Развитие речи детей 2-3 лет на занятиях Программа «Из детства в отрочество» Выполнила: младший воспитатель дошкольной группы МОУ УГ 3 им. О.Г.Макарова Г. Удомля Скороходова Любовь Алексеевна
Актуальность данной темы в том, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, поэтому необходима система мероприятий, направленная на развитие речи детей еще в раннем возрасте.
Цель работы изучить психологопедагогические аспекты по развитию речи детей 2-3 лет программы «Из детства в отрочество»,
Задачи: - дать определение понятия «развитие речи», -определить содержание работы по развитию речи на занятиях по программе «Из детства в отрочество», - составить рекомендации для воспитателей и родителей по формированию речи на основе используемой программы.
Развитие речи – это сложный процесс речевой деятельности, протекающий неодинаково у различных детей, основанный на способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.
Цели и задачи речевого развития на занятиях для детей 2-3 лет В семье - учить понимать и выполнять простые инструкции. - учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом -Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. - учить использовать эти слова в речи. - рассматривать предметные и сюжетные картинки. - слушать и понимать несложные рассказы по ним - повторять рассказы по вопросам взрослого.
-формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции - обогащать словарь детей. - упражнять в умении называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях - расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов - учить обозначать словами свои и чужие действия - упражнять в умении соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. - учить понимать действия, изображенные на картинке - учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий). - вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей - поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. - способствовать развитию грамматического строя речи.
- упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения(на, под, рядом, сзади). -следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам) - помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований -развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь. - развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки. - продолжать учить дифференцировать звукоподражание - учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания -способствовать развитию речевого слуха. -Обозначать средствами звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты - развивать речевое дыхание. - упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков.
- развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). -поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми. Упражнять в умении обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку. - создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо)
Методы и приемы развития речи детей 2-3 лет Одной из отличительных особенностей программы « Из детства в отрочество » является то, что рекомендуется в начале каждого учебного года проводить специальное обследование всех сторон устной речи и моторных навыков.
Еще одной отличительной особенностью программы Из детства в отрочество является то, что на занятиях по развитию речи предполагается комплексное использование методов формирования правильного звукопроизношения, в частности, предусмотрено обязательное сочетание артикуляционной гимнастики и упражнений, развивающих мелкую моторику руки, а также упражнений, развивающих и совершенствующих речевой слух.
программа рекомендует создавать в групповых комнатах логоуголок – специальное место, обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи. Логоуголок оборудуется следующим образом: а) рабочий стол с выдвижными ящиками, б) большое зеркало над столом, в) маленькое зеркало для индивидуальной работы, г) настольная лампа, д) сюжетные и предметные картинки, е) картотека с описанием и фотографиями, объясняющими правильное выполнение артикуляционных упражнений, ж) специальные приспособления для постановки звуков: логопедические палочки, вата, спирт, счетные палочки, спички с очищенными от серы головками, штампики, карандаши и т.п.), з) дидактические пособия: книги с речевыми упражнениями, тетради со скороговорками и чистоговорками, рабочие тетради для индивидуальной работы с детьми.
Пальчиковые упражнения
детям предлагаются следующие типы упражнений: -статические упражнения для пальцев руки; -динамические упражнения для пальцев руки; -работа со счетными палочками (спичками); -задания на тренировку и совершенствование точных движений пальцев руки (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, завязывание и развязывание узелков и т.п.).
Методика развития речи в программе основана на следующих положениях. Знание возрастных особенностей и возможностей детей. Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка. Тесная связь с логопедическими технологиями. Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка. Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей. Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Спасибо за внимание!