«УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» методическая тема учителя начальных классов, высшей категории Елены Васильевны Фельбуш с. Агинское.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕМА : Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Р ОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. Жидяева Ольга Анатольевна.
Advertisements

Задачи изучения лирики Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою Формирование умения воссоздать картины,
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Изобразительно- выразительные и образные средства русского языка.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Урок литературы в 6-м классе по теме «В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения "Черемуха"»
Зайцева Ираида Борисовна Учитель начальных классов Учитель начальных классов Стаж работы 29 лет Стаж работы 29 лет Высшая квалификационная категория Высшая.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9 ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА РОЛЬ ОБРАЗА МЕТЕЛИ В РАСКРЫТИИ ВТОРОГО ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Модуль «Основы светской этики». Учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики»
Сфера употребления художественного стиля Язык художественной литературы: стиль писателя Стиль литературного направления Задача речи Эстетическая Создание.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Транксрипт:

«УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» методическая тема учителя начальных классов, высшей категории Елены Васильевны Фельбуш с. Агинское 2010 год

Цель: изучение научного материала по теме: «Уроки литературного чтения в современной начальной школе»; Задачи: изучить методическую литературу по данной теме; литературу по данной теме; проучиться на дистанционных проучиться на дистанционных курсах повышения курсах повышения квалификации; квалификации; начать практическую подготовку начать практическую подготовку вопросов для анализа текстов вопросов для анализа текстов для 1 класса; для 1 класса;

Актуальность Главной задачей уроков чтения является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Главной задачей уроков чтения является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературного чтения являются размышления над случаями из жизни людей, их взаимоотношения друг с другом, с природой, животными, причинами и последствиями поступков человека, проблемами дружбы и любви и другими сложными жизненными вопросами. Содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературного чтения являются размышления над случаями из жизни людей, их взаимоотношения друг с другом, с природой, животными, причинами и последствиями поступков человека, проблемами дружбы и любви и другими сложными жизненными вопросами.

Основное содержание воспитывающего урока «… чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах». «… чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах». Л.В.Занков Л.В.Занков

Результаты моей работы Изучила литературу: Изучила литературу: Непомнящий В.С. «Лирика А.С.Пушкина как духовная биография», М. 2001г. Тодоров Л.В. «Работа над стихом в школе», М., 1965г. Первин И.Б «Воспитательные возможности коллективной деятельности школьников.» М., 1983 Проработала курс лекций по теме: Проработала курс лекций по теме: В.А.Лазарева «Уроки литературного чтения в современной начальной школе» (8 лекций),М., 2006г. Проучилась на дистанционных курсах в педагогическом университете «Первое сентября», Москва, г. Проучилась на дистанционных курсах в педагогическом университете «Первое сентября», Москва, г. Подготовила презентацию - теорию по теме (смотреть ниже); Подготовила презентацию - теорию по теме (смотреть ниже); Подобрала вопросы к некоторым текстам для первого класса; Подобрала вопросы к некоторым текстам для первого класса; Разработала и провела два открытых урока литературного чтения с презентациями; Разработала и провела два открытых урока литературного чтения с презентациями;

Модель современного урока литературного чтения Методы работы учителя исследовательский; исследовательский; частично – поисковый; частично – поисковый; эвристический; эвристический; Цель урока образование; образование; развитие; развитие; Содержание урока Самостоятельная и творческая деятельность учащихся по анализу художественного произведения; Самостоятельная и творческая деятельность учащихся по анализу художественного произведения; создание собственного текста; создание собственного текста;Результат навыки анализа художественного текста; навыки анализа художественного текста; нравственные понятия учащихся; нравственные понятия учащихся; навыки создания собственного текста; навыки создания собственного текста; Формы организации учебной деятельности учащихся разные виды анализа текста; разные виды анализа текста; творческие пересказы; творческие пересказы; дописывание сюжета; дописывание сюжета; составление структурных схем; составление структурных схем; рисунок (в т.ч. Устное словесное рисование); рисунок (в т.ч. Устное словесное рисование); отзывы, рецензии; отзывы, рецензии; мультфильмы; мультфильмы; сочинения (в т.ч. творческие); сочинения (в т.ч. творческие); инсценирование, театральные постановки; инсценирование, театральные постановки; дидактические игры; дидактические игры;

Изобразительно – выразительные и образные средства языка Фонетические средства: Аллитерация – повторение согласных Аллитерация – повторение согласных …То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.(взрывные к, т, п передают стук) К нам в окошко застучит.(взрывные к, т, п передают стук) Ассонанс – повторение гласных Ассонанс – повторение гласных Буря мглою небо кроет… ( гласные о, у создают впечатление воя ветра) Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета (Вот дождик вкрадчиво прокрапал) Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета (Вот дождик вкрадчиво прокрапал) Интонация – бывает ораторская, эпическая, разговорная Интонация – бывает ораторская, эпическая, разговорная Ритм – создает настроение, усиливает эмоциональные средства Ритм – создает настроение, усиливает эмоциональные средства Пауза – бывают: логические, эмоциональные Пауза – бывают: логические, эмоциональные Рифмы – в поэтической речи Рифмы – в поэтической речи

