Проектиппро Системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС Душенина Татьяна Владимировна канд. биол. наук, заведующая кафедрой педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС.
Advertisements

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 169 Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Урок как основная форма реализации требований ФГОС.
LOGO Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС МБОУ Спасская гимназия.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
LOGO Системно – деятельностный подход в реализации ФГОС Работу выполнила Нистратова Римма Ивановна, учитель начальных классов МОУ.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Русские народные загадки. Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе. Подготовила учитель начальных классов Мишина Е.А.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
LOGO Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг. Системно.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

проектиппро Системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС Душенина Татьяна Владимировна канд. биол. наук, заведующая кафедрой педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

LOGO Собственная учебная деятеьность школьников – важная составляющая СДП Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение 1 Базируется на принципе доступностиОпирается на зону ближайшего развития 2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД 3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Развивающий урокТрадиционный урок 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

ФГОС парадигма ЗУН 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

ФГОС парадигма ЗУН 10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие Личностное воздействие не реализуется

Учебная деятельность- самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает

Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?

Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как?

Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно?

Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?

метапредметные способности - универсальные способности учащихся, проявляющиеся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности (С. Г. Воровщиков, 2003; И. А. Зимняя, 2003, Д. В. Татьянченко, 2004; М. М. Поташник, 2007 и др.)

Федеральный государственный образовательный стандарт совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего / основного общего / среднего (полного) образования

Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценки достижений Целевой раздел Программа формирования УУД Программы отдельных учебных предметов Программа дух.нрав. развития, воспитания Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ Программа коррекционной работы Содержа тельный раздел Учебный план НОО План внеурочной деятельности Система условий реализации ООП Организа ционный раздел Структура ООП НОО

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего образования

Система универсальных учебных действий, выступает как инвариантная основа образовательного процесса, обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

22 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

Личностные УУД Самоопределение Самоопределение (ф-е основ гражданской идентичности, адекватной нравственной самооценки, ознакомление с миром профессий, их значимости и др.) Смыслообразование Смыслообразование (ф-е ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности) Нравственно-этическое оценивание Нравственно-этическое оценивание (знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступка, развитие этических чувств, развитие доброжелательности, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости и др.)

личностных Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие личностных УУД «вырази отношение», «объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не нравится», «хорошо – плохо», «красиво – некрасиво» и др.

1.Выразить свое отношение к паралимпийским играм 2.Составить распорядок дня 3.Следить за осанкой во время выполнения домашнего задания 4.Подготовить информационный листок на тему «Психическое здоровье» 5.Организовать экологическую акцию 6.Обобщить опыт антинаркотической пропаганды в странах Европы 7.Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека 8.Вести дневник тренировок 9.Обсудить с родителями проблему вакцинации против гриппа Л Л Учебные задачи по формированию УУД

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

личностные результаты выпускников в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль, включая волевую саморегуляцию Коррекция Оценка

регулятивных Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие регулятивных УУД «найди (исправь) ошибки», «план», «набросок», «алгоритм», «оцени работу», «по образцу», «прикидка», «прогноз» и др.

1.Выразить свое отношение к паралимпийским играм 2.Составить распорядок дня 3.Следить за осанкой во время выполнения домашнего задания 4.Подготовить информационный листок на тему «Психическое здоровье» 5.Организовать экологическую акцию 6.Обобщить опыт антинаркотической пропаганды в странах Европы 7.Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека 8.Вести дневник тренировок 9.Обсудить с родителями проблему вакцинации против гриппа Р Р Р Р Учебные задачи по формированию УУД

Познавательные УУД Общеучебные Общеучебные (работа с информацией, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач и др.) Логические, включая постановку и решение проблем Логические, включая постановку и решение проблем (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, создание способов решения проблем творческого и поискового характера и др.) Моделирование Моделирование (кодирование – декодирование, умение строить и использовать наглядные модели, схемы, диаграммы, чертежи)

познавательных Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие познавательных УУД «назови», «графически обозначь», «составь текст», «расскажи», «вспомни», «сделай вывод», «найди в словаре, справочнике» и др.

1.Выразить свое отношение к паралимпийским играм 2.Составить распорядок дня 3.Следить за осанкой во время выполнения домашнего задания 4.Подготовить информационный листок на тему «Психическое здоровье» 5.Организовать экологическую акцию 6.Обобщить опыт антинаркотической пропаганды в странах Европы 7.Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека 8.Вести дневник тренировок 9.Обсудить с родителями проблему вакцинации против гриппа П П Учебные задачи по формированию УУД

Коммуникативные УУД Учебное сотрудничество Согласование действий с партнером Постановка вопросов Построение речевых высказываний Умение слушать и слышать

коммуникативных Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие коммуникативных УУД «объясни», «сформулируй», «составь рассказ», «дай характеристику», «опиши», «выскажи»,«работай в группе (паре)» и др.

1.Выразить свое отношение к паралимпийским играм 2.Составить распорядок дня 3.Следить за осанкой во время выполнения домашнего задания 4.Подготовить информационный листок на тему «Психическое здоровье» 5.Организовать экологическую акцию 6.Обобщить опыт антинаркотической пропаганды в странах Европы 7.Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека 8.Вести дневник тренировок 9.Обсудить с родителями проблему вакцинации против гриппа К Учебные задачи по формированию УУД

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.

Оценка метапредметных результатов 1.специально сконструированные диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий 2.выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; 3.комплексных заданий на межпредметной основе

Состав здорового образа жизни: 1.здоровое питание; 2.адекватная физическая активность; 3.рациональный режим труда и отдыха; 4.отсутствие вредных привычек и противодействие вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, других веществ; 5.соблюдение правил личной и школьной гигиены; 6.медицинская активность; 7.безопасное поведение, способствующее предотвращению отрицательных влияний на здоровье факторов микро- и макросреды среды.

в сфере здорового питания знает основные принципы здорового питания (рацион и режим питания); основы гигиены питания; основные правила приготовления и хранения пищи с учетом гигиенических требований.

в сфере здорового питания умеет определить качество продуктов (отличить доброкачественные от испорченных); составить рацион, меню, приготовить и сохранить пищу в домашних и полевых условиях.

в сфере здорового питания владеет навыками гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи.

Перечень основных поисковых систем сети Интернет Коллекции электронных образовательных ресурсов 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»

Образовательные Интернет-порталы Сайт Министерства образования и науки РФ 2. Сайт Рособразования 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Российский образовательный портал 5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 6. Школьный портал 7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» 8. Российский портал открытого образования 9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября» Математика в школе – консультационный центр Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» Коллекция «Мировая художественная культура» Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала 15.Портал «Музеи России» Учительская газета

17. Журнал «Начальная школа» Газета «1 сентября» ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей Сеть творческих учителей Журнал «Наука и образование» Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО Сайт образовательной системы Л.В. Занкова Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Сайт образовательной системы «Школа 2100» Сайт издательства «Вентана-Граф Сайт издательства «Академкнига/Учебник сайт издательства «Дрофа»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ В презентации использованы слайды следующих авторов: Черемисиной В.Г., к.п.н., зав кафедрой НОО КРИПКиПРО, г. Кемерово Лебедевой Е.П., к.п.н., доцента кафедры НОО КРИПКиПРО г. Кемерово Образцовой Л.Н. mo/urok-v-sootvetstvii-fgoshttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/urok-v-sootvetstvii-fgos Челмакиной Л.В. mo/sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-v-usloviyakh-fgoshttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-v-usloviyakh-fgos