Русская сорочица (рубаха) Выполнила: ученица 9 класса МОУ СОШ 4 Хонюкова Валентина 7 июля 1994г. Оренбургская область г. Новотроицк с. Хабарное ул. М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Комогорцева Т.А. Учитель ИЗО искусства..
Advertisements

Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
ОДЕЖДА ДРЕВНИХ СЛАВЯН Автор: Хританько Мария, ученица 6а мариинского класса МКОУ-СОШ 2 города Тавды Свердловской области Февраль 2014 года.
«Без памяти – нет традиций, Без традиций – нет культуры, Без культуры – нет воспитания, Без воспитания – нет духовности, Без духовности – нет личности,
РУССКИЕ КОСТЮМЫ В 19 ВЕКЕ.. Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного.
Автор Романова Елена Николаевна Учитель технологии МОУ «СОШ 3» Г. Сосновый Бор 2008 год.
Тема урока: «Изготовление куклы берегини » 5 класс.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Материал к уроку ИЗО по теме « Народный костюм в зеркале истории» 6 класс НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РОССИИ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ МИРА.
. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
Косоворотка Большаков Игорь 3 «Б». Косоворотка рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
РУССКИЙ КОСТЮМ 19 ВЕКА. Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Путешествие к Древним Славянам В этом увлекательном рассказе-презентации я постараюсь описать образ и условия жизни древних славян. Параллельно я прочитаю.
Русский народный костюм Жукова Л. Е. Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский.
МАОУ СОШ 24 Ученица 5 А класса Сергеева Софья Учитель Усанова Н.С. г. Калининград 2018 Творческий проект «Фартук»
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
ИСТОРИЯ СЛОВА « РУБАШКА ». ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ Ученик 5- ого класса Батраков Алексей. МОУ Козьмодемьянская ООШ.
Транксрипт:

Русская сорочица (рубаха) Выполнила: ученица 9 класса МОУ СОШ 4 Хонюкова Валентина 7 июля 1994г. Оренбургская область г. Новотроицк с. Хабарное ул. М. Корецкой 1. Руководитель работы: Руководитель работы: учитель технологии IIкатегории Сорокина Валентина Павловна. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов г. Новотроицка».

Цель: Исследовать русскую народную женскую одежду (рубаху).

Задачи: 1. Изучить материалы по теме «Русская культура - раздел одежда» 2. Исследовать древнейшую, распространённую нательную одежду древних славян - рубаху. 3. Создать своими руками куклу в русской народной одежде 4. Представить результаты работы.

Актуальность: Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубоко изучения традиции не возможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубоко изучения традиции не возможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народная традиционная РУБАХА Рубаха - самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети. Рубаха - самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети. Множество обычаев, поверий и обрядов связано с рубахой, с ее изготовлением и ношением. Родился человек. Первые минуты, часы, дни его пребывания в незнакомом ему мире сопровождались многочисленными ритуалами. Они исполнялись для того, чтобы обеспечить новому человеку здоровье, приобщить его к миру людей, определить его жизненный путь. Множество обычаев, поверий и обрядов связано с рубахой, с ее изготовлением и ношением. Родился человек. Первые минуты, часы, дни его пребывания в незнакомом ему мире сопровождались многочисленными ритуалами. Они исполнялись для того, чтобы обеспечить новому человеку здоровье, приобщить его к миру людей, определить его жизненный путь.

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» «кусок, отрез, обрывок ткани»и (родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать»). Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» «кусок, отрез, обрывок ткани»и (родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать»). Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки.

Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень». Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.

Основным изделием в русской народной одежде считается рубаха, как для мужчины, так и для женщины. Женские рубахи имеют множество отличий в центральном, северном и южном регионах. Но их объединяют и многие закономерности. Изучив их, мы можем из современных льняных, шелковых, хлопчатобумажных тканей создавать разнообразные рубахи, как повседневные, так и праздничные. Женские рубахи имеют множество отличий в центральном, северном и южном регионах. Но их объединяют и многие закономерности. Изучив их, мы можем из современных льняных, шелковых, хлопчатобумажных тканей создавать разнообразные рубахи, как повседневные, так и праздничные. Рубахи севера отличаются более нежной гаммой, выбором тонких кружевных и ажурных тканей, либо шелковых, затканных узорами растительного характера. Рубахи севера отличаются более нежной гаммой, выбором тонких кружевных и ажурных тканей, либо шелковых, затканных узорами растительного характера.

