Лекция 12.Эволюция сословного самосознания и самовыражения Для Российской империи была характерна сложная социальная структура, деление общества на сословия,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3. Духовно-нравственное воспитание детей. Воспитание детей – основывалось на традициях и целях. Цели воспитания сводились к выполнению мужчинами.
Advertisements

Лекция 2. Особенности семейно –бытового уклада История развития семейных отношений у запорожских и донских казаков- основателей ККВ. Образование семейных.
5класс Кубанские говоры. Цель: Сформировать представление о кубанских диалектах как о части духовной культуры, неразрывно связанной с историей малой родины;
На эволюцию всего человечества огромное влияние оказывал труд, общественный образ жизни и характер труда.
Лекция 9. Ментальность казаков в эволюции общественно-правовых воззрений Административное устройство кубанских станиц. Порядок землепользования у казаков.
Брак, условия его заключения. Права и обязанности супругов.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАЗАКОВ И КАЗАЧЕК ! --- Герасименко Валерия 7 «В» класс.
Приведение к Военной присяге - это один из первых важных актов военной службы, с которым сталкивается человек, вступив на стезю ратного дела.
Презентация по кубановедению адыгов и казаков Роман Папия 10 « А » класс.
Подготовила учитель МБОУ СОШ 6 ст. Кущевской Краснодарского края Степаненко Галина Олеговна.
На уроке! Вопрос урока!!! Какие изменения произошли в российском обществе в конце XIX века, по сравнению с началом века? Заполнить таблицу! Представитель.
Каков казак, таков и рысак Казачья смелость порушит любую крепость У казака и дышло стреляет.
Вопросы для повторения Богатство, способы получения богатства Образ жизни богатых, Уровень жизни, его составляющие Примеры бедности из СМИ.
Правовая культура донских казаков правовая культура донских казаков.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Презентацию подготовила Ученица 11 класса « А » МБОУ СОШ 16 История казачества.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: слайдовое сопровождение к уроку "Законы Запорожской Сечи"( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
«От прошлого к настоящему» Жизнь казаков.. Кто такие казаки? Казаки́ (казаки́) субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА… ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И ЗАСЕЛЕНИЯ КАНЕЛОВСКОГО КУРЕНЯ Творческий проект учащихся 9 Б класса к Единому Всекубанскому уроку «Судьба.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА 1.Особенности социальной системы 2. Социальные институты.
Транксрипт:

Лекция 12.Эволюция сословного самосознания и самовыражения Для Российской империи была характерна сложная социальная структура, деление общества на сословия, и казачество, с юридической точки зрения, выделялось как военно- служилое сословие. Основной формой проживания и территориальной организации казачества выступало войско – целостный военно-административный и хозяйственный организм.

Сословные особенности казачества Казачество отличалось от других сословий более замкнутым характером, относительной изолированностью от других классов и сословий российского общества

Двойственность сущности казачества Религиозность – Православие, но нормы морали в некоторых случаях отличались от принятых в православии. Наряду с холостыми казаками были и женатые. В финансово-экономическом отношении среди казаков были и крупные собственники (паны, домовитые), и нищие (сирома, голытьба). Профессия - война являлась главным предназначением, хотя казаки были и умелыми земледельцами, учителями, писателями, священнослужителями, учёными. После снятия военной угрозы с юга казачество не слилось с регулярной армией, не образовалось в религиозную конфессию, не стало самостоятельным этносом, но отличало себя от других групп русского народа.

«Кубанцы», «кубанское казачество» На Кубани украинская этнографическая группа, представленная черноморским казачеством, тесно взаимодействовала с русской этнографической группой – линейным казачеством. Этому способствовали совместная служба, смешанные браки, близость культуры, вероисповедание Взаимопроникновение культур черноморского и линейного казачеств способствовало становлению нового самосознания "кубанцы", "кубанское казачество"

Корни воинской отваги и удали казаков Историк С.М. Соловьев: "Отвага, нужная человеку, решившемуся оставить родину, идти в степь, в неведомую страну, эта отвага поддерживается в нем жизнью в степи, где он предоставлен одним собственным силам, должен постоянно стоять настороже против степных хищников. Отсюда эти люди должны соединяться в братства, общины, для которых война служит главным занятием. Так границы государства населялись казаками" Л.Н. Толстой, размышляя о казачестве, пришел к выводу, что граница родила казачество, а казачество создало Россию. Историк XIX в. Д.Л. Мордовцев: «В казаки уходило все, что не уживалось с тяжелым строем жизни, самодурством богатого вместе с неограниченным произволом всяких судей,– все это, вместе взятое, заставляло многих людей идти, куда глаза глядят, и все это большей частью шло к окраинам».

Генетическая основа казачества люди вольнолюбивые и смелые, не желавшие покоряться угнетателям и отважившиеся убежать на Дон или Запорожье; сумевшие, благодаря ловкости и находчивости, добраться до вольных пограничных окраин России; закалившие свой характер и отточившие воинское мастерство в постоянных войнах.

