Лекция 12.Эволюция сословного самосознания и самовыражения Для Российской империи была характерна сложная социальная структура, деление общества на сословия, и казачество, с юридической точки зрения, выделялось как военно- служилое сословие. Основной формой проживания и территориальной организации казачества выступало войско – целостный военно-административный и хозяйственный организм.
Сословные особенности казачества Казачество отличалось от других сословий более замкнутым характером, относительной изолированностью от других классов и сословий российского общества
Двойственность сущности казачества Религиозность – Православие, но нормы морали в некоторых случаях отличались от принятых в православии. Наряду с холостыми казаками были и женатые. В финансово-экономическом отношении среди казаков были и крупные собственники (паны, домовитые), и нищие (сирома, голытьба). Профессия - война являлась главным предназначением, хотя казаки были и умелыми земледельцами, учителями, писателями, священнослужителями, учёными. После снятия военной угрозы с юга казачество не слилось с регулярной армией, не образовалось в религиозную конфессию, не стало самостоятельным этносом, но отличало себя от других групп русского народа.
«Кубанцы», «кубанское казачество» На Кубани украинская этнографическая группа, представленная черноморским казачеством, тесно взаимодействовала с русской этнографической группой – линейным казачеством. Этому способствовали совместная служба, смешанные браки, близость культуры, вероисповедание Взаимопроникновение культур черноморского и линейного казачеств способствовало становлению нового самосознания "кубанцы", "кубанское казачество"
Корни воинской отваги и удали казаков Историк С.М. Соловьев: "Отвага, нужная человеку, решившемуся оставить родину, идти в степь, в неведомую страну, эта отвага поддерживается в нем жизнью в степи, где он предоставлен одним собственным силам, должен постоянно стоять настороже против степных хищников. Отсюда эти люди должны соединяться в братства, общины, для которых война служит главным занятием. Так границы государства населялись казаками" Л.Н. Толстой, размышляя о казачестве, пришел к выводу, что граница родила казачество, а казачество создало Россию. Историк XIX в. Д.Л. Мордовцев: «В казаки уходило все, что не уживалось с тяжелым строем жизни, самодурством богатого вместе с неограниченным произволом всяких судей,– все это, вместе взятое, заставляло многих людей идти, куда глаза глядят, и все это большей частью шло к окраинам».
Генетическая основа казачества люди вольнолюбивые и смелые, не желавшие покоряться угнетателям и отважившиеся убежать на Дон или Запорожье; сумевшие, благодаря ловкости и находчивости, добраться до вольных пограничных окраин России; закалившие свой характер и отточившие воинское мастерство в постоянных войнах.
Древность рода, срок поступления в казачество В отношениях казаков между собою брался в расчет не возраст, а время поступления их в Сечь; кто вступил раньше, тот имел преимущество перед вступившим позже, оттого последний называл первого "батьком", а первый последнего "сынком", хотя батьку могло быть двадцать, а сынку сорок лет. Эта запорожская особенность нашла устойчивое отражение в ментальности кубанских казаков – до настоящего времени казаки похваляются, подобно дворянам, древностью рода или более ранним вступлением в казачье общество.
Культ фамилии Предметом гордости кубанских казаков, особенно в станицах бывшей Черномории, являлись фамилии, произошедшие от прозвищ, данных предкам в Запорожской Сечи за заслуги, внешние качества или характер – Головатый, Подопригора, Обертас, Рябоконь, Волкорез и т.п. Такие фамилии указывали на принадлежность к старинным казачьим родам. О себе потомки запорожцев с колоритными фамилиями с гордостью говорили: "Я есть казак именитый".
Культ, любовь к личному оружию Для кубанских казаков в русской армии делалось существенное исключение - им разрешалось выходить на службу с шашками и кинжалами отцов и дедов. Холодное оружие, портупея и пр. являлись собственностью казачьих семей, бережно хранились в их домах.