Особо выделяются северные рубахи Архангельской губернии. Красные узоры на белом, белые узоры на красном - основное отличие декора. Вся жизнь человека и его место в космическом мире отражены здесь в вышивке и ткачестве. Особо выделяются северные рубахи Архангельской губернии. Красные узоры на белом, белые узоры на красном - основное отличие декора. Вся жизнь человека и его место в космическом мире отражены здесь в вышивке и ткачестве. В центре уже наблюдается смешение с подсказками Юга, где декорирование рукавов и падолов рубах носит фантастический характер. Например, рубахи Тверской земли (центр) - белы или цвета топленого молока, очень мало вышивки. А у земли Московской - уже много красивого цвета, богатый декор рукавов, ворота, подола. В центре уже наблюдается смешение с подсказками Юга, где декорирование рукавов и падолов рубах носит фантастический характер. Например, рубахи Тверской земли (центр) - белы или цвета топленого молока, очень мало вышивки. А у земли Московской - уже много красивого цвета, богатый декор рукавов, ворота, подола. Рубахи юга, выполненные из холста или других тканей, ярко и красочно декорированы вышивкой, тесьмами, отличительная деталь - полик, контрастная плечевая вставка. Рубахи юга, выполненные из холста или других тканей, ярко и красочно декорированы вышивкой, тесьмами, отличительная деталь - полик, контрастная плечевая вставка. Все украшения рубах несли обереговый характер. Рубахи передавали из поколения в поколение, из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери - дочери. Берегли венчальные и боевые рубахи. В них обряжали в последний путь. Все украшения рубах несли обереговый характер. Рубахи передавали из поколения в поколение, из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери - дочери. Берегли венчальные и боевые рубахи. В них обряжали в последний путь.

Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: "чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его". Завертывание ребенка в рубаху отца - общераспространенный обычай у восточных славян. Стирать ее не полагалось: "тогда смоешь силу и любовь отца". Одежда мужа и отца имела охранительную символику. Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: "чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его". Завертывание ребенка в рубаху отца - общераспространенный обычай у восточных славян. Стирать ее не полагалось: "тогда смоешь силу и любовь отца". Одежда мужа и отца имела охранительную символику.

Одежда вообще, в народном представлении, теснейшим образом связана с ее носителем и отождествляется с ним. Заворачивание ребенка в отцовскую рубаху означало принятие ребенка отцом. Ребенок становился продолжением не только матери, но и отца, его частью. А старые поношенные вещи воплощали идею преемственности, передачу благ и ценностей от одного поколения к другому. Одежда вообще, в народном представлении, теснейшим образом связана с ее носителем и отождествляется с ним. Заворачивание ребенка в отцовскую рубаху означало принятие ребенка отцом. Ребенок становился продолжением не только матери, но и отца, его частью. А старые поношенные вещи воплощали идею преемственности, передачу благ и ценностей от одного поколения к другому. Через шесть недель после рождения ребенка его крестная мать приносила ребенку в подарок рубашечку, крестик и поясок. Крестильная пеленка особо украшалась. В некоторых местах ею служила венчальная рубаха отца. После крещения крестная мать впервые подпоясывала ребенка, с этого момента он носил пояс. В московской губернии обряд первого опоясывания совершается лишь через год после рождения ребенка; при этом крестная ставит своего крестника к печному столбу и говорит, одевая ему пояс: "будь здоров и толстой, как столб печной!" Через шесть недель после рождения ребенка его крестная мать приносила ребенку в подарок рубашечку, крестик и поясок. Крестильная пеленка особо украшалась. В некоторых местах ею служила венчальная рубаха отца. После крещения крестная мать впервые подпоясывала ребенка, с этого момента он носил пояс. В московской губернии обряд первого опоясывания совершается лишь через год после рождения ребенка; при этом крестная ставит своего крестника к печному столбу и говорит, одевая ему пояс: "будь здоров и толстой, как столб печной!" Подросшие дети носили одни рубашки с поясами. Детская одежда у славян не имела половых различий. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей. Подросшие дети носили одни рубашки с поясами. Детская одежда у славян не имела половых различий. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей.

