МОУ Урлядинская ООШ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИКОНА И АВВАКУМА Урок по истории России 7 класс 2012-13 уч.год Разработала: учитель: Плишкина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Власть и церковь Церковный раскол. Россия после Смуты Власть царь Церковь Патриарх Михаил Романов Филарет Романов
Advertisements

В. Суриков «Боярыня Морозова». Тема урока : Русская православная церковь В XVII веке. Церковный раскол.
Урок истории. Дмитриева Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Костылёвская ООШ»
Раскол в русской православной церкви. Портрет Никона в "Титулярнике" 1672г. Будущий глава церкви Никита Минин родился в крестьянской семье деревни Вельдеманово.
Учитель истории: Егоркина Е.М Смута привела к противоречиям среди священнослужителей- патриарх Игнатий патриарх Игнатий поддержал.
Власть и церковь. Церковный раскол. В.Суриков. Боярыня Морозова.
Церковный раскол середины ХVII века. Вопрос 1 Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул 1.Великого патриарха 2.Великого государя 3.Великого.
Тема: Власть и церковь Церковный раскол. План урока: I. Проверка д/з §6 «Политическое развитие страны»: Индивидуальная работа у доски Работа в группах.
Власть и церковь. Церковный раскол. Презентация учителя истории ГБОУ СОШ 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Субботиной Натальи Игоревны.
Гаража НВ Отличие русской церковной обрядности от греческой Унификация службы и богослужебных книг - необходимое условие объединения церквей Украины и.
«Священство и царство». образование единого российского государства, претензии на роль «Третьего Рима» – центра православия образование единого российского.
Меню План урока 1. Церковь после Смуты. 2. Церковная реформа. 3. Борьба светской и цер- ковной власти. 4. Церковный собор гг. 5. Протопоп Аввакум.
Раскол в русской православной церкви Домашнее задание: § 11 ; вопрос 6,7 (с. 75) письменно.
Раскол в Русской Православной Церкви Выполнел;ученик 7 в класса Давидян Эдуард 900igr.net.
Меню План урока 1.Церковь после Смуты. (Патриарх Филарет). 2.Реформа патриарха Никона. 3.Церковный собор гг. 4.Протопоп Аввакум.
Тема : Власть и церковь. Церковный раскол. История Россия, 7 класс.
Раскол в Русской Православной Церкви Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ 18 Статьина В.В.
Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет Представитель древнего рода московских бояр Филарет в миру звался Фёдором Никитичем Романовым – он был племянником.
Тема урока: Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Беловолов В.Н. Ст. Ленинградская Краснодарского края.
Власть и церковь. Церковный раскол. Уч. Васильев А.В. 7 класс.
Транксрипт:

МОУ Урлядинская ООШ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИКОНА И АВВАКУМА Урок по истории России 7 класс уч.год Разработала: учитель: Плишкина Н.А.

Тема урока: ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИКОНА И АВВАКУМА

План урока: 1. Новая династия Романовых. 2. Начало раскола: А) Патриарх Никон. Церковная реформа ( гг) Б) Протопоп Аввакум и его деятельность. 3. Церковный Собор гг. 4.Дань памяти

Патриарх Филарет ( гг) Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов)-патриарх, отец Михаила Федоровича (первого царя из династии Романовых) В 1600 г царем Борисом Годуновым Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарет и сослан в Антониев Сийский монастырь Его жена Ксения Ивановна Шестова была пострижена под именем Марфы. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским Участвовал в свержении Лжедмитрия I В октябре 1608 г был захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где был наречен патриархом.Арестован поляками и до сентября 1619 г был в плену в Польше. После возвращения из плена в Москве был избран патриархом.Правил государством совместно с сыном Михаилом вплоть до своей смерти в 1633 г

Церковь в годы Смуты Смута Разрушение церквей. Убийства священников и монахов Патриарх Гемоген вдохновляли создание народных ополчений Усиление власти церкви на власть. Патриарх Филарет – соправитель царя.

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич) Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)( гг) с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), имевший также титул Великого Государя. Полный титул, усвояемый себе Никоном: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх. Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника.

От священника до патриарха Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Соловецком монастыре. В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.