Привычка казаков к военной опасности Ф.А. Щербина : "Бывало, казаки отправятся на залогу и вместо того, чтобы сидеть смирно, закурят трубку и заведут разговоры между собою, сначала шепотом, а потом вслух, а там разойдутся – и хохотать начнут". В.П. Бардадым: «В осажденном Севастополе, посреди площади четвертого бастиона, в самом уязвимом для вражеской картечи месте, спал после ночной разведки черноморский пластун, а рядом с ним дремал на неразорвавшейся бомбе его товарищ».
Отношение к материальному благополучию В ментальности казаков восточных станиц Кубани стремление достичь материального благополучия менее развито, чем у черноморцев, соответственно и уровень жизни был несколько ниже. Характерным показателем в этом отношении является количество торговых лавок соответствующих станиц. Например, к 1880 г. в Майкопском уезде бывшего Кавказского линейного войска было 249 лавок на 74 населенных пункта, тогда как в Ейском уезде бывшей Черномории – 261 лавка на 32 населенных пункта.
Отношение с иногородними В 1861 г. иногородних зарегистрировано 5243 чел., В 1873 г. их насчитывалось 250 тыс. человек, и прибытие не сокращалось. Согласно переписи 1897 г. казачество насчитывало человека, что составляло 41 процент населения области. В станицах преобладали казаки. Здесь иногородние составляли только 24 процента. Взаимоотношения между ними зачастую были весьма сложными: казаки (в лице атаманов, правлений, совета стариков и станичных сходов) не признавали за иногородними равных прав, оскорбляли их. "Когда казаки плачут? Когда кацапы поют: "Ты, Кубань, ты – наша родина!"
Методы сохранения сословной обособленности Культивировалось презрительное отношение к иногородним: евреям, цыганам и т.д. В формировании негативного образа инородца участвовала официальная пресса. В газете "Кубанские областные ведомости" от 12 июля 1911 г. имеется статья "Новая еврейская выходка против русских", где говорится, что евреи являются "элементом России враждебным и к тому же не брезгающим никакими средствами для личной наживы". В газете от 27 августа 1911 г. пишется: "У нас туземцы акушерки, врачи, юристы – русских меньше, даже суд заполнен туземцами… В любой больнице служащие все евреи… Сейчас туземцу легче живется в России, чем русскому человеку…"
Отношение к горцам Первым признанием на государственном уровне военно- культурного влияния адыгов на казаков было наличие в официальном описании 1817 г. одежды "черкесского образца". Историк А.В.Сопов отмечает: «…культ старшинства, раздельность мужской и женской сферы семейно- бытовых отношений, культ воинственности, удальства и молодечества указывают на схожесть некоторых ментальных особенностей казаков и адыгов. Л.Н. Толстой отмечал, что «казак, по влечению менее ненавидит джигита – горца, который убил его брата, чем русского солдата, который живёт у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату…Собственно, русский мужик для казака есть какое- то чуждое и презренное существо».
Культ "ридной мовы" Даже на современном этапе представители казачьих обществ, желая подтвердить свое казачье происхождение, в общении друг с другом пытаются разговаривать ("балакать") на кубанском диалекте. До сих пор среди коренных кубанцев существует полушутливый способ отличать "своих" от "чужих" по манере говорить, который заключается в том, что испытуемому предлагается произнести фразу "билэньке тылятко".
В результате эволюции казачьих общин, составивших основу кубанского казачества, сформировалось замкнутое военно-служилое сословие, ментальной особенностью которого было стремление служить отечеству и центральной власти в борьбе не только с внешними, но и внутренними врагами. Сословное самосознание и самовыражение основывалось на гордости за принадлежность к военному сословию и пренебрежительном отношении к неказакам.
Особенности самосознания. КУЛЬТЫ ( предки, фамилия, дети, «ридна мова»). Отношение к иногородним, представителям других национальностей). Внешний вид (одежда, обувь, прическа, осанка, взгляд, походка). Консерватизм. Преданность обычаям, ритуалам, бытовым особенностям и манерам.