«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает ». Георг Зиммель «Современный урок – это зеркало общей и педагогической культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Advertisements

«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Городской трехступенчатый семинар для заместителей директора по проблеме «Обучение школьников методом уровневой дифференциации» (3 ступень ) МОУ «Средняя.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом месте стоит личность, его интересы, а предметы – на втором.
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Анализ урока Методическое совещание. Методика системного анализа урока 1. Выявить триединую цель урока (образовательную, развивающую, воспитательную)
Подготовила: учитель Тверитинова О.Н Методы обучения. Современный урок.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через проблемное обучение «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Транксрипт:

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает ». Георг Зиммель «Современный урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает ». Георг Зиммель «Современный урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Три постулата

не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития; доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребенка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия; сопровождать педагогические требования инструкцией раскрывающей легкий способ исполнения требуемого раскрывать положительную программу действий на каждый данный момент взаимодействия. Придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, т.е., требования не делать чего-либо; доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребенка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия; сопровождать педагогические требования инструкцией раскрывающей легкий способ исполнения требуемого раскрывать положительную программу действий на каждый данный момент взаимодействия. Придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, т.е., требования не делать чего-либо; Пять организационных правил современного урока

не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, так, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления его личностного «Я». не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, так, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления его личностного «Я». Пять организационных правил современного урока

это урок развивающего обучения, которое по определению И. С. Якиманской обеспечивает «полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие ». это урок развивающего обучения, которое по определению И. С. Якиманской обеспечивает «полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие ». Современный урок

Ю.А.Конаржевский, характеризуя современный урок, отмечает, что его целью является обеспечение условий для становления ученика как субъекта учебной деятельности, а развитие личности – прямой, а не опосредованный результат. Знание в данной системе является не самоцелью, а средством развития. Современный урок

Современный урок основан на том, что предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебная деятельность, которая, конечно, предполагает определенный учебный материал. Учитель не преподает, а организует учебную деятельность, поэтому основные методы обучения связаны с организацией деятельности учащихся на уроке.

Учитель должен добиться, чтобы ребенок принял учебную задачу, сформулировал ее сам для себя, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей. Ведущее место на современном уроке уделяется вопросам формирования самоконтроля учащихся (внутреннего контроля ) и особенно рефлексивному виду самоконтроля как важнейшему условию эффективности учебных действий учащихся. Учитель должен добиться, чтобы ребенок принял учебную задачу, сформулировал ее сам для себя, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей. Ведущее место на современном уроке уделяется вопросам формирования самоконтроля учащихся (внутреннего контроля ) и особенно рефлексивному виду самоконтроля как важнейшему условию эффективности учебных действий учащихся.

Учителем широко используются три системы взаимодействия: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество детей с учителем, сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения. Весь процесс учебной деятельности основан на организации радости открытий, на коллективном труде, на самоуправлении и самореализации личности, на организации успеха. Учителем широко используются три системы взаимодействия: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество детей с учителем, сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения. Весь процесс учебной деятельности основан на организации радости открытий, на коллективном труде, на самоуправлении и самореализации личности, на организации успеха.

В педагогической литературе представлены разнообразные типы уроков, которые классифицируются исходя из разных оснований. М. И. Махмутов классифицирует уроки по цели организации занятий, содержания и способов проведения урока. В основе классификации С.В.Иванова находятся основные стадии хода обучения. Типология уроков И.Н.Казанцева и О.Г. Хазанкина основана на формах организации обучения. В массовой педагогической практике наиболее распространенной является классификация уроков В.А. Онищука и И.П. Подласого по основной образовательной цели занятия В педагогической литературе представлены разнообразные типы уроков, которые классифицируются исходя из разных оснований. М. И. Махмутов классифицирует уроки по цели организации занятий, содержания и способов проведения урока. В основе классификации С.В.Иванова находятся основные стадии хода обучения. Типология уроков И.Н.Казанцева и О.Г. Хазанкина основана на формах организации обучения. В массовой педагогической практике наиболее распространенной является классификация уроков В.А. Онищука и И.П. Подласого по основной образовательной цели занятия Типология урока