Древность рода, срок поступления в казачество В отношениях казаков между собою брался в расчет не возраст, а время поступления их в Сечь; кто вступил раньше, тот имел преимущество перед вступившим позже, оттого последний называл первого "батьком", а первый последнего "сынком", хотя батьку могло быть двадцать, а сынку сорок лет. Эта запорожская особенность нашла устойчивое отражение в ментальности кубанских казаков – до настоящего времени казаки похваляются, подобно дворянам, древностью рода или более ранним вступлением в казачье общество.

Культ фамилии Предметом гордости кубанских казаков, особенно в станицах бывшей Черномории, являлись фамилии, произошедшие от прозвищ, данных предкам в Запорожской Сечи за заслуги, внешние качества или характер – Головатый, Подопригора, Обертас, Рябоконь, Волкорез и т.п. Такие фамилии указывали на принадлежность к старинным казачьим родам. О себе потомки запорожцев с колоритными фамилиями с гордостью говорили: "Я есть казак именитый".

Культ, любовь к личному оружию Для кубанских казаков в русской армии делалось существенное исключение - им разрешалось выходить на службу с шашками и кинжалами отцов и дедов. Холодное оружие, портупея и пр. являлись собственностью казачьих семей, бережно хранились в их домах.

Привычка казаков к военной опасности Ф.А. Щербина : "Бывало, казаки отправятся на залогу и вместо того, чтобы сидеть смирно, закурят трубку и заведут разговоры между собою, сначала шепотом, а потом вслух, а там разойдутся – и хохотать начнут". В.П. Бардадым: «В осажденном Севастополе, посреди площади четвертого бастиона, в самом уязвимом для вражеской картечи месте, спал после ночной разведки черноморский пластун, а рядом с ним дремал на неразорвавшейся бомбе его товарищ».

Отношение к материальному благополучию В ментальности казаков восточных станиц Кубани стремление достичь материального благополучия менее развито, чем у черноморцев, соответственно и уровень жизни был несколько ниже. Характерным показателем в этом отношении является количество торговых лавок соответствующих станиц. Например, к 1880 г. в Майкопском уезде бывшего Кавказского линейного войска было 249 лавок на 74 населенных пункта, тогда как в Ейском уезде бывшей Черномории – 261 лавка на 32 населенных пункта.

Отношение с иногородними В 1861 г. иногородних зарегистрировано 5243 чел., В 1873 г. их насчитывалось 250 тыс. человек, и прибытие не сокращалось. Согласно переписи 1897 г. казачество насчитывало человека, что составляло 41 процент населения области. В станицах преобладали казаки. Здесь иногородние составляли только 24 процента. Взаимоотношения между ними зачастую были весьма сложными: казаки (в лице атаманов, правлений, совета стариков и станичных сходов) не признавали за иногородними равных прав, оскорбляли их. "Когда казаки плачут? Когда кацапы поют: "Ты, Кубань, ты – наша родина!"

Методы сохранения сословной обособленности Культивировалось презрительное отношение к иногородним: евреям, цыганам и т.д. В формировании негативного образа инородца участвовала официальная пресса. В газете "Кубанские областные ведомости" от 12 июля 1911 г. имеется статья "Новая еврейская выходка против русских", где говорится, что евреи являются "элементом России враждебным и к тому же не брезгающим никакими средствами для личной наживы". В газете от 27 августа 1911 г. пишется: "У нас туземцы акушерки, врачи, юристы – русских меньше, даже суд заполнен туземцами… В любой больнице служащие все евреи… Сейчас туземцу легче живется в России, чем русскому человеку…"

Отношение к горцам Первым признанием на государственном уровне военно- культурного влияния адыгов на казаков было наличие в официальном описании 1817 г. одежды "черкесского образца". Историк А.В.Сопов отмечает: «…культ старшинства, раздельность мужской и женской сферы семейно- бытовых отношений, культ воинственности, удальства и молодечества указывают на схожесть некоторых ментальных особенностей казаков и адыгов. Л.Н. Толстой отмечал, что «казак, по влечению менее ненавидит джигита – горца, который убил его брата, чем русского солдата, который живёт у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату…Собственно, русский мужик для казака есть какое- то чуждое и презренное существо».

Культ "ридной мовы" Даже на современном этапе представители казачьих обществ, желая подтвердить свое казачье происхождение, в общении друг с другом пытаются разговаривать ("балакать") на кубанском диалекте. До сих пор среди коренных кубанцев существует полушутливый способ отличать "своих" от "чужих" по манере говорить, который заключается в том, что испытуемому предлагается произнести фразу "билэньке тылятко".

В результате эволюции казачьих общин, составивших основу кубанского казачества, сформировалось замкнутое военно-служилое сословие, ментальной особенностью которого было стремление служить отечеству и центральной власти в борьбе не только с внешними, но и внутренними врагами. Сословное самосознание и самовыражение основывалось на гордости за принадлежность к военному сословию и пренебрежительном отношении к неказакам.

Особенности самосознания. КУЛЬТЫ ( предки, фамилия, дети, «ридна мова»). Отношение к иногородним, представителям других национальностей). Внешний вид (одежда, обувь, прическа, осанка, взгляд, походка). Консерватизм. Преданность обычаям, ритуалам, бытовым особенностям и манерам.