..

Определяя свое поэтическое самоощущение, Самойлов написал: «У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». К этому поколению Самойлов относил друзей- поэтов, «Что в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом». Их гибель он ощущал как самое большое горе. Поэтической «визитной карточкой» этого поколения стало одно из самых известных стихотворений Самойлова « Сороковые, роковые » (1961).

Как это было! Как совпало Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!

В годы блокады Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе.

Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.

Я говорю за всех, кто здесь погиб. В моих стихах глухие их шаги, их вечное и жаркое дыханье. Я говорю за всех, кто здесь живет, кто проходил огонь, и смерть, и лед, я говорю, как плоть твоя, народ, по праву разделенного страданья...

...И вновь Литейный зона фронтовая. Идут войска, идут в который раз! туда, где Ленин, руку простирая, на грозный подвиг призывает нас. Они идут, колонна за колонной, еще в гражданском, тащат узелки... Невидимые красные знамена сопровождают красные полки. Так шли в Семнадцатом к тому ж вокзалу, в предчувствии страданий и побед. Так вновь идут.

Проект выполн или Ксюф Алина и Чуканова Людмила

Юлия Друнина родилась в Москве в учительской семье. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал ее отец. В 11 лет начала писать стихи. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором.

Семнадцатилетней выпускницей одной из московских школ в 1941 году добровольцем ушла на фронт: Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший 41-й год

Она записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. класса

Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад.

Трудно найти строки, которые бы так кратко и точно передали ощущение людей, прошедших войну: Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Какие удивительные лица Военкоматы видели тогда! Текла красавиц юных череда... Все шли и шли они – Из средней школы, С филфаков, Из МЭИ и из МАИ, Цвет юности, Элита комсомола, Тургеневские девушки мои!

Нет, это не заслуга, а удача Стать девушке солдатом на войне, Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы стыдно было б мне !...