Церковная реформа патриарха Никона ( гг) Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты). 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во вс ѣ м, яко начальника и пастыря и отца красн ѣ йшаго».вс ѣ м, яко начальника и пастыря и отца красн ѣ йшаго». Реформа - переустройство чего- либо.

До реформыПосле реформы Крещение двумя перстами; Земной поклон; Двукратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; Написание имени Христа Исус Крещение тремя перстами; Поясной поклон; Троекратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца; Написание имени Христа: Иисус Содержание церковной реформы.

Церковные книги греческого образца Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг) Одновременно шла сплошная проверка русских богослужебных книг. В конце 1653 г. Никон собрал в Кремле собор и предложил вопрос: «Следовать ли новым нашим печатным служебникам или греческим и нашим старым?» Большинство отвечало, что надо следовать старым славянским и греческим книгам. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить. Отныне разрешалось пользоваться только печатными книгами, сверенными с греческими оригиналами.

Строительство Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор. В 1656 году Никон добивается у царя разрешение на основание на Кий- острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь.. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. После опалы Никона в 1658 году все три монастыря были закрыты, строительство прекращено. Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году

Начало раскола Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев;( ) противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель. Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Один из них Аввакум. Раскольники ( старообрядцы) почитают Аввакума священномучеником и исповедником.

Жизненный путь Аввакума. Происходил из бедной семьи, начитанный, строгого нрава,он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил. Аввакум один из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и сослали в Тобольск на 6 лет. Путешествие Аввакума по Сибири

Страдания Аввакума Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей, остальным приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать падалью. Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)

Неистовый Аввакум В 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь. В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев. Аввакум был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год).

Труды Аввакума Начало «Жития» Аввакума со вступительной заметкой Епифания (в круге), автографы. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.

Смерть и посмертная судьба 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.Аввакум почитается как священномученик и исповедник. « Сожжение протопопа Аввакума» В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.

Конфликт светской и духовной власти Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. (г.р года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 января 1676 года) Никон, начал претендовать на первенствующую роль. Он образно сравнивал духовную и светскую власть с двумя небесными светилами - солнцем и луной, причем власть архиерейскую уподоблял солнцу, сияющему днем, а царскую - луне, которая светит отраженным светом. "Не от царей начальство священства приемлется, но от священства на царство помазуются, - писал Никон, - явлено много раз, что священство выше царства...«п был предопределен и только благорасположение Алексея Михайловича к духовному владыке оттягивало неизбежную развязку. Но двоевластие не могло продолжаться вечно. Царь уже начал тяготится опекой патриарха, а что касается знати, то она люто ненавидела выскочку, крестьянского сына, обращавшегося с родовитыми боярами как со своими холопами.

Церковный Собор гг. Приговор: "Отселе не будеши патриарх и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах". 12 декабря 1666 г. с Никона сняли клобук и панагию, и велели ему жить в тихо и безмятежно, а о своих согрешениях молить всемилостивого бога. "Знаю я и без вашего поучения, как жить", - язвительно ответил Никон. Царь не пришёл на заседание Собора..

Смерть и посмертная судьба После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли. Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха. Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; В 1682 году Фёдор Алексеевич повелевал причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.

Закрепление материала: 1. Лидер старообрядцев XVII в.писатель: а) Филарет б) Никон в) Аввакум 2. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу? а) Иосаф б) Игнатий в) Никон г) Филарет 3. Церковная реформа началась в: а) 1651 г. б) 1653 г. в) 1666 г. г) 1667 г. 4. В чем вы видите причины разногласий церковной и светской власти? 5.Что вам запомнилось из жизнеописания Никона Аввакума? 6. В чем вы видите причины разногласий Никона и Аввакума. К чему эти разногласия привели.

Дань памяти 5 августа 2006 года в Саранске открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону. Памятник протопопу Аввакуму в с. Григорово.

Итоги урока: Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако это привело к конфликту церковной и светской власти. Церковная реформа патриарха Никона привела к расколу приверженцев Русской Православной Церкви на никониан и старообрядцев и подчинению церкви государству. Домашнее задание: параграф 7, Р/т стр.22 Задание 1