ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « КОММУНИКАЦИЯ » Развиваем речь и коммуникативные способности детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Advertisements

Группа 1 Вторая младшая гг Детство примерная образовательная программа дошкольного образования Разработана на основе ФГОС дошкольного образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
Образовательная область «Коммуникация» Составила презентацию – Хомякова С.Н.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста Серова Елена Вячеславовна, учитель-логопед МДОУ д/с Кв 14 «Тополек» г.Южноуральск.
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 23 «Родничок»
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
LOGO Что знает и умеет дошкольник в 3,5 -4 года. Социальные отношения Задаёт много вопросов о людях, их действиях Различает людей по полу, возрасту(детей,
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
«Использование малых форм фольклора в группе раннего возраста». Подготовила: Шевченко С.Н., воспитатель раннего возраста 2-3 лет группа «Капитошка» Шевченко.
ГРУППА «ЗВОНКИЕ РОСИНКИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Центр развития ребенка -детский сад 39 «Росинка»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
© Фокина Лидия Петровна. МБДОУ «Солнышко» с. Ароматное.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « КОММУНИКАЦИЯ » Развиваем речь и коммуникативные способности детей.

Задачи воспитания и развития детей Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми - Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми. -Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым. -Стимулировать проявление признаков вне ситуативно- познавательного общения со взрослыми. - Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности- - Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. - Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, вы­ражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму про­ стого предложения или высказывания из 23 простых фраз. -Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.

- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах. - Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием. - Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

Задачи на практическое овладение нормами речи: Побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здо­роваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

Первая группа задач направлена на развитие коммуникативных умений детей. В младшей группе это общение с близкими для ребенка взрослыми членами семьи, воспитателем, помощником воспитателя. Наиболее оптимальным является индивидуальное об­щение со взрослым. Во взаимодействии со сверстниками для детей характерно эмо­ ционально-практическое общение: ребенок стремится привлечь внимание сверстника, ждет от него соучастия в играх, дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером. Вторая и третья группы задач предполагает развитие всех ком­ понентов устной речи детей в различных видах детской деятель­ности. Оказание помощи малышу в освоении разговорной речи. Развитие умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Практическое овладение нормами речи предполагает освоение детьми элементарных правил речевого этикета.

Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Развитие свободного общения со взрослыми и детьми По инициативе взрослого, дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия («Это мишка. Мишка спит», «Здесь зайка. Он ест морковку»). Отвечать на вопросы о себе («Как тебя зовут? Какого цвета твое платье?»). Узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о лю­бимых игрушках. Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры с общей игрушкой.

Вступать в игровое общение со сверстниками парное и в малой группе. Элементарно договариваться о совместных действиях («Давай строить гараж», «Давай катать машинки»), о ролях («Я буду варить суп. Приходите обедать») С помощью воспитателя узнавать яркие эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при об­щении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности.

Связная речь. Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сооб­щать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; зада­вать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т. п.) Дети начинают осваивать умения монологической речи: принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Большим куклам поставь большие чашки, а маленьким куклам маленькие чашки»); сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по кар­тинке из 34 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, приро­де, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассмат­ривать картинки

Грамматически правильная речь. Дети осваивают умения поль­ зоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; пра­вильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка котенок, ко­тята; осваивать структуру простого распространенного предложения: включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), определения («Пойду гулять с новой куклой»), обстоятельства («Кукла быстро, оделась на прогулку)»; осваивать способ словооб­разования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» крякает, кошка «мяу- мяу» мяукает; с помощью воспитателя строить слож­ные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союз­ными словами: «Киска мяукает она хочет есть», «Киска мяукает, потому что она хочет есть».

Звуковая культура речи. Дети учатся правильно произно­сить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие со­ гласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); развитие правильного речевого дыхания, слухового вни­ мания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; слы­шать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать а-а-а, песенка ветра у-у-у, ко­локольчика з-з-з, жука ж-ж-ж, мотора р-р-р, насоса с-с-с).

Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета) Дошкольники осваивают умения: знать и использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здрав­ствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), зна­комство (как тебя зовут, меня зовут..., давай играть); использовать обращение к собеседнику по имени, различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте здравствуй); узнавать детей в группе и называть их по именам, использовать ласковые формы имен (Лена Леночка, Ваня Ванечка); вежливо обращаться к воспитателю за помощью, привлекать к игровому общению сверс­тника.

Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель организует частое индивидуальное общение с ре­бенком на основе совместной деятельности с игрушками и пред­метами: вносит и обыгрывает новые игрушки, создает игровые си­туации («Украсим комнату куклы», «Соберем куклу на прогулку», «Построим гараж для машины», «Приготовим чай для кукол», «Куклы переезжают», «У куклы день рождения» и т.п.). При выполнении культурно-гигиенических процедур воспита­тель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол предметов посуды, при умывании предметов гигиены, при подготовке к прогулке предметов мебели, при одевании на прогулку и при подготовке ко сну предметов одежды.

На прогулке, в группе педагог стимулирует детей к правильно­му и четкому называнию предмета, его частей, признаков, дейст­вий с ним. При этом стремится к четким грамматически про­стым формулировкам без лишних слов и дополнительных объяс­нений. Воспитатель организует игры-драматизации по хорошо знако­ мым произведениям «Колобок», «Теремок», «Репка», стимулирует детей воспроизводить несложные ролевые диалоги.

В творческих играх вопросами и включением в игру стимули­рует детей правильно называть себя в игровой роли («Я мама»); называть игровые действия («Буду кормить дочку, варю кашу. До­стану тарелочку, ложку. Поела дочка. Помою посуду, чтоб чистая была»); отвечать на вопросы об игре («Куда ты везешь груз?», «Что будешь строить из кубиков?», «Может быть, ты построишь дорогу и сделаешь мост?» «Какие еще машины будут ездить по мосту ?»).

Воспитатель организует совместное с ребенком составление рас­сказа на тему, предложенную ребенком, с одновременным элемен­тарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В подобной ситуации ребенок чувствует себя равноправным парт­нером: он может в любой момент включиться в рассказывание и рисование. Другие дети по желанию могут стать наблюдателями или соучастниками деятельности: давать советы, предлагать свои варианты события. Педагог стимулирует совместное со взрослым построение выска­зывания из 23 предложений о событиях из жизни ребенка, об объ­ектах живой и неживой природы.

Педагог создает условия для развернутого речевого обращения ре­бенка к взрослому или сверстнику («Объясни Наташе, как ты хочешь играть с мячом»). Воспитатель привлекает внимание детей друг к другу, предлагая каждое утро здороваться со всеми детьми и индивидуально: «Поздо­ровайся с Сережей», «Скажи доброе утро" Свете», «Назови ласково Федю, чтобы он перестал плакать. Пожалей его». Воспитатель внимательно выслушивает детей, деятельно реагирует на их просьбы, упражняет в составлении самостоятельных высказыва­ний с опорой на события из личной или коллективной жизни.

Воспитатель организует игры на развитие речевого дыхания («Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и другие), на развитие фонематического слуха («Кто позвал?» «Что звучит?»). Для профилактики возможных нарушений звукопроизношения педагог ежедневно проводит упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата ребенка из серии «Веселый язычок», ис­пользует игры с пальчиками на основе фольклорных произведений. Ежедневным содержанием речевого взаимодействия с детьми являют­ся игры на звукоподражание («Кто как кричит», «Отгадай, кто в до­мике живет» и т. п.).

Воспитатель привлекает детей к комментированию (сопровожде­нию речью) своих действий в предметной деятельности («Возьму боль­шой кубик. Будет стульчик. А коробка стол. Сядь кукла. Будем пить сок»). Педагог стимулирует детей к проговариванию последующих действий к речевому планированию. Для этого включается в обще­ние с ребенком и предлагает рассказать, что будет делать дальше («Что еще захочет делать кукла? С кем она пойдет гулять?»). Воспитатель беседует с детьми об интересных фактах и событиях их жизни, о личных проблемах, близких людях, героях мультфильмов, домашних животных.

Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослы­ми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения. Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с про­сьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии. Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здо­ровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «по­жалуйста».

Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к со­вместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 34 предло­жений. Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспита­телем звук в словах и предложениях

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понима­ет речь, обращенную только к нему. На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, ис­пользует автономную речь («язык нянь»). Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотво­рения. Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками. Не использует элементарные формы вежливого речевого общения.