МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 Образ кошки в творчестве и жизни А.С.Пушкина. Выполнила: ученицы 5 класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин Работа выполнена ученицей 1 Г класса Шабановой Елизаветой.
Advertisements

«У лукоморья…» А.С.Пушкин. А.С.Пушкин Арина Родионовна.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт на право - песнь заводит, Налево – сказку говорит.
А.С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе «Что за чудо кошка-зверь…» (С.Я. Маршак).
Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) А.С. Пушкин У лукоморья дуб зелёный (Из поэмы "Руслан и Людмила) У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе.
Стихотворение А. С. Пушкина « У лукоморья дуб зелёный …» ( Отрывок из поэмы « Руслан и Людмила »)
Александр Сергеевич Пушкин. Создателем современного литературного языка считается Александр Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы.
Егорова Ирина Александровна Разработать план-проект музея кошек «Кошкин дом»; Создать музейную экспозицию; Изучить историю появления кошки в доме; Узнать,
«У лукоморья дуб зеленый…» Учебная ситуация ПИППКРО Владивосток, 2012.
Урок по литературе в 5-ом классе «Руслан и Людмила» - «Пролог» Александр Сергеевич Пушкин Подготовила: Сёмина Е.М.
Презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме: Урок по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(отрывок)
МАДОУ « РАДОСТЬ » - детский сад 66» А. С. Пушкин ( для детей 5-7 лет ) Выполнила воспитатель Шмакова А.С.
Презентация к уроку (литература, 5 класс) на тему: Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"
А.С.Пушкин ( ) Лицей, в котором учился А.С.Пушкин с г.
ВИКТОРИНА ЗАДАНИЕ 1 Как называются сказки, из которых взяты эти слова ?
Чем отличается проза от поэзии? Рифмы. История стихосложения.
Презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме: А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог).
А.С. ПУШКИН – СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ Работу выполнила Студентка 132 группы Федорова Виктория Министерство образования и науки Украины Коммунальное высшее.
Транксрипт:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 Образ кошки в творчестве и жизни А.С.Пушкина. Выполнила: ученицы 5 класса «А» МБОУ СОШ 5 г. Славянска - на – Кубани Соколова Алина. Научный руководитель Буряк Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы. Славянск - на – Кубани

Цель моего проекта : узнать как можно больше о роли кошек в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина Задачи проекта: - разобраться, что такое флексонемы; - узнать о роли кошек в жизни поэта; - рассмотреть образы кошек в произведениях литературы.

Во-первых, в этимологическом словаре я узнала, флесоним «кошка», происходит от существительного кот, далее от праслав. формы *kotъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., церк.- слав. котъка (Пов. врем. лет), русск. кот, укр. кіт (род. п. кота́), болг. кот, сербохорв. стар. ко̑т, чешск., польск., н.-луж. kotкотkotъкотъкакітkot

Во-вторых, А.С Пушкин не был фанатичным любителем кошек, но внимательно наблюдал за ними. В его литературных произведениях упоминается немало реальных и мистических кошек. Запечатлены они и на рисунках Пушкина, которых особенно много в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой, в замужестве Киселёвой.

Сказочные и мистические коты.

Перечитывая произведения поэта, я поняла, что самый знаменитый «кошачий» персонаж у Пушкина – это, безусловно, «кот учёный» из Пролога к поэме «Руслан и Людмила», погружающего читателя в особое сказочное пространство : У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Пойдёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…

Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» - это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт сказки сказывает, вниз идёт песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.

В стихотворении Пушкина «Гусар» кот мистически связан со своей хозяйкой-ведьмой. По сюжету бравый военный рассказывает байку о приключении в Малороссии, где он жил на постое душа в душу с вдовой Марусенькой. Однажды ночью ревнивый гусар увидел, как она, выпив зелье из склянки, вылетела в печную трубу: Эге! Смекнул в минуту я: Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя!… И с печки слез – и вижу: склянка. Понюхал: кисло! что за дрянь! Плеснул я на пол, что за чудо? Прыгнул ухват, за ним лохань И оба в печь. Я вижу: худо! Гляжу: под лавкой дремлет кот; И на него я брызнул склянкой – Как фыркнет он! Я: брысь!… И вот И он туда же за лоханкой…

С кошками связаны многие народные поверья и песни. Некоторые из них поэт использовал в романе «Евгений Онегин». В V главе говорится о том, что «Татьяна верила преданьям Простонародной старины»: Жеманный кот, на печке сидя, Мурлыча лапкой рыльце мыл: То несомненный знак ей был, Что едут гости. Среди чудовищ, которых видит Татьяна в своём вещем сне незадолго до дуэли Онегина и Ленского, фигурирует фантастическое существо «полужуравль и полукот».

В «Сказке о попе и работнике его Балде» в сцене у речки, где Балда требует оброк у бесов, Вынырнул подосланный бесёнок, Замяукал, как голодный котёнок… Ассоциация «бесёнок - котёнок» намекает на связь кошек с нечистой силой, с одной стороны, и на мнимую беспомощность, беззащитность маленького беса

Реальные кошки

В лицейском стихотворении «Послание к Галичу» наличие в комнате дремлющего кота помогает выразить атмосферу успокоения перед сном, придаёт всей картинке реалистичность: Уж тёмна ночь объемлет Брега спокойных вод; Мурлыча, в келье дремлет Спесивый старый кот

Герой повести «Дубровский» кузнец Архип спасает кошку на пожаре, но оставляет в закрытом горящем доме работников суда – приказных: « «Чему смеётеся, бесенята, сказал им сердито кузнец. Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, сказал он смущённой дворне, мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом»..

Львы и тигры у Пушкина

Определённую роль в произведениях Пушкина играют не только домашние кошки, но и их дикие родственники тигры и львы. Все эти животные как бы собраны вместе: 1.Сила и слабость. 2.Верное предсказание. 3. Непоколебимость

Тигры и львы в произведениях Пушкина в основном метафорические. Редким исключением из этого правила является упоминание тигра в стихотворении о древе яда «Анчар»: К нему и птица не летит, И тигр нейдёт

В повести « Выстрел» сравнение с тигром помогает глубже ощутить раздражённое состояние жаждущего мести Сильвио: «…При сих словах Сильвио встал, бросил об пол свою фуражку и стал ходить взад и вперёд по комнате, как тигр по своей клетке».

КОТ ЖеланныйГолодный БабушкинСтарыйЧёрный ЛукавыйСмелыйБесёнокУчёный

Заключение Мы видим, что 1.Великий русский поэт не был фанатичным любителем кошек, но относился с симпатией к этим грациозным животным, внимательно наблюдал за ними. 2.В его литературных произведениях упоминается немало реальных и мистических кошек, которые хоть и играют в основном метафорическими и вспомогательными персонажами, но играют немаловажную роль в его творчестве. 3.Их присутствие в сценах из произведений и на авторских рисунках помогает читателю более точно и объёмно воспринимать задуманные литературные образы, события жизни великого поэта и его окружения

Спасибо за внимание !