Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новикова Лариса Евгеньевна, педагог-психолог МДОБУ «Детский сад 17 «Сказка"
Advertisements

Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Воспитатель : Витова Е. М. МБДОУ ДС КВ 25 Пгт Афипский.
Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие.
Честный вымысел. Отражает те стороны жизни, на которые направлено ее внимание (предоставляет человеку возможность приподняться над своей проблемой, посмотреть.
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Игра - своеобразная форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Сюжетно - ролевая игра в детском саду. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания.
Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50-
1. Коммуникативные способности дошкольников, этапы их формирования. МАОУНШДС 25 Зам по УВР – Дьяченко Л.В.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 33 «Малинка» ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Подготовила: Старший.
Выполнила: Пашкова Алена Игоревна Учитель МБОУ СОШ 75.
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Консультация «Особенности подбора игр и приемов при взаимодействии с агрессивными и тревожными детьми» Подготовил: Педагог-психолог МБДОУ 22 А.И. Карпиевич.
«Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею» Подготовила: воспитатель Шишкоедова В.Н. с. Троицкое Детский сад 2 «Рябинушка»
Использование сюжетных игр в коррекции речи дошкольников Доклад Учителя-логопеда МБДОУ детского сада 6 Красногорского района И.Н. Смирновой.
Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога как основа успешного развития личности учащихся Педагог-психологКалмыкова Оксана Алексеевна.
Транксрипт:

Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста

Аффективные дети Индивидуальный подход к детям не означает возню с уединенной капризничающей личностью. А.С.Макаренко Аффекты – (от лат.affektus – сильные эмоции) – это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными. Аффекты – (от лат.affektus – сильные эмоции) – это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.

В каждом детском саду встречаются так называемые аффективные дети, склонные к частым, острым и разрушительным эмоциональным реакциям. Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. В каждом детском саду встречаются так называемые аффективные дети, склонные к частым, острым и разрушительным эмоциональным реакциям. Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость.

Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребёнок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами её переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребёнка на наличную картину, уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитым воображения у ребёнка. Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребёнок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами её переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребёнка на наличную картину, уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитым воображения у ребёнка.

Причины аффективного поведения Неудачи в учёбе Внутренний дискомфорт Напряжённость жизни Характер и темперамент Склонность к аффективному поведению конфликты

Внешними проявлениями аффективности детей являются следующие признаки: Внешними проявлениями аффективности детей являются следующие признаки: - в определённой ситуации теряются, замыкаются, плачут; - в определённой ситуации теряются, замыкаются, плачут; - боятся засыпать, перед сном напряжённо ждут старшего; - боятся засыпать, перед сном напряжённо ждут старшего; - не могут переключить своё внимание, находятся под влиянием данной ситуации - не могут переключить своё внимание, находятся под влиянием данной ситуации - не могут включиться в коллективную игру, занятие; - не могут включиться в коллективную игру, занятие; - боятся животных всех подряд или одного; - боятся животных всех подряд или одного; - скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими; - скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими; - проявляют скрытость из-за боязни попасть в определенную ситуацию; - проявляют скрытость из-за боязни попасть в определенную ситуацию; - не могут выбрать что-либо, хотят взять все; - не могут выбрать что-либо, хотят взять все; - предлагают нечто несуразное; - предлагают нечто несуразное; - в конкретной ситуации не знают, как поступить; - в конкретной ситуации не знают, как поступить; - сверхпослушны, в определенной ситуации вначале пугаются, а потом действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых; - сверхпослушны, в определенной ситуации вначале пугаются, а потом действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых; - часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками, могут впадать в состояние кратковременной истеричности; - часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками, могут впадать в состояние кратковременной истеричности; - боятся, но, затаив дыхание, смотря и слушают «скромно», после этого проявляют «повышенную боязливость». - боятся, но, затаив дыхание, смотря и слушают «скромно», после этого проявляют «повышенную боязливость».

Характерные черты аффективности детей Характерные черты аффективности детей - зависимость от конкретной ситуации, замыкание в ней; - зависимость от конкретной ситуации, замыкание в ней; - рефлекторное перенесение страха на другие безопасные ситуации; - рефлекторное перенесение страха на другие безопасные ситуации; - низкий уровень произвольности поведения; - низкий уровень произвольности поведения; - четкое разделение познавательной и чувствительной сфер; - четкое разделение познавательной и чувствительной сфер; - пассивность, внешняя послушность. - пассивность, внешняя послушность.

Методика коррекции аффективного поведения разработана Е.Е. Кравцовой, А.А. Нурахоновой, В.В. Степановой (1990). Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. В современной психолого-педагогической литературе описывают 4 вида игры: сюжетно-ролевая, режиссёрская, в которой ребёнок одновременно является автором сюжета. В коррекции используются игры третьего и четвёртого вида. Коррекционная работа с детьми предполагает три стадии. Методика коррекции аффективного поведения разработана Е.Е. Кравцовой, А.А. Нурахоновой, В.В. Степановой (1990). Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. В современной психолого-педагогической литературе описывают 4 вида игры: сюжетно-ролевая, режиссёрская, в которой ребёнок одновременно является автором сюжета. В коррекции используются игры третьего и четвёртого вида. Коррекционная работа с детьми предполагает три стадии.