Учитель должен добиться, чтобы ребенок принял учебную задачу, сформулировал ее сам для себя, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей. Ведущее место на современном уроке уделяется вопросам формирования самоконтроля учащихся (внутреннего контроля ) и особенно рефлексивному виду самоконтроля как важнейшему условию эффективности учебных действий учащихся. Учитель должен добиться, чтобы ребенок принял учебную задачу, сформулировал ее сам для себя, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей. Ведущее место на современном уроке уделяется вопросам формирования самоконтроля учащихся (внутреннего контроля ) и особенно рефлексивному виду самоконтроля как важнейшему условию эффективности учебных действий учащихся.

Понятие «структура урока» как объект включает в себя три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы включаются в занятие) связь ( как они взаимосвязаны). Понятие «структура урока» как объект включает в себя три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы включаются в занятие) связь ( как они взаимосвязаны). Структура урока как целостного процесса

В переводе с французского этап означает отрезок времени в развитии какого-либо движения, процесса. Структура урока как целостного процесса определяется характером связи этих этапов и зависит от их набора, очередности осуществления, размеров. В переводе с французского этап означает отрезок времени в развитии какого-либо движения, процесса. Структура урока как целостного процесса определяется характером связи этих этапов и зависит от их набора, очередности осуществления, размеров. Стадии урока в дидактике именуются этапами.

типу урока должна соответствовать его дидактическая цель и структура. Данное правило можно записать в следующем виде: Цель урока = типу урока = структуре урока типу урока должна соответствовать его дидактическая цель и структура. Данное правило можно записать в следующем виде: Цель урока = типу урока = структуре урока

Метод обучения ( от греч. Metodos – буквально: путь к чему-либо) – один из важнейших компонентов урока. Метод обучения имеет свою специфику, которая заключается в том, что ученик служит объектом воздействия учителя и одновременно является субъектом, который сам осуществляет деятельность. Метод обучения ( от греч. Metodos – буквально: путь к чему-либо) – один из важнейших компонентов урока. Метод обучения имеет свою специфику, которая заключается в том, что ученик служит объектом воздействия учителя и одновременно является субъектом, который сам осуществляет деятельность. Методы организации учебной деятельности учащихся

метод – это не сама деятельность, а способ ее осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности, поэтому обязательно осознан; метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов; метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения цели; метод – это не сама деятельность, а способ ее осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности, поэтому обязательно осознан; метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов; метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения цели; Методы обучения имеют следующие особенности (по М.М.Левиной):

каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности; метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи. каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности; метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи.

каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности; метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи. каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности; метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи.

соответствие цели урока; соответствие содержанию учебного материала; соответствие формам организации познавательной деятельности учащихся; соответствие реальным учебным возможностям учащихся; учет педагогом собственных возможностей по использованию методов; соответствие цели урока; соответствие содержанию учебного материала; соответствие формам организации познавательной деятельности учащихся; соответствие реальным учебным возможностям учащихся; учет педагогом собственных возможностей по использованию методов; основные критерия выбора методов обучения

Важной составляющей урока является форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя логика, неразрывно связанная с определенным содержанием». Важной составляющей урока является форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя логика, неразрывно связанная с определенным содержанием». Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке

перед всеми учащимися одновременно поставлена определенная учебная цель; задание по содержанию одинаково для всех; в основе этой формы лежит совместная работа учителя и учащихся, реализующая отношения «деятельность учителя деятельность ученика - деятельность класса»; всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя в виде общих указаний без учета особенностей типологических групп школьников и индивидуальных особенностей каждого из них; руководство по выполнению задания осуществляется полностью учителем; подводятся итоги деятельности некоторых учащихся. перед всеми учащимися одновременно поставлена определенная учебная цель; задание по содержанию одинаково для всех; в основе этой формы лежит совместная работа учителя и учащихся, реализующая отношения «деятельность учителя деятельность ученика - деятельность класса»; всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя в виде общих указаний без учета особенностей типологических групп школьников и индивидуальных особенностей каждого из них; руководство по выполнению задания осуществляется полностью учителем; подводятся итоги деятельности некоторых учащихся. Фронтальной формой деятельности учащихся на уроке является такой способ организации работы школьников, когда:

научиться делать так, как делает учитель или другие ученики. Для успешной организации фронтальной работы на уроке задания должны удовлетворять таким требованиям: 1) основу заданий должны составлять стандартные и обучающие задачи; 2) для выполнения заданий необходимо использовать самостоятельные работы воспроизводящего типа. Выполнение одинаковых заданий при фронтальной форме работы позволяет большинству школьников усвоить учебный материал за сравнительно короткий срок, но не обогащает опытом познавательной деятельности, не способствует развитию самостоятельности учащихся. Учитель сам задает цель, указывает пути и средства ее достижения, контролирует ход и процесс выполнения заданий. научиться делать так, как делает учитель или другие ученики. Для успешной организации фронтальной работы на уроке задания должны удовлетворять таким требованиям: 1) основу заданий должны составлять стандартные и обучающие задачи; 2) для выполнения заданий необходимо использовать самостоятельные работы воспроизводящего типа. Выполнение одинаковых заданий при фронтальной форме работы позволяет большинству школьников усвоить учебный материал за сравнительно короткий срок, но не обогащает опытом познавательной деятельности, не способствует развитию самостоятельности учащихся. Учитель сам задает цель, указывает пути и средства ее достижения, контролирует ход и процесс выполнения заданий. Для учащихся при фронтальной форме деятельности цель приобретает индивидуальный характер :

перед всеми учащимися одновременно поставлена общая цель; задание по содержанию одинаково для всех; в основе формы деятельности лежит коллективная работа учащихся класса, реализующая отношения «деятельность учителя – деятельность класса – деятельность ученика»; всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя и взаимопомощь со стороны самих учащихся; перед всеми учащимися одновременно поставлена общая цель; задание по содержанию одинаково для всех; в основе формы деятельности лежит коллективная работа учащихся класса, реализующая отношения «деятельность учителя – деятельность класса – деятельность ученика»; всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя и взаимопомощь со стороны самих учащихся; Коллективная форма деятельности учащихся на уроке

задание должно обладать достаточной степенью проблемности; позволять учащимся сделать какое-либо обобщение; предусматривать применение полученных результатов к решению других задач. Основу таких заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи, для выполнения которых необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов. задание должно обладать достаточной степенью проблемности; позволять учащимся сделать какое-либо обобщение; предусматривать применение полученных результатов к решению других задач. Основу таких заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи, для выполнения которых необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов. одинаковые по содержанию задания должны удовлетворять следующим требованиям:

перед всеми типологическими группами учащихся одновременно поставлена некоторая учебная цель как общая цель для членов группы; содержание задания либо одинаково для всех групп, либо дифференцировано с учетом их особенностей; в основе формы деятельности лежит коллективная работа учащихся группы, реализующая отношения «деятельность учителя – деятельность группы – деятельность ученика»; перед всеми типологическими группами учащихся одновременно поставлена некоторая учебная цель как общая цель для членов группы; содержание задания либо одинаково для всех групп, либо дифференцировано с учетом их особенностей; в основе формы деятельности лежит коллективная работа учащихся группы, реализующая отношения «деятельность учителя – деятельность группы – деятельность ученика»; Групповая форма деятельности учащихся

помимо одинаковой помощи всем учащимся класса оказывается специальная помощь отдельным группам в виде дополнительных указаний с учетом особенностей учеников данной группы; руководство по выполнению задания осуществляет член группы; подводятся итоги деятельности каждой группы. помимо одинаковой помощи всем учащимся класса оказывается специальная помощь отдельным группам в виде дополнительных указаний с учетом особенностей учеников данной группы; руководство по выполнению задания осуществляет член группы; подводятся итоги деятельности каждой группы.