В ряде мест в 6-8 лет мальчику надевали штаны, а девочке юбку. Во многих областях детям вообще не полагалось одежды из новой материи. Девочка до совершеннолетия могла ходить в одной рубахе с поясом и лишь в праздники на нее надевали сарафан или рубаху поновее. Во многих областях детям вообще не полагалось одежды из новой материи. Девочка до совершеннолетия могла ходить в одной рубахе с поясом и лишь в праздники на нее надевали сарафан или рубаху поновее.

Итак, основой народного костюма является рубаха. У мужчин она имела длину до колен или короче. Женская рубаха длиной своей чаще доходила до середины голени, но могла быть до пят, либо напротив, короткой - до пояса. Любая рубаха обязательно подпоясывалась. Декор обычно располагался вокруг горловины, разреза не груди, у линии соединения рукава с проймой (плечом), рукав сверху, по низу рубахи и низу рукавов. У мужчин она имела длину до колен или короче. Женская рубаха длиной своей чаще доходила до середины голени, но могла быть до пят, либо напротив, короткой - до пояса. Любая рубаха обязательно подпоясывалась. Декор обычно располагался вокруг горловины, разреза не груди, у линии соединения рукава с проймой (плечом), рукав сверху, по низу рубахи и низу рукавов.

Колядник.

Косоклинная

Маки

Национальная

Покосная

Праздничная

Традиционная

Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем больше репродуктивная функция одетой в нее женщины. Можно предположить, что украшая подол рубахи женщина рассчитывала, прикасаясь подолом к земле и травам, передать им силу плодородия, таящуюся в закодированных орнаментах вышивки и ткачества. Процесс этот, вероятно, мыслился как обратимый, т.е. и женщина в свою очередь через такие орнаменты при соприкосновении их с землей и травами обретала большую репродуктивную силу. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем больше репродуктивная функция одетой в нее женщины. Можно предположить, что украшая подол рубахи женщина рассчитывала, прикасаясь подолом к земле и травам, передать им силу плодородия, таящуюся в закодированных орнаментах вышивки и ткачества. Процесс этот, вероятно, мыслился как обратимый, т.е. и женщина в свою очередь через такие орнаменты при соприкосновении их с землей и травами обретала большую репродуктивную силу.

Заключение Проведя исследование, я усмотрела разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Но в моей работе я исследовала рубаху немного раньше. Все украшения рубах несли обереговый характер. Рубахи передавали из поколения в поколение, из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери - дочери. Берегли венчальные и боевые рубахи. В них обряжали в последний путь. Кто сказал, что создать кукол своими руками – это ребячество? Тот, кто это говорит, просто не знает, что создать куклу да и ещё своими руками порой ничуть не легче. Но я преодолела это и создала куклу в русском народном костюме. Кто сказал, что создать кукол своими руками – это ребячество? Тот, кто это говорит, просто не знает, что создать куклу да и ещё своими руками порой ничуть не легче. Но я преодолела это и создала куклу в русском народном костюме. Я исследовала русскую народную женскую одежду, а точнее - рубаху. И пришла к выводу, что рубашка определялась фактически как вторая кожа, т. е. вторая сущность человека, и поэтому на ней оформлялись, естественно, детали, призванные защищать определенные части тела человека. Рубашка – это часть народного костюма, а значит это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.

Литература: Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство. М., 1963 Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство. М., 1963 Россихина С.В. Русская народная игрушка. М., 1970 Россихина С.В. Русская народная игрушка. М., 1970 Шпикалов А. Русская игрушка. М., 1974 Шпикалов А. Русская игрушка. М., 1974 А. И. Асову Народная культура Руси. А. И. Асову Народная культура Руси. http: //narodko/ru/artiche/vio/rubaha/htm http: //narodko/ru/artiche/vio/rubaha/htm http: //narodko/ru/artiche/ahat http: //narodko/ru/artiche/ahat http: //narodko/ru/artiche/teatpko http: //narodko/ru/artiche/teatpko http: //narodko/ru/artiche/zama http: //narodko/ru/artiche/zama