Стадия 1 – сюжетно-ролевая игра В игре ребенок берет на себя не просто роль, а роль образ сильного, веселого, храброго, хитрого, который поможет ребенку чувствовать себя уверенно. Это может быть и волшебник, и царь, и герой-рыцарь, и т.п. С помощью роли-образа ребенок становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В этих организованных играх нет сопряженных ролей и ролевых отношений. В данном случае основная функция роли-образа – преодоление личностного послушания ребенка. Проигрывание ролей способствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией. Задача игровой деятельности заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься как естественное выражение его «Я», что позволит снять многие аффективные реакции. В игре ребенок берет на себя не просто роль, а роль образ сильного, веселого, храброго, хитрого, который поможет ребенку чувствовать себя уверенно. Это может быть и волшебник, и царь, и герой-рыцарь, и т.п. С помощью роли-образа ребенок становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В этих организованных играх нет сопряженных ролей и ролевых отношений. В данном случае основная функция роли-образа – преодоление личностного послушания ребенка. Проигрывание ролей способствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией. Задача игровой деятельности заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься как естественное выражение его «Я», что позволит снять многие аффективные реакции.

1 этап. Взрослый обучает ребенка владению образом- ролью, предлагает сюжет игры. В игре ребенок становится всемогущ, учится управлять ситуацией, защищать слабых, побеждать злых. Для этого ребенку можно предложить, к примеру, такую ситуацию: два героя сталкиваются с препятствиями, попадают в беду. Один из них теряется, плачет, не знает, что делать. Другой ищет выход. Ему на помощь приходит кто-то всемогущий, который с помощью волшебной палочки, ума, силы, хитрости помогает выйти из трудного положения.

2 этап. Ситуация кардинально меняется. Теперь проигрываемый ребенком сюжет лишь вначале задается взрослым, а дальше реализуется ребенком самостоятельно. Если в начале 1 этапа ребенок нуждается в напоминаниях взрослого, то на следующем этапе ребенок уже преимущественно самостоятельно, без помощи взрослого, пытается решить свои проблемы, «конфликтную ситуацию». Ребенок игру придумывает самостоятельно, а взрослый лишь вводит в нее конфликтные ситуации. Перед ребенком стоит задача – с помощью образа- роли найти выход из ситуации, избежать проявления аффекта. 2 этап. Ситуация кардинально меняется. Теперь проигрываемый ребенком сюжет лишь вначале задается взрослым, а дальше реализуется ребенком самостоятельно. Если в начале 1 этапа ребенок нуждается в напоминаниях взрослого, то на следующем этапе ребенок уже преимущественно самостоятельно, без помощи взрослого, пытается решить свои проблемы, «конфликтную ситуацию». Ребенок игру придумывает самостоятельно, а взрослый лишь вводит в нее конфликтные ситуации. Перед ребенком стоит задача – с помощью образа- роли найти выход из ситуации, избежать проявления аффекта.

Результатом коррекционной работы на этом этапе является то, что дети становятся более уверенными в себе, с удовольствием берут на себя образ-роль. Заметно обогащаются и разнообразятся сюжеты игры. Дети все меньше ориентируются на взрослого, более активно используют накопленный опыт, начинают привносить в игру много нового. Таким образом дети научатся переосмысливать ситуацию и находить выход из нее с помощью образа-роли.

Стадия 2 – режиссерская игра Вторая стадия коррекционной работы направлена на обучение детей различным режиссёрским играм и состоит из трёх этапов. 1 этап – учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, а также низкий уровень их игры, важно научить ребёнка игровым действиям в режиссёрской игре. С этой целью может использоваться набор кубиков. Например: взрослый берёт большой кубик и, передвигая его в пространстве, говорит: «Как-то раз идёт Великан, большой, лохматый такой». Другой рукой строит из маленьких кубиков забор и продолжает: «Вдруг видит забор. Он подумал - это расчёска». Взрослый берёт маленький кирпичик-забор и говорит, расчёсывая: «Какой я лохматый. Теперь можно причесаться. Хорошая расчёска». Взрослый кладёт кирпичик и говорит: «Расчесался Великан, поставил забор на место и пошёл дальше, довольный расчёской…»

2,3 этапы решают задачу научения детей самостоятельно составлять сюжет. Для этого следует предложить несколько игрушек, например: Карандаш, Чипполино, Дракон, овощи, звери, и попросить поиграть с ними. Когда дети в должной мере овладеют режиссёрской игрой, им предлагается разрешать в ней различные конфликтные ситуации. Довести до конфликта и окончить игру. Например: «Однажды Карандаш отправился гулять и встретил Дракона. Дракон говорит: «Подойди ко мне поближе, я шепну тебе что-то». Карандаш наклонился, а Дракон схватил его за нос». Ребёнок должен продолжить по-другому: «Тут Карандаш говорит Дракону: «Я весёлый человек. Зачем ты за нос меня схватил, чтобы съесть?» Дракон разжал пасть и выпустил Карандаша. Карандаш побил Дракона, и он стал добрый». Если концовка, предложенная ребёнком, снова носит аффективный характер, игры закрепляются. С помощью предметов (символических кубиков) ребёнок выходит из конфликта и избегает аффективных реакций.

Стадия 3 – вербальные игры Третья стадия коррекции предполагает организацию вербальных игр. Вначале ребёнку предлагаются неопределённые ситуации, которые он должен только завершить. Этот этап начинается с ситуации внутреннего конфликта. Надо убедиться, что ребёнок может окончить ситуацию без помощи материальных средств, что окончание будет эмоционально благополучным. Ситуация предполагает наличие лишь взрослого и ребёнка, общение требует особого внимания. Игровая ситуация создаётся без игрушек. Поэтому рассказ взрослого должен быть эмоциональным и в нём позиция автора и разных персонажей выделяется голосом.

Если коррекционная работа прошла успешно, то к её завершению легко убедиться, во-первых, в повышении уровня развития воображения, во- вторых, в появлении у ребёнка особой внутренней позиции, в исчезновении в его поведении разрушительных аффективных проявлений. Дети будут характеризоваться большей произвольностью поведения.