руководство по выполнению задания осуществляет учитель и частично сами учащиеся; подводятся итоги работы учащихся класса в целом, как общий достигнутый результат всех учеников. Общая цель, поставленная перед классом, обязательно предполагает самостоятельное нахождение (открытие) учеником новых знаний или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия. руководство по выполнению задания осуществляет учитель и частично сами учащиеся; подводятся итоги работы учащихся класса в целом, как общий достигнутый результат всех учеников. Общая цель, поставленная перед классом, обязательно предполагает самостоятельное нахождение (открытие) учеником новых знаний или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия.

основу заданий должны составлять как обучающие, так и поисковые, проблемные задачи для выполнения заданий необходимо использовать на уроке все типы самостоятельных работ Задание должно предусматривать полное или частичное его выполнение каждым членом группы. Задание считается выполненным, если каждый учащийся группы понял, как оно выполнено, и может выполнить его и аналогичные задания самостоятельно. основу заданий должны составлять как обучающие, так и поисковые, проблемные задачи для выполнения заданий необходимо использовать на уроке все типы самостоятельных работ Задание должно предусматривать полное или частичное его выполнение каждым членом группы. Задание считается выполненным, если каждый учащийся группы понял, как оно выполнено, и может выполнить его и аналогичные задания самостоятельно. Требования к заданиям :

Учитель следит за работой групп, помогает руководителям групп осуществлять руководство группой. Группы обязательно отчитываются перед классом. Формы отчета могут быть разнообразными. Учитель следит за работой групп, помогает руководителям групп осуществлять руководство группой. Группы обязательно отчитываются перед классом. Формы отчета могут быть разнообразными.

перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как сугубо индивидуальная, личная цель деятельности; содержание задания либо одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано; в основе формы деятельности лежит самостоятельная индивидуальная работа каждого учащегося, реализующая отношения «деятельность учителя – деятельность ученика»; перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как сугубо индивидуальная, личная цель деятельности; содержание задания либо одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано; в основе формы деятельности лежит самостоятельная индивидуальная работа каждого учащегося, реализующая отношения «деятельность учителя – деятельность ученика»; Индивидуальная форма деятельности учащихся на уроке

отдельным учащимся оказывается особая помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений, интереса к предмету наряду с первыми двумя видами помощи; выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно; подводятся итоги деятельности каждого учащегося. отдельным учащимся оказывается особая помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений, интереса к предмету наряду с первыми двумя видами помощи; выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно; подводятся итоги деятельности каждого учащегося.

Дифференциация заданий осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Основная функция учителя при использовании индивидуальной формы организации учебной деятельности – контроль за деятельностью учащихся и организация их самостоятельной работы. Дифференциация заданий осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Основная функция учителя при использовании индивидуальной формы организации учебной деятельности – контроль за деятельностью учащихся и организация их самостоятельной работы.

Использование индивидуальной и индивидуализированных форм позволяет достичь высшую степень самостоятельности учащихся, поскольку каждый ученик сам руководит выполнением своего задания, действия учащихся изолированы как от действия учителя, так и от действий одноклассников. При оценке действий ученика учителем проводится сравнение этих действий с прошлыми действиями того же ученика или с установленными нормами этих действий. Использование индивидуальной и индивидуализированных форм позволяет достичь высшую степень самостоятельности учащихся, поскольку каждый ученик сам руководит выполнением своего задания, действия учащихся изолированы как от действия учителя, так и от действий одноклассников. При оценке действий ученика учителем проводится сравнение этих действий с прошлыми действиями того же ученика или с установленными нормами этих действий.