Лексические средства (тропы): Эпитет Эпитет «С деревьев ржавый лист валился…» (Ф.И.Тютчев) Сравнение Сравнение «Лес, словно терем расписной…» (И.Бунин) Метафора Метафора «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…» (А.С.Пушкин) Олицетворение Олицетворение «…И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу» (А.Блок) Фразеологизмы Фразеологизмы Лексический повтор Лексический повтор

Крылатые выражения Крылатые выражения Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки Устаревшие слова Устаревшие слова Ирония Ирония «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши». (И.Крылов) Парадокс Парадокс «Тише едешь – дальше будешь». Каламбур Каламбур Гипербола (преувеличение) Гипербола (преувеличение) Литота (преуменьшение) Литота (преуменьшение) Перифраза Перифраза «Унылая пора! Очей очарованье,(осень) Метонимия (я три тарелки съел) Метонимия (я три тарелки съел) Аллегория – иносказание, изображение в образе героя Аллегория – иносказание, изображение в образе героя Хитрость в образе лисы

Синтаксические средства. Умолчание – незаконченное высказывание Умолчание – незаконченное высказывание Вопросительное предложение Вопросительное предложение Риторический вопрос Риторический вопрос Риторическое обращение Риторическое обращение Риторическое восклицание Риторическое восклицание Вопросно – ответные конструкции Вопросно – ответные конструкции Период – одна часть повествование, вторая – вывод Период – одна часть повествование, вторая – вывод

Вывод: Л.Н. Толстой: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются ими и переживают их». «Чтение – прежде всего сотворчество». М. Цветаева М. Цветаева

Художественные роды литературы Эпос – повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни составляющих сюжет. Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств. Жизнь изображается через восприятие событий поэтом. Драма – произведение построено в виде диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.

Анализ эпического произведения С добром, когда оно С добром, когда оно говорит то, что ей говорит то, что ей хочется хочется Царица Чернавка Елисей Семь богатырей Зеркальце Соколко Царевна молодая любовь ненависть, стремление убить Со злом (разбив) Наказывает ей убить царевну «Я пожалую тебя!», «в душе её любя»

Ход анализа басни «Ворона и лисица». Сопоставление завязки сюжета басен Эзопа и Крылова (У Эзопа: «Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице») (вопросы) Изображение Лисы в басне И.А.Крылова (вопросы) Смысл басни И.А.Крылова, её мораль. (вопросы)

Анализ лирических произведений (алгоритм и технология работы) 1. Первичное чтение текста с заданием: «Нарисуйте то, что вы увидели». 2. Медленное чтение текста с анализом системы образов и ключевых слов. Слова объясняются (почему автор подыскал именно этот эпитет, метафору, сравнение). 3. Загадка текста??? 4. Возвращение к первым рисункам. Оценивание их. Вывод.

Вопросы для анализа стихотворения «Черемуха» С. Есенина Почему о дереве говорится как о цветке? Почему «с весною», а не «весною»? Почему автор использовал такое сравнение? Почему у поэта роса цвета меда? Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы поэт сказал «стекает», была бы другая картина? Что означает слово пряная? Почему оно применимо к черемухе? Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет? Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как в начале? Почему? Черёмуха осталось такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? Почему? А ручей – такой же? Каким он стал? Почему?

Драма. 1. Чтение текста. 2. Анализ, как художественное произведение, а затем как осмысление поступков. 3. Чтение по ролям – «застольного периода), где происходит «примеривание» ролей. 4. Игра на сцене.

Формирование нравственных понятий Нравственные представления 1 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Героизм,отвага,верность Решительность, настойчивость («Лиса и Заяц») Смелость как преодоление страха (Л.Толстой «Прыжок») Верность в дружбе (Л.Толстой «Лев и собачка») Способность на поступок (В.Железняков «Рыцарь») Основа героизма – любовь к родине («Бой на Калиновском мосту») Отвага, благородство, честь (Ю. Левитанский «Мальчики») Долг, ответственность Долг перед родными и близкими (Л.Толстой «Старый дед и внучек») Ответственность за дело, за другого «Гуси – лебеди» Ответственность за свою судьбу (К.Паустовский «Теплый хлеб» Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе А.Пушкин «сказка о царе Салтане…»

Формирование нравственных понятий Нравственные представления 1 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Сплоченность, коллективизм Забота и помощь в семье (Л.Толстой «Отец и сыновья» Дружба, дружеские отношения, преодоление личного эгоизма в дружбе и любви (Артюхова «Большая береза») Общинность русского мира и сознания (Бажов «Серебряное копытце») Народ и человечество как единый коллектив, сплоченность людей, стремление к справедливости (Л.Толстой «Сказка о царе Салтане…») Совесть, совестливость Бессовестность, формирование совестливости через внешнее моральное требование (Л.Толстой «Косточка», «Старый дед») Стыд за плохой поступок, формирование самооценки (Артюхова «Большая береза») Формирование самооценки, самоконтроля (К.Паустовский «Теплый хлеб», Б.Житков»Как я ловил человечков») Нравственная норма как мотив поведения (К.Паустовский «Заячьи лапы»)

Спасибо за